Пятница, 29 марта

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ А.К.Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ о продолжающихся преступлениях Украины при поддержке ряда государств-участников ОБСЕ, 31 марта 2022 года

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Господин Председатель,

Российская специальная военная операция по защите Донбасса призвана положить конец затяжному конфликту на Украине, с задачей содействия политическому урегулированию которого не справилась ОБСЕ. По данным Минобороны России, в ходе специальной военной операции в отношении военных объектов применяется высокоточное оружие, гражданское население и инфраструктура не являются целями. Основные задачи спецоперации – демилитаризация и денацификация Украины – будут выполнены.

Для защиты гражданского населения и исключения напрасных потерь Российская Федерация не менее 26 раз предоставила гуманитарные коридоры для эвакуации мирного населения и иностранных граждан на киевском, черниговском, сумском, харьковском и мариупольском направлениях. Помимо этого, Россия согласилась со всеми предложенными Киевом дополнительными коридорами. В частности, сегодня с 10 часов утра объявлен «режим тишины» для эвакуации мирных жителей и иностранных граждан из Мариуполя в Запорожье (с промежуточным пунктом в Бердянске). Однако участок маршрута от Бердянска до Мариуполя систематически подвергается огневому воздействию подразделений ВСУ и нацбатальонов из минометов и крупнокалиберных пулеметов.

При этом украинская сторона категорически отказывает гражданам в возможностях безопасной эвакуации на территорию России – ни по одному из маршрутов в этом направлении Киев не дает четких гарантий безопасности. И это несмотря на то, что российскими властями получено уже свыше 2,7 млн обращений жителей Украины с просьбой предоставить им возможность такой эвакуации. Всё это говорит только об одном: несмотря на сложную военную обстановку, в Киеве сознательно продолжают политизировать гуманитарные вопросы и не намерены проявлять реальную заботу о мирном населении. Более того, направление колонн людей, выезжающих на запад, в сторону границы со странами ЕС, свидетельствует о попытке киевского режима создать гуманитарный кризис в Европе.

Отмечаем, что состоявшиеся в Стамбуле 29 марта консультации с украинской стороной пока не привели к кардинальному улучшению взаимодействия по гуманитарным вопросам. Украинские националисты продолжают удерживать в заложниках в качестве «живого щита» свыше 4,5 млн граждан в Киеве, Харькове, Чернигове, Сумах, Мариуполе и более чем в двух десятках других крупных населенных пунктов, а также свыше 6 тысяч граждан из почти 20 иностранных государств.

Более того, украинское руководство активно препятствует гуманитарным усилиям международных организаций, нацеленным на помощь эвакуируемым гражданам. В частности, на днях вице-премьер Украины И.Верещук заявила, что официальный Киев категорически возражает относительно запуска работы в российском Ростове-на-Дону представительства Международного комитета Красного Креста. Кроме того, соответствующее письмо в адрес руководства МККК 26 марта было направлено председателем комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения и медобслуживания М.Радуцким, в котором он выразил требование «не легитимизировать гуманитарные коридоры» в Российскую Федерацию. И это неудивительно, ведь в Киеве видят роль Красного Креста несколько по‑иному: мы уже указывали на вскрывшийся недавно в Херсоне факт маскировки опорного пункта вооруженных сил Украины (ВСУ) под офис этой авторитетной международной организации.

Несмотря на противодействие украинской стороны, из Донецкой и Луганской народных республик, а также из опасных районов Украины в Россию уже эвакуированы свыше полумиллиона человек, из которых более 104 тысяч – дети. В субъектах Российской Федерации продолжают штатно функционировать более 9,5 тысяч пунктов временного размещения.

С начала марта Россия уже доставила в ДНР, ЛНР и на Украину свыше шести тысяч тонн гуманитарных грузов, проведены не менее 684 гуманитарных акций. При этом несмотря на то, что украинские граждане экстренно нуждаются в гуманитарной помощи, США и другие страны НАТО наращивают поставки на Украину вовсе не мирных грузов, а вооружений всех типов и боеприпасов к ним. Вооруженное противостояние искусственно поддерживается из-за рубежа, влечет жертвы среди мирного населения.

Совет Европейского союза всё же утвердил на прошлой неделе выделение Киеву на военные нужды ещё 500 млн евро из «Европейского фонда мира». Кроме того, очевидно, для того, чтобы ещё больше «укреплять мир» на Украине, странам-членам ЕС предписывается не препятствовать транзиту через их территорию военного оборудования и обслуживающего такие поставки персонала. Словом, продолжают вкладываться в милитаризацию Украины. Что активно делают и США, о чем мы говорили на прошлой неделе. Обоснованно складывается впечатление, что Западу не выгоден мирный сценарий разрешения кризиса на Украине.

От такой милитаризации уже начинают страдать сопредельные с Украиной государства. Так, военно-морские силы Украины поставили минные заграждения в море на подходах к портам Одессы, Очакова, Черноморска и Южного. Установлено порядка 420 устаревших якорных мин, включая речные мины. Они пролежали на складах свыше 70 лет. Неудивительно, что в результате штормов их тросы порвались, а сами мины начали свободно дрейфовать в море. Подобные действия украинских военных создают реальную угрозу для судоходства в акватории Чёрного моря и для всех причерноморских городов. Некоторые из этих мин уже были обнаружены и нейтрализованы в водах Турции и Румынии.

Украинские посольства за рубежом продолжают вербовать иностранных граждан для участия в боевых действиях. Власти стран, в которых это осуществляется, во многом «закрывают глаза» на нарушение Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, статья 41 которой запрещает использовать диппредставительства в целях, не совместимых с их функциями.

Вооруженные формирования украинских националистов по-прежнему пренебрегают не только жизнями мирных жителей, маскируясь ими как «живым щитом», но и осуществляют пытки и издевательства над теми, кто остался на подконтрольных им территориях. Зафиксированы факты крайне жестокого обращения и расправ над общественными активистами, выразившими несогласие с пропагандируемыми националистами идеями. Вскрылись шокирующие находки тел мирных жителей, замученных до смерти в пыточных тюрьмах нацбатальонов, в том числе в Мариуполе. На их телах обнаружены раны в виде выжженных и вырезанных свастик.

Лидеры общественного мнения, высказывавшие равноудаленную позицию и не занимавшиеся пропагандой идей украинского национализма, продолжают находиться под ударом украинских спецслужб. Речь идет о журналистах, гражданских активистах, общественных деятелях и политологах. Таким атакам подверглись Елена Бережная, Михаил Погребинский, Василий Волга, Дмитрий Джангиров, Юрий Дудкин, Дмитрий Скворцов, Александр Каревин, Юрий Ткачев и многие другие. Ряд из них вывезены в неизвестном направлении и продолжают удерживаться.

Другим примером активизации политических расправ над инакомыслящими является запрет деятельности ряда политических партий. В частности, Президент В.Зеленский утвердил решение СНБО Украины, в соответствии с которым под надуманными предлогами заблокирована деятельность одиннадцати политических партий центристского и левого толка, среди которых есть и крупные парламентские силы. Руководствуясь странной логикой, в Киеве, судя по всему, не считают, что запрет деятельности парламентских партий подорвет легитимность решений Верховной Рады.

Неудивительно, что украинский парламент отныне пытаются использовать в качестве инструмента легализации устранения неугодных объединений граждан. Вопиющая ситуация сложилась вокруг Украинской православной церкви (УПЦ). 26 марта в Верховную Раду внесен законопроект об изменениях в действующее законодательство о свободе совести и религиозных организациях, которым предполагается легализовать запрет на деятельность УПЦ под предлогом ее канонического единства с Русской православной церковью. К слову, вновь не слышим никаких замечаний на этот счет со стороны руководства и профильных институтов ОБСЕ. Не прозвучало даже дежурной обеспокоенности. Полагают ли там, что озвучиваемые в эти дни в Киеве инициативы и решения полностью соответствуют принципам ОБСЕ?

