Четверг, 28 марта

Выступление руководителя Делегации Российской Федерации на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями К.Ю.Гаврилова на 1024-м пленарном заседании Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности, 5 октября 2022 года

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Пункт повестки дня: «Диалог по вопросам безопасности»

Тема: «Угрозы, связанные со взрывоопасными предметами. Железная жатва»

Уважаемый господин Председатель,

Приветствуем решение председательства Бельгии организовать пленарное заседание в соответствии с военно-политическим мандатом Форума – вопросами гуманитарного разминирования. Вместе с тем, не можем не выразить свое разочарование подходом председательства к проведению сегодняшней дискуссии. В распространенной накануне концептуальной ноте к заседанию упор делается на «российской агрессивной войне против Украины». Полагали бы более уместным вернуться к нейтральному модераторству, к чему мы не раз призывали. Вызывает недоумение то, что вы, несмотря на наши предыдущие замечания, в очередной раз приглашаете сюда ангажированного украинского докладчика. Это открыто нарушает принцип беспристрастности. Если председательство позиционирует такие мероприятия в качестве «обмена мнениями», ему следовало бы хотя бы попытаться обеспечить участие представителей Донбасса и российских специалистов, вовлеченных в разминирование освобожденных территорий Украины.

Рассчитываем, что мнение российской делегации будет учитываться при формировании повестки дня заседаний Форума. Именно с этой целью председателем и запрашивается согласие всех делегаций с программой нашей общей работы.

Господин Председатель,

Наша страна исторически придает большое значение гуманитарному разминированию. Очищение от мин территории СССР и позднее Российской Федерации после Великой Отечественной войны растянулось на многие десятилетия и продолжается до сих пор. Однако, несмотря на проводившиеся масштабные работы по разминированию и освобождению наших городов и территорий от взрывоопасных предметов, российская земля все еще продолжает хранить в себе последствия бесчеловечной войны, развязанной против нас нацистской Германией и ее союзниками. Жители Волгограда, Санкт-Петербурга и Великого Новгорода до сих пор находят неразорвавшиеся мины и боеприпасы на объектах городской инфраструктуры и в окрестностях.

Российская Федерация делает максимум возможного для создания мира, свободного от мин и других взрывоопасных предметов. Результаты национальной работы ежегодно отражаются в нашей отчетности по Конвенции о «негуманном» оружии и ее Дополнительному Протоколу II, а также в ответах Российской Федерации на Вопросник ОБСЕ по противопехотным минам (ППМ) и взрывоопасным пережиткам войны.

Особое внимание уделяем оказанию помощи другим государствам. Нашими специалистами проводятся операции по гуманитарному разминированию, направляются команды саперов и пиротехников, предоставляется необходимое оборудование. Одним из наших приоритетов остается разминирование в Сирии.

Напомним, что в 1999 г. в нарушение Устава ООН НАТО во главе с США совершила варварскую агрессию против Югославии. В этой операции широко применялись запрещенные кассетные боеприпасы. Большинство авиаударов было нанесено по территории нынешней Республики Сербии: по мирным городам Приштина, Призрен, Белград, Урошевац, Джаковица, Кралево, Ужице, Нови-Сад и др.

В 2008 г. правительствами Российской Федерации и Сербии было достигнуто соглашение о решении масштабной проблемы очистки территории этой страны от неразорвавшихся боеприпасов с помощью специалистов МЧС России. Силами российских саперов была проведена операция по очистке от кассетных боеприпасов и неразорвавшихся бомб территории международного аэропорта г.Ниш и армейского склада возле г.Парачин.

Российские специалисты оказывали Противоминному центру Республики Сербии методическую помощь, демонстрируя на практике передовые методы (включая комбинированный, с механической очисткой) работы современными приборами поиска в строгом соответствии с признанными ООН Международными стандартами противоминной деятельности (IMAS). За десять лет совместной работы российско-сербский отряд гуманитарного разминирования очистил от неразорвавшихся боеприпасов свыше 672 га земли. Было обнаружено и уничтожено 13 276 неразорвавшихся боеприпасов, включая авиабомбы, снаряды и кассетные боеприпасы.

Российская Федерация содействует в разминировании территории Южной Осетии. В 2016-2019 гг. было проведено четыре этапа работ, в ходе которых отряд российских саперов обследовал около 135 га южноосетинской территории. Обнаружено 1049 взрывоопасных предметов, включая противопехотные и противотанковые мины, растяжки, а также схроны со стрелковым оружием и боеприпасами.

Разминирование также является неотъемлемой частью российской миротворческой операции в зоне Нагорного Карабаха, что стало возможным благодаря договоренностям лидеров Азербайджана, Армении и России от 9 ноября 2020 г. о полном прекращении огня и всех военных действий. В Нагорном Карабахе МЧС России было обследовано более 728 га, обнаружено и обезврежено 17 659 взрывоопасных предметов. Эта работа формирует основы для налаживания мирной жизни.

Господин Председатель,

Сегодня много говорилось о ситуации в области противодействия минной опасности на территории Украины. Видим, что украинские представители и поддерживающие эту страну делегации вновь пытаются представить киевский преступный режим «невинной благородной жертвой», переваливая ответственность за страдания мирного населения на наших военных. Мы всегда готовы снабдить уважаемых коллег «зеркалом».

Первое. На протяжении последних нескольких месяцев украинская армия целенаправленно использует запрещенные Оттавской конвенцией от 1997 г. миниатюрные противопехотные мины ПФМ-1 «Лепесток» против мирных жителей. В одной такой мине содержится всего 37 граммов взрывчатого вещества, однако этого достаточно, чтобы как минимум оторвать взрослому человеку ногу. Только в ДНР зарегистрировано 74 случая подрыва на «лепестке» гражданских лиц. Применяя эти опасные боеприпасы, Киев нарушает подписанную им же самим Оттавскую конвенцию. Массированное использование Украиной «лепестков» против гражданского населения показывает: в лице ВСУ действует не цивилизованная европейская армия, а отряды террористов.

Второе. На донецком направлении украинская сторона начала использовать немецкие мины DM1399. Причем минирование производилось дистанционно – боеприпасы опускаются на стабилизирующих парашютах, после чего автоматически становятся на боевой взвод. Деактивировать их после этого практически невозможно, ведь они не подпускают к себе саперов – у данного типа вооружения имеется система самоуничтожения фугасного действия. Эти мины – противотанковые, но чувствительный взрыватель может среагировать и на гражданскую технику, и даже на человека. Вызывает возмущение, что ВСУ применили эти боеприпасы против мирного дачного поселка на окраине Донецка. Это лишь один из недавних случаев.

Третье. В августе с.г. стало известно, что ВСУ получили в распоряжение противотанковые мины MI AC HPD F2 французского производства. Полсотни таких изделий были установлены на подступах к н.п. Опытное близ Донецка. На экране коллеги могут увидеть фотографию боеприпаса, а именно его днища с характерными элементами и маркировкой. HPD F2 являются обезвреживаемыми и неизвлекаемыми. Применение такого вооружения является прямым нарушением Протокола II к Женевской конвенции о запрещении или ограничении применения оружия неизбирательного действия 1980 г. Мина реагирует на магнитное поле объекта и не различает технику разных типов. Как следствие, она представляет опасность не только для боевых машин, но и для гражданского транспорта и специальной техники. Датчик цели срабатывает и на сигналы простого металлоискателя, т.е. она также опасна и для саперов, выполняющих разминирование местности.

Четвертое. Поступают сведения о том, что ВСУ минируют дороги на подходах к г.Соледар немецкими минами DM31. Это аналог упомянутой ранее французской мины. Такие устройства также оснащены магнитным датчиком и детонируют не от прямого контакта, а при приближении металлической поверхности. То есть для ее взрыва достаточно просто оказаться рядом в бронежилете или провести металлоискателем. Российские саперы рассказывают, что при их разминировании им буквально приходится снимать с себя всю броню.

Словом, к «минному загрязнению» Украины активно подключены и западные кураторы. Страны Евросоюза, которые сегодня выступали за соблюдение международного гуманитарного права и горячо убеждали нас в приверженности Оттавской и Ословской конвенциям, на деле с 2014 г. поставляют на Украину мины и тем самым подрывают международные усилия в области гуманитарного разминирования, которые они, к слову, сами и финансируют. Вот такой вот «порочный круг»: с одной стороны, лечат, а с другой – в прямом смысле слова калечат.

Сегодня есовские коллеги в очередной раз показали, что не стесняют себя в методах и средствах, а Киев не обращает внимания на международные договоры и соглашения, участником которых он является. В результате одни города массово забрасываются противопехотными минами, а вблизи других появляются противотанковые боеприпасы неизбирательного действия. При этом так называемые «демократические страны» закрывают на это глаза или приписывают украинские преступления России.

Российской делегации очевидно, что в сложившейся ситуации взывать к благоразумию и требовать от Украины и ее «оружейников» выполнения международных конвенций в области противодействия минной опасности попросту бесполезно. По этой причине наша армия сосредоточила усилия на обнаружении и обезвреживании уже установленных мин, а также идентифицирует и поражает склады с таким оружием.

Наша страна делает все возможное и для того, чтобы на новые российские территории как можно скорее пришла спокойная, безопасная жизнь. Отряды разминирования Вооруженных Сил России продолжают непрерывно выполнять задачи по очистке жилых территорий и окрестностей городов от мин и взрывоопасных предметов. Цели демилитаризации Украины будут выполнены.

Благодарю Вас, господин Председатель.

Share.

Leave A Reply