Четверг, 25 апреля

Интервью заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации А.А.Панкина информационному агентству ТАСС, 28 февраля 2023 года

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Вопрос: Не могли бы Вы рассказать о планах интеграции в рамках ЕАЭС на текущий год? На чем сосредоточится Россия как страна-председатель в 2023 году?

Ответ: Сотрудничество в рамках Евразийского экономического союза развивается достаточно динамично. В текущей геополитической и экономической обстановке совместная работа на площадке ЕАЭС в определенной степени позволила минимизировать негативные последствия санкций и ограничительных мер со стороны ряда западных стран в отношении двух государств-членов – России и Белоруссии – и повысить стабильность экономик государств Союза. Предприняты важные шаги, направленные на поддержку евразийского бизнеса и граждан.

В своей работе в рамках российского председательства в ЕАЭС в нынешнем году ключевое внимание будет уделено реализации приоритетов, которые были сформулированы и изложены Президентом Российской Федерации В.В.Путиным в Обращении к главам государств-членов ЕАЭС. Среди них: обеспечение энергетической и продовольственной безопасности, а также технологической независимости ключевых секторов экономики, ускорение цифровой трансформации; создание общего финансового рынка; устранение регуляторных и торговых барьеров; развитие транспортной инфраструктуры; климатическая повестка; наращивание научного и молодежного обменов. Приоритетным видится запуск процесса по подготовке новых документов долгосрочного планирования, которые определят основные векторы интеграционного взаимодействия на период до 2030 и 2045 гг.

Будет продолжено развитие международной повестки ЕАЭС, в том числе в контексте популяризации Союза не только на внутреннем, но и на внешнем контуре. Важным представляется выстраивание взаимовыгодного и равноправного сотрудничества стран «пятерки» с зарубежными партнёрами и международными объединениями, расширение контактов с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. Наше объединение должно стать одним из ключевых центров формирования Большого Евразийского партнёрства.

С учетом предложений российских министерств и ведомств сформирована программа мероприятий российского председательства. Она включает около 70 заседаний, конференций, круглых столов, посвященных различным аспектам развития взаимодействия в рамках Союза. Так, например, в привязке к заседанию Высшего Евразийского экономического совета (24-25 мая, г. Сочи) с участием глав государств-членов ЕАЭС состоится Евразийский экономический форум. «На полях» Евразийского межправительственного совета и Совета глав правительств СНГ 7-9 июня в г. Сочи пройдут III Евразийский конгресс, II Молодежный форум СНГ и ЕАЭС, а также международная выставка кооперационных проектов «Евразия – наш дом».

Вопрос: Когда планируется заключить соглашения о зонах свободной торговли между ЕАЭС и Ираном, ЕАЭС и Египтом? Как идет аналогичная работа с Израилем и Индией? Когда будут запущены переговоры о ЗСТ с Индонезией и ОАЭ?

Ответ: Тематика заключения торговых соглашений с третьими странами находится в постоянном фокусе внимания Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и государств – членов ЕАЭС. При этом непросто называть конкретные сроки заключения того или иного соглашения, поскольку подготовка таких документов – длительный и требующий серьезного анализа процесс.

Наиболее интенсивно переговорный процесс идет по полноформатному соглашению о свободной торговле с Ираном: с ноября 2021 г. состоялось шесть раундов консультаций. Перспективная задача – завершение переговоров в текущем году и выход на подписание договора.

Реализация Временного соглашения ЕАЭС-Иран от 17 мая 2018 г., предусматривающего либерализацию торговли по ограниченной номенклатуре товаров, уже благоприятно повлияла на взаимную торговлю сторон. За время его действия (вступил в силу 27 октября 2019 г.) торговый оборот государств Союза с Ираном увеличился двукратно – до 5 млрд долл. США.

Последовательно продвигается подготовка аналогичного документа с Египтом. В октябре 2022 г. состоялся пятый раунд консультаций, способствовавший дальнейшему сближению позиций сторон.

В рамках взаимодействия с Индонезией и ОАЭ хотел бы подчеркнуть конструктивный настрой всех заинтересованных сторон, благодаря чему решения о запуске переговоров были приняты весьма оперативно. Первый раунд консультаций с партнерами из ОАЭ запланирован уже на начало марта с.г., из Индонезии – на конец марта – начало апреля с.г.

В последнее время активизировались контакты между ЕЭК и Индией по данному вопросу, однако говорить о конкретных договоренностях пока рано.

