Пятница, 29 марта

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции с Министром иностранных дел Киргизской Республики Р.А.Казакбаевым по итогам переговоров

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Уважаемые дамы и господа,

Мы провели переговоры с моим киргизским коллегой и другом Р.А.Казакбаевым. Переговоры были товарищеские, доверительные, содержательными как и положено между союзниками, стратегическими партнерами, каковыми являются наши государства и народы.

Нынешний год проходит под знаком 30-летия дипломатических отношений. Юбилей будет отмечаться 20-го марта, то есть уже совсем скоро. Договорились о том, какие мероприятия будут организованы в наших странах по случаю этого юбилея. Уверен, что они вызовут живой интерес у граждан и народов наших стран.

Мы констатировали, что в основе нашего двустороннего взаимодействия остаются договоренности, которые достигаются нашими президентами в развитие межгосударственных соглашений и договоров, определяющих ключевые направления нашего сотрудничества на годы вперед.

Активно работают межправительственные комиссии. Они определяют вопросы, касающиеся развития нашего торгово-экономического, инвестиционного сотрудничества. При этом эта деятельность скоординирована с работой Евразийского экономического союза. В 2022 году Кыргызстан является там председателем. Выразили сегодня нашу поддержку тем приоритетам, которые были изложены в недавнем обращении Президента Киргизской Республики С.Н.Жапарова по случаю вступления в функции председательства. Считаем, что нынешний год позволит продвинуть интеграционные процессы в рамках Евразийского экономического союза на новый уровень.

Приветствуем активизировавшиеся парламентские связи. В прошлом месяце нас посетил Председатель Парламента Кыргызстана, намечены и другие контакты по линии министерств и ведомств.

Говорили о нашем взаимодействии в других областях, включая военно-техническую сферу, сотрудничество министерств по чрезвычайным ситуациям. Упоминали и о живом интересе наших граждан к культурному, гуманитарному, образовательному взаимодействию, в том числе в рамках мероприятий, которые прошли несмотря на коронавирусные ограничения в рамках «перекрестного» Года России и Киргизии. Год завершается и в ближайшее время ожидается торжественная церемония его закрытия в Бишкеке.

Говоря о гуманитарной повестке дня, упомяну, что мы ожидаем с энтузиазмом программы, которая будет реализовываться в Кыргызстане в связи с тем, что на этот год древний город Каракол получил статус культурной столицы Содружества Независимых государств.

Обсудили с совпадающих или весьма близких позиций актуальные вопросы региональной повестки дня, наше взаимодействие в международных организациях, включая ООН, СНГ, ОДКБ, ШОС и наметили конкретные шаги по укреплению нашей координации в этих структурах, что отражено в плане сотрудничества наших министерств, который только что был подписан.

Большое внимание уделили вопросам укрепления безопасности и стабильности в Центральной Азии, особенно в контексте тех последствий, которые до сих пор наблюдаются в этом регионе после спешного ухода Соединенных Штатов и их союзников из Афганистана. Особенно в контексте того опыта, который был приобретен и нашими странами и ОДКБ как организацией в связи с событиями в Казахстане в январе этого года. Тогда по просьбе Президента К.-Ж.Токаева все члены ОДКБ оперативно согласовали направление миротворческого контингента для того, чтобы помочь стабилизировать ситуацию и ликвидировать угрозы, вызванные попытками террористического нападения на эту страну. Это лишний повод продолжать укреплять наше взаимодействие в рамках ОДКБ, повышать также эффективность ШОС в противодействие новым вызовам и угрозам.

Мы подписали Совместное заявление по итогам переговоров и сошлись во мнении, что выполнение Программы межмидовского сотрудничества будет способствовать дальнейшему уплотнению нашей внешнеполитической координации.

В России приветствовали стабилизацию внутриполитической ситуации в Киргизской Республике, включая успешное проведение конституционной реформы, утверждение  президентской формы правления, осуществление недавно парламентских выборов и формирование  исполнительных органов власти. Убежден, что стабильный Кыргызстан вместе с нами, вместе с другими союзниками в этом регионе, будет продвигать позитивную повестку дня, которая позволит всем странам, всем народам, расположенным здесь ощутить позитивные перемены.

