Воскресенье, 4 декабря

Рабочая встреча Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Президентом Российской Федерации В.В.Путиным

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Уважаемый Владимир Владимирович,

Работаем по Вашему поручению с середины декабря 2021 г., когда наши инициативы были представлены США и членам Североатлантического альянса. В середине января с.г. состоялись встречи с американской делегацией и в рамках Совета Россия-НАТО, в ходе которых мы предметно разъяснили значение наших инициатив для решения ключевых проблем безопасности в Евроатлантике. Затем Госсекретарь США Э.Блинкен попросил меня об отдельной встрече, чтобы дополнительно уточнить некоторые вопросы, что мы и сделали, встретившись 21 января с.г. в Женеве.

Через несколько дней, 25 января с.г., США и НАТО прислали ответы. Внимательно их изучили вместе с коллегами в межведомственном формате. Прежде всего нас интересует ответ США, т.к. всем понятно, кто играет главную роль в решении этих вопросов в западном лагере. Он состоит из двух частей. Первая – реагирует на три наших ключевых проблемы, которые мы обозначили: нерасширение НАТО, неразмещение ударных вооружений, угрожающих нам, и в целом возвращение военно-технической конфигурации в Европе на позиции 1997 г., когда был подписан Основополагающий акт Россия-НАТО. В нем впервые в этом формате прозвучала задача обеспечить неделимость безопасности.

По этим вопросам ответ отрицательный. Он нас удовлетворить не может. Сказано, что право другого государства выбирать союзы, присоединяться к ним и менять – превыше всего. Это якобы «не обсуждается». Напоминаем американцам и другим западным коллегам, что это право, закрепленное в решениях ОБСЕ на высшем уровне на саммитах 1999 г. в Стамбуле и 2010 г. в Астане, в Римской декларации Россия-НАТО 2002 г., в Лиссабонской декларации саммита Россия-НАТО 2010 г., – не безусловное. Оно прямо обусловлено другими вещами, поддержанными консенсусом в качестве пакета.

Вторая часть этого пакета заключается в том, что право каждого государства выбирать союзы ограничено его же обязательством не укреплять свою безопасность за счет безопасности любого другого государства. Важный момент заключается в том, что ни одна страна, группа стран, организация не может доминировать на пространстве ОБСЕ. К сожалению, наблюдаем попытки натовских коллег и ищущего свое место Евросоюза каким-то образом сделать так, что именно они должны определять дальнейшее развитие нашего континента. Поэтому в промежутках между Вашими контактами и по линии министров иностранных дел я направил специальное послание всем нашим западным коллегам. Привлек их внимание к тому, что обязательства по неделимости безопасности гораздо сложнее и комплекснее, нежели они пытаются это представить, оправдывая вступление Украины в НАТО. В скобках они заверяют, что «пока до этого дело не дошло», «это состоится еще не скоро». Мы все знаем, как такие заверения работают.

Я получил неудовлетворительные ответы. Никто из коллег-министров не ответил на моё прямое послание. Получили две маленькие бумажки, одну от чиновника Й.Столтенберга, Генерального секретаря НАТО, другую – от чиновника Ж.Борреля, главы европейской внешнеполитической службы. В них сказано, чтобы мы «не волновались», «надо продолжать диалог», главное – «обеспечить деэскалацию вокруг Украины». Считаю, что это пренебрежение нормой, закрепленной на высшем уровне, согласно которой ни одна организация не может считать себя главной и доминирующей в Евроатлантике. Будем продолжать добиваться конкретной реакции от каждой страны. Все упомянутые документы были подписаны в национальном качестве. В этом же национальном качестве нужно отвечать за их содержание и обязательства по этим документам. Это что касается первой, не удовлетворяющей нас части американского ответа.