Переговорный процесс с Израилем после шести раундов был практически «заморожен» несколько лет назад по причине отсутствия реальных выгод для Союза от принятия такого соглашения с учетом позиции Тель-Авива по условиям его заключения.

Вопрос: Планирует ли Россия покинуть ряды МВФ и ВТО с учетом санкционной политики Запада и финансовой помощи Фонда Украине? Почему на данный момент мы сохраняем членство в этих организациях? Какими негативными последствиями такой шаг может обернуться для российской экономики?

Ответ: Российская Федерация является членом Международного валютного фонда с 1992 г. Вступление в МВФ было обусловлено необходимостью структурной перестройки экономики в условиях рынка и потребностью в ресурсном обеспечении этих преобразований.

Начиная с 2000 г., Россия прекратила привлечение кредитных ресурсов Фонда, а в 2005 г. досрочно погасила свою задолженность, перейдя от роли получателя средств к полноценному партнерству. Поскольку Российская Федерация выполнила все свои обязательства перед Фондом, он не имеет возможности предъявлять требования к экономической политике нашей страны, а его рекомендации не носят для нас обязательный характер.

После 2005 г. Россия участвовала в различных финансовых операциях Фонда, включая финансирование кредитных программ, программ помощи развитию, списание задолженности беднейших стран. МВФ оказывал нашей стране консультационную поддержку, в том числе техническое содействие, проведение семинаров, повышение квалификации сотрудников государственных органов. Российские профильные ведомства периодически контактируют с Фондом по вопросам экономической ситуации в стране и прогнозам развития мировой экономики. Все эти вопросы в Фонде обсуждались и обсуждаются при нашем участии и с учетом наших интересов.

С внешнеполитической точки зрения исходим из целесообразности продолжения полноформатного участия в деятельности такой крупной и влиятельной международной финансовой организации, как МВФ, являющейся значимым элементом послевоенного экономического миропорядка, а также специализированным учреждением ООН. Это имеет как важное имиджевое значение, так и сугубо практический интерес в части доступа к передовой международной финансовой экспертизе и вовлечения в процесс согласования глобальных экономических инициатив и проектов. Благодаря членству в МВФ Россия имеет возможность принимать непосредственное участие в работе Международного валютно-финансового комитета, который является ключевым консультативным органом глобального финансового управления.

Участие в работе Фонда позволяет использовать его площадку для донесения до мирового сообщества российской позиции по ключевым экономическим вопросам современности, в том числе обращая внимание на становящуюся все более отчетливой несостоятельность действующей модели мировой финансовой архитектуры и ее чрезмерную политизированность.

Показательный инициативный выход России из упомянутой структуры скорее всего подавался бы нашими недоброжелателями как отказ от поддержки нуждающихся стран и от глобальной повестки развития в целом. Кроме того, не следует забывать, что в российскую мультистрановую дирекцию в МВФ входит Сирия, чьи интересы мы активно отстаиваем.

Надо также иметь в виду, что членство в МВФ вне зависимости от нашего отношения к этой структуре и имеющихся разногласий пока еще в определенной степени является признанной мировым сообществом «маркой качества» для ведущих экономик мира.

Что касается Всемирной торговой организации, вопрос выхода из этой структуры действительно обсуждался в связи с соответствующими инициативами ряда депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Вместе с тем на сегодняшний день позиция профильных ведомств, включая МИД России, не претерпела изменений – мы по-прежнему считаем ВТО важной и безальтернативной площадкой для отстаивания российских торгово-экономических интересов. Полноправное членство в Организации позволяет нашей стране участвовать в разработке и совершенствовании правил глобальной торговли, продвигая и защищая национальные приоритеты в этой области. Активная работа на площадке ВТО способствует реализации задач, связанных с усилением присутствия отечественных экономоператоров на традиционных и новых внешних рынках, расширением номенклатуры и географии российского экспорта.

Возможный выход из ВТО означал бы фактическое самоустранение от процессов международного разделения труда, привел бы к снижению вовлеченности в глобальные цепочки производства и сбыта, негативно сказался бы на уровне и качестве внешнеэкономических связей. Ни одно государство за историю существования ГАТТ/ВТО не отказалось от членства в организации. С учетом высокого уровня интеграции России в мировое хозяйство подобный радикальный шаг мог бы привести к искусственной самоизоляции национальной экономики.

Вопрос: Как Вы оцениваете экономические последