Четверг, 1 декабря

Выступление заместителя руководителя делегации Российской Федерации, заместителя директора Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России К.В.Воронцова в ходе тематической дискуссии по разделу «Ядерные вооружения» в Первом комитете 77-й сессии ГА ООН, Нью-Йорк, 17 октября 2022 года

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Уважаемый господин Председатель,

Практическое продвижение по треку ядерного разоружения можно обеспечить только на основе консенсуса, придерживаясь линии на выверенные поэтапные сокращения в контексте Статьи VI ДНЯО и императивности поддержания стратегического баланса на основе принципа равной безопасности. В целях обеспечения прогресса на этом пути, а также придания ему устойчивого характера нужны консолидированные усилия международного сообщества по созданию такого климата в области безопасности, который благоприятствовал бы дальнейшему ограничению и сокращению, а в перспективе и полной ликвидации ядерных вооружений. Ценен вклад каждого государства. Неядерные страны наравне с ядерными должны на деле способствовать общему снижению уровня международной напряженности и формированию реалистичной глобальной разоруженческой повестки дня.

Несмотря на явный прогресс в сокращении ядерных вооружений, в адрес ядерных держав выдвигаются обвинения в пренебрежении своими разоруженческими обязательствами. Не можем согласиться с такой трактовкой, по крайней мере, по отношению к России. Мы неукоснительно и в полном объеме выполняем свои обязательства по ДНЯО. Строго следуя этому курсу, выработали и заключили ряд международных соглашений по сокращению и ограничению ядерных вооружений, а также предприняли важные односторонние шаги в данной сфере. В результате Россия сократила свой потенциал стратегических вооружений на 85% по сравнению с пиковыми значениями 1980-х гг., а нестратегическое ядерное оружие (НСЯО) – на три четверти от уровня, которым располагал СССР в 1991 г. При этом всё российское НСЯО переведено в категорию неразвернутого и сосредоточено на централизованных базах хранения на национальной территории.

По российской инициативе в феврале прошлого года на пять лет был продлен Договор о СНВ. В июле 2021 г. по договоренности президентов России и США был инициирован комплексный диалог по стратегической стабильности, в ходе которого предполагалось рассмотреть все вопросы в области безопасности, вызывающие озабоченности у сторон, и определить возможные пути их урегулирования политико-дипломатическими методами, включая механизмы контроля над вооружениями. Однако США девальвировали данные диалоговые усилия, демонстративно отвергнув наши оправданные требования отказаться от курса на ущемление коренных интересов России в области безопасности и вынудив нас на принятие контрмер. Столкнувшись с нашим решительным отпором, США предпочли «заморозить» стратдиалог. Со своей стороны осознаём особую ответственность двух крупнейших ядерных держав за обеспечение мира и безопасности. В принципиальном плане остаёмся открытыми к работе по снижению напряжённости, недопущению гонки вооружений и минимизации стратегических рисков. Однако это будет возможно исключительно на основе равноправия и уважения интересов России.

На протяжении десятилетий Россия последовательно и неуклонно снижала место и роль ядерного оружия в своей Военной доктрине. Наша политика в области ядерного сдерживания носит сугубо оборонительный характер, а условия для применения ядерного оружия ограничиваются чрезвычайными обстоятельствами, которые чётко определены в российских руководящих документах, открытых для широкого ознакомления.

При этом обладание ядерными вооружениями пока остается для нашей страны единственным возможным ответом на конкретные внешние угрозы. Развитие ситуации в Европе подтверждает обоснованность наших озабоченностей. Грубо нарушив принцип равной и неделимой безопасности, НАТО сделала ставку на безудержную вредоносную экспансию к нашим границам в ущерб безопасности России. Была отвергнута российская инициатива о выработке обязывающих договоренностей, которые гарантировали бы восстановление предсказуемости и стабильности на наших западных рубежах и на европейском пространстве в целом. Вынужденные ответные действия России по защите своего внешнего контура безопасности США и НАТО использовали как предлог для перехода к тотальному противостоянию с нами на грани прямого вооружённого конфликта. В этих условиях говорить о полном и немедленном отказе от ядерного оружия не приходится, так как это ещё более серьёзно ослабило бы нашу национальную безопасность и резко обострило угрозу жизненно важным интересам России.