Вопрос: Как известно, Россия и Украина договорились о формате режима поддержания гуманитарных коридоров для выхода гражданского населения. Как российская сторона оказывает поддержку эвакуации граждан зарубежных стран из разных городов Украины?

С.В.Лавров: Вопрос действительно имеет острый гуманитарный характер. С первых же дней специальной военной операции подчеркивали, что наши вооруженные силы наносят точечные удары исключительно по объектам военной инфраструктуры Украины, которые могут угрожать Российской Федерации в связи с тем антироссийским агрессивным воинственным курсом, который всё предшествовавшее время проводила киевская власть.

С самого начала мы обозначили готовность обеспечивать гуманитарные коридоры, как для мирных жителей соответствующих населенных пунктов, так и для иностранных граждан, оказавшихся в это время на территории Украины. Среди этих иностранных граждан есть и граждане Китая, в основном студенты, Индии и целого ряда других стран, в том числе африканских, азиатских. Эти вопросы обсуждались в недавних телефонных разговорах между руководителями Китая, Индии и Российской Федерации. В ходе этих разговоров было в очередной раз подчёркнуто, что украинские власти прекрасно осведомлены о тех предложениях, которые делаются на земле нашими военнослужащими. Обсуждалась, в частности, ситуация в Харькове и вокруг него, где оказалось немало иностранных студентов. Наши военные, службы Министерства по чрезвычайным ситуациям были готовы, и уже держали 150 автобусов – комфортабельных, с питанием, напитками, с необходимыми теплыми вещами. Они были готовы принять и иностранных студентов. Однако удерживающие Харьков украинские власти отказались этот коридор открывать. Создается впечатление по этому и некоторым похожим эпизодам, что украинский режим не прочь удерживать и иностранцев, и мирных граждан в качестве заложников.

Сейчас эта работа ведется чуть более ответственно. Позавчера в Беловежской пуще на переговорах между российской и украинской делегациями ко всеобщему удовлетворению было объявлено, что есть согласие по вопросу создания гуманитарных коридоров. Рассчитываем (рассчитывали по крайней мере), что эта договоренность будет четко выполняться. Наши военные сделали всю работу, которая от них зависела. Главное теперь, чтобы людей выпускали из городов, населенных пунктов через созданные гуманитарные коридоры, в рамках которых обеспечивается безопасность нашими военными.

Сегодня в соцсетях появляется информация о том, что в ДНР сообщили, что власти Мариуполя отказываются предоставлять жителям возможность уйти по гуманитарному коридору, созданному российскими военными. Еще есть информация из г.Херсон. Когда открылся гуманитарный коридор, наши представители Министерства по чрезвычайным ситуациям (которые поехали помогать гражданским людям эвакуироваться) хотели доставить туда гуманитарную помощь. Якобы (сейчас перепроверяем) власти Херсона отказались принимать такую гуманитарную помощь. Повторю: это сообщение, которое нуждается в перепроверке. Это похоже на манеры киевского режима, к огромному сожалению, руководствующемуся исключительно соображениями нагнетания конфронтации в грубом русофобском ключе и лишь на последнем месте у него судьбы мирных граждан, включая иностранных студентов.

Вопрос: Российская и украинская стороны провели целых два раунда переговоров в Белоруссии. В чём на данный момент заключаются основные противоречия? Чего ожидает Москва от этих переговоров? Возможен ли третий раунд, если да, то когда?

С.В.Лавров: В чём заключаются основные противоречия не буду даже повторять. Подробно освещать эту тему нет смысла. Она неоднократно публично обозначена. О том, какие условия считаем абсолютно неотъемлемыми для урегулирования этого кризиса, для снятия той угрозы, которая годами создавалась членами Североатлантического альянса на территории Украины против Российской Федерации, мы обозначили в выступлениях Президента и в выступлениях нашей делегации на указанных переговорах. Это демилитаризация, нейтральный статус, денацификация, потому что разгул неонацизма при прямом попустительстве просвещённой Европы обрёл неприемлемый, угрожающий уровень.