Другой пример – ситуация в том же Мариуполе, где боевики нацбатальона «Азов», покинув занятый ранее ими храм УПЦ имени архистратига Михаила, в течение часа вели по нему огонь. Или инцидент в Покровском храме города Смела в Черкасской области, где боевики «территориальной обороны» прямо в ходе богослужения (видеозапись имеется в открытом доступе) напали на священнослужителя Василия Мирошниченко и увели его из храма.

Наконец, киевский режим использует культовые сооружения и места общественного богослужения в качестве пунктов сбора и переправки оружия и неонацистов для участия в боевых действиях. Вчера Минобороны России опубликовало свидетельства использования для этих целей здания новой городской синагоги в городе Умань Черкасской области. 21 марта, буквально на следующий день после выступления украинского президента перед израильским Кнессетом, на территории этой синагоги было зафиксировано формирование двух колонн с националистами. Причем для их перевозки использовались автобусы с табличками «Дети» – всё это есть на фотографиях и видеокадрах.

Кроме того, боевики украинских нацбатальонов используют в военных целях захваченный ими транспорт международных организаций и глобальных коммерческих компаний. Такие случаи зафиксированы в Харькове и Мариуполе, Киеве и других городах. Есть данные и об инцидентах с маркированными автомобилями ООН и ОБСЕ.

Как мы уже отмечали, до сих пор нет ответа на вопрос, почему СММ своевременно не сообщила о том, что её маркированные бронированные автомобили в конце февраля были переданы в пользование неонацистскому вооруженному формированию «Азов» в Мариуполе.

Руководители ряда регионов и городов Украины продолжают отказывать жителям этой страны, вынужденно переехавшим в ее западные части, в праве пользования родным русским языком. В худших традициях радикального национализма спускаются разнарядки о запрете на общение на русском языке даже в бытовой сфере. К примеру, мэр Ивано-Франковска Р.Марцинков 25 марта заявил, что переселенцы из других регионов Украины в рамках «ласковой украинизации» не будут обслуживаться в магазинах, если будут общаться по-русски. Примечательно, что уполномоченная Верховной Рады по правам человека Л.Денисова, которая сама с трудом изъясняется на украинском языке – что прямо видно из ее публичных выступлений – по этому сюжету отмалчивается. Как видим, действия властей снова предопределены так называемой политической целесообразностью, а никак не гуманитарными соображениями.

Проявления русофобии и неонацизма стали для Украины рутинным, привычным явлением повседневной жизни. Несмотря на то, что их якобы не видят присутствующие в этом зале представители государств-участников, якобы не замечала и СММ, осознание присутствия и роли неонацистских группировок на Украине, похоже, постепенно начинает пробивать себе дорогу на Западе. Например, соответствующие материалы были представлены телеканалом «Си-Эн-Эн» и газетой «Вашингтон пост». Оба американских СМИ прямо указывают на радикальную направленность батальона «Азов», реинкарнирующего нацистскую идеологию и использующего военные действия в своих целях, в т.ч. для привлечения на свою сторону крайне правых экстремистских элементов из самых разных стран.

Не удивляет на этом фоне, что на Западе активно принялись бороться с т.н. «дезинформацией», по сути вводя цензуру в СМИ и требуя от масс-медиа политически ангажированной подачи информации, искажающей реалии на Украине. Очевидно, западному политикуму куда приятнее видеть именно те материалы, которые комфортны киевскому режиму, годами опиравшемуся на радикальных националистов и неонацистов. Неудивительно и то, что на неподконтрольных Киеву территориях как не было, так и нет западных журналистов, а «картинка» о положении дел там формируется на основе пропагандистских и лживых данных киевских властей. Чего стоят фейки украинской пропаганды об острове Змеиный или якобы имевших место обстрелах роддома и драмтеатра в Мариуполе. Или «абсолютно мирного» торгового центра «Ретровиль» в Киеве – где, как потом было доказано, укрывалась тяжелая реактивная артиллерия.

Несмотря на это, выражаем уверенность в том, что со временем правда о событиях на Украине пробьет себе дорогу.

Прошу приложить данное заявление к Журналу дня сегодняшнего заседания Постоянного совета.

Благодарю за внимание.

Источник: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1807473/

Share.

Leave A Reply