Сейчас как никогда важно сдержанное и ответственное поведение ядерных держав. Россия твёрдо привержена принципу, что в ядерной войне не может быть победителей и она никогда не должна быть развязана. 3 января с.г. данный постулат был подтверждён лидерами пяти ядерных держав в совместном заявлении. В нём также обозначено намерение заниматься поиском дипломатических подходов, чтобы избегать военной конфронтации и укреплять стабильность и предсказуемость, осуществляя конструктивный диалог на основе взаимного уважения и признания интересов друг друга. Важно, чтобы каждое из ядерных государств следовало положениям этого заявления во всей их совокупности. С обострением украинского кризиса, произошедшим по вине киевского режима и его западных покровителей, посыл этого документа не только не утратил актуальности, но и приобрёл дополнительное звучание.

Хотели бы привлечь внимание к тому факту, что открыто противостоящий нам блок НАТО демонстративно и на доктринальном уровне определяет себя как ядерный альянс. На территории неядерных стран-союзниц США размещено американское ядерное оружие. Отрабатываются практические сценарии его применения с привлечением военного персонала неядерных стран. Антироссийская направленность таких шагов не скрывается, публично допускается дальнейшее приближение этого потенциала к нашим границам. Такие безответственные действия увеличивают стратегические риски, включая ядерные, и тормозят усилия в области разоружения.

Последние дискуссии, в т.ч. на 10-й ОК ДНЯО, показали, что всё большее число государств задаётся вопросом о том, соответствует ли членство некоторых европейских неядерных государств в ядерном альянсе их обязательствам по ДНЯО. Звучит обеспокоенность в связи с потенциальной возможностью проецирования практики «совместных ядерных миссий» на другие регионы мира, в частности на Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). В подобных условиях особенно актуальной становится задача вернуть всё ядерное оружие США на национальную территорию, ликвидировать инфраструктуру для его развертывания в Европе и прекратить практику «совместных ядерных миссий».

Эта озабоченность усиливается в связи с созданием так называемого «партнерства» AUKUS. Содержание данной инициативы и возможные последствия её реализации вызывают многочисленные вопросы. Создание AUKUS провоцирует напряжённость, формирует предпосылки к началу нового витка гонки вооружений, причём, по всей вероятности, не только в АТР, но и гораздо шире.

Уважаемый господин Председатель,

Российская Федерация рассматривает ДНЯО в качестве краеугольного камня системы международной безопасности. Придаём большое значение успешному функционированию всех трёх «корзин» Договора: разоружения, нераспространения и мирного использования атомной энергии.

В последние годы режим ДНЯО подвергается серьёзным испытаниям. На фоне слома сложившейся системы соглашений в области контроля над вооружениями усиливаются разногласия между государствами-участниками по вопросам осуществления Договора. Лишнее тому подтверждение – отсутствие итогового документа состоявшейся в августе с.г. 10-й Конференции по рассмотрению действия Договора. В ходе работы над проектом доклада противоречия между делегациями по острым вопросам, затрагивающим все три «корзины» ДНЯО не позволили достичь консенсуса. Ряд делегаций использовал Конференцию для сведения политических счетов, а также продемонстрировал неспособность учитывать интересы всех государств-участников, что стало причиной блокировки итогового документа.

Вместе с тем тот факт, что государства-участники Договора смогли произвести обмен мнениями по всему спектру проблематики ДНЯО, уже сам по себе представляет большую ценность в нынешних тяжёлых геополитических условиях.

Россия является последовательной сторонницей создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного и других видов ОМУ (ЗСОМУ). В качестве соавтора резолюции 1995 г., принятой на Конференции по рассмотрению и продлению действия ДНЯО, наша страна предпринимала все зависящие от неё шаги для поиска компромисса между сторонниками формирования зоны и её скептиками. Убеждены, что формирование ЗСОМУ будет способствовать укреплению мира и стабильности как в ближневосточном регионе, так и во всем мире.

Поддерживаем деятельность МАГАТЭ в качестве проверочного механизма ДНЯО. Выступаем за универсализацию Доппротокола к Соглашению о гарантиях в качестве исключительно добровольной меры. При этом отмечаем, что система гарантий должна сохранять технически обоснованный, неполитизированный и непредвзятый характер.

Российская Федерация рассматривает ДВЗЯИ как важнейший документ в сфере ядерного нераспространения и неукоснительно соблюдает его положения. В этом году мы отмечаем 25-летие со дня открытия Договора для подписания. Однако ДВЗЯИ не вступил в силу из-за позиции восьми государств из Приложения 2, чья ратификация необходима для его превращения в действующий международно-правовой инструмент. Призываем упомянутые страны незамедлительно ратифицировать Договор.

Благодарю за внимание.

Share.

Leave A Reply