Вторая часть в известной степени носит конструктивный характер. В ней предусмотрены достаточно конкретные меры в отношении решения проблем ракет средней и меньшей дальности наземного базирования (после того, как США разрушили соответствующий договор – ДРСМД). Там же содержатся конкретные предложения по целому ряду шагов по снижению военных рисков, мерам доверия и военной транспарентности. Интересно, что практически все компоненты, включенные американцами в их ответ, отражают инициативы, продвигавшиеся Российской Федерацией за последние несколько лет. По ракетам средней и меньшей дальности с сентября 2020 г. ждем ответы на Ваше послание. В нем было предложено договориться о взаимных и взаимнопроверяемых мораториях на развертывание этих видов вооружений в Европе. Никто на него так и не ответил. Речь идет о мерах по отводу учений от линии соприкосновения Россия-НАТО, о согласовании предельной дистанции сближения боевых самолетов и кораблей и о целом ряде других военно-технических мер в сфере укрепления доверия, которые содержались в предложениях Генерального штаба России, направленных НАТО в 2020 г. Они тоже остались без внимания.

Сейчас на все российские инициативы следует достаточно конкретная реакция – готовность вступить в серьезные переговоры. Понятно, что выдвинутая нами инициатива по гарантиям безопасности, которую мы выдвинули и обозначили в ней свои коренные интересы, встряхнула западных коллег и послужила причиной, по которой они оказались более не в состоянии игнорировать многие наши предыдущие обращения.

Здесь мы можем рассмотреть, как двигаться вперед по этим направлениям, но исключительно в рамках сохранения целостности нашей инициативы от декабря 2021 г. и обеспечения комплексного подхода. Он заключается не только в каких-то конкретных договоренностях по важным, но отраслевым, отдельным, второстепенным аспектам поддержания военной безопасности, а прежде всего в контексте правового урегулирования вопросов, угрожающих сегодня евроатлантическому региону. Имею в виду то, с чего мы начали российские инициативы (Вы также неоднократно подчеркивали это, в том числе в ходе последних телефонных разговоров, на пресс-конференции): обеспечение неделимости безопасности, включая нерасширение НАТО, неразмещение ударных вооружений и возвращение к конфигурации 1997 г.

МИД убежден, что этот подход должен оставаться у нас в приоритетной повестке дня. Развивая диалог по некоторым аспектам, имеющим прикладное значение уже сегодня, с нашими западными, прежде всего американскими, коллегами, будем параллельно добиваться их ответов на законные вопросы, которые мы поставили и Вы неоднократно подтверждали. На пресс-конференции с Президентом Франции Э.Макроном Вы наглядно показали перспективы втягивания Украины в НАТО в современных условиях, учитывая амбиции, которые питает киевское руководство.

В.В.Путин: По Вашему мнению, все-таки есть шанс договориться с нашими партнерами по ключевым вопросам, вызывающим нашу озабоченность? Или это просто попытка втянуть нас в бесконечный переговорный процесс, не имеющий никакого логического завершения?

С.В.Лавров: Вы, мы и другие представители России уже не раз говорили, что предупреждаем о недопустимости бесконечного ведения разговоров по вопросам, требующим решения сегодня. Будучи главой МИД, должен сказать, что шанс есть всегда. У Вас были контакты с руководителями США, Франции, завтра приезжает Канцлер Германии. Ко мне обращаются коллеги. Завтра будет в Москве глава МИД Польши, через два дня – министр иностранных дел Италии. Намечаются и другие контакты. Последовательно работаем, привержены разъяснению нашей правоты при готовности выслушать серьезные встречные аргументы. Мне кажется, наши возможности далеко не исчерпаны. Они не должны продолжаться бесконечно, но на данном этапе я бы предложил их продолжать и наращивать.

В.В.Путин: Хорошо. У Вас уже есть проект ответа на те документы, которые к нам поступили из Брюсселя и Вашингтона? Он сформирован?

С.В.Лавров: Он сформулирован на 10 страницах.

Источник: https://mid.ru/ru/detail-material-page/1798349/?TSPD_101_R0=08765fb817ab200070daf84dbf4633ed4a58bfd3e1b4a569f2c3b1bab9b7bc5cc81c12de5164e50508cec9bac21430007c4493bc8eb7c0afc232c22045cc8889a57fca920c81ea636cd7368777bae91ab7908e31ef69bb78ada4de015527d232

Share.

Leave A Reply