То, что Крым давно является российским – это факт, который обязан быть признан. Обязана быть признана независимость, провозглашённая Донецкой и Луганской народными республиками в границах соответствующих областей.

Насчёт перспектив переговоров. Пока наши участники ожидают хоть какой-то информации с украинской стороны, как и первые два раунда переговоров. Ситуация выглядит достаточно странно. Вроде бы все заинтересованы в достижении скорейшего согласия о том, как всё полноценно урегулировать. С другой стороны, казалось бы, самая заинтересованная сторона – украинская – постоянно придумывает какие-то предлоги для того, чтобы откладывать начало очередной встречи. Задерживаются, переносят согласованные сроки. Пока новых сроков не получили. Были готовы, как уже было хорошо известно украинским коллегам, со вчерашнего вечера выдвигаться для проведения третьего раунда.

Перспективы и раунды самих переговоров комментировать сложно. Но не добавляют оптимизма постоянные озлобленные заявления В.А.Зеленского. Он разразился инвективами в адрес заседания НАТО. Немного грубил своим кураторам, обвинял их в бездействии. У меня возникает вопрос, если он так расстроился, что НАТО не вступилось за него, как он надеялся, значит, он всё-таки полагается на урегулирование конфликта путём вовлечения НАТО во всю эту историю, а не путём переговоров? Получается, что он не слышит постоянных утверждений, звучащих из Вашингтона, Парижа, Берлина и других столиц о том, что НАТО не собирается вмешиваться в этот конфликт. И стремится спровоцировать конфликт между НАТО и Россией. Если у него было такое настроение, когда он вчера проснулся, то, может, оно поменялось сегодня, не знаю. Его милитаристский «угар» говорит о том, что переговоры ему не нужны.

Будем надеяться, что сегодня такое настроение может поменяться. Он человек настроения.

Вопрос: Какие перспективы переговоров по иранской ядерной программе? Есть ли надежда, что возобновление Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) произойдет в ближайшее время?

С.В.Лавров: Смотря, как определять ближайшее время. Это понятие растяжимое. Переговоры прошли «львиную долю» пути. «Арифметические» вопросы в подавляющем большинстве согласованы. Остаются некоторые темы, по которым иранские коллеги хотят добиться большей ясности. Считаем, что это справедливое требование. Не буду в это вдаваться. С нашей стороны, если Иран соглашается, можно эти документы запускать в процесс принятия.

В последнее время появились проблемы со стороны интересов Российской Федерации. Договоренности о возобновлении СВПД предполагают взаимный набор обязательств: со стороны Тегерана в том, что касается объема и параметров его мирной ядерной программы, и со стороны остальных участников – в том, что в Иране будут реализовываться проекты при поддержке России, Китая и других стран по развитию мирной ядерной энергетики в полном соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия и под контролем МАГАТЭ.

Кроме того, другие, прежде всего западные, участники СВПД, обязуются вернуться к режиму, введенному в 2015 г. Он предполагал отсутствие каких-либо препятствий для торгово-экономических и инвестиционных отношений с Ираном, равно как и для осуществления с ним проектов военно-технического сотрудничества. Все было бы ничего. Но лавина агрессивных санкций, которая стала «извергаться» с Запада и, как я понимаю, еще не завершилась, требует осмысления, прежде всего юристами.

Хотим получить четкий ответ. Нам нужны гарантии, что санкции никоим образом не затронут режим торгово-экономических и инвестиционных связей, заложенный в СВПД по иранской ядерной программе. Запросили американских коллег (поскольку они здесь правят бал) дать нам письменные гарантии как минимум на уровне государственного секретаря, что нынешний процесс, запущенный США, ни в коей мере не будет ущемлять наши права по свободному, полноценному торгово-экономическому, инвестиционному, военно-техническому взаимодействию с Исламской Республикой Иран.

Источник: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1803096/

Share.

Leave A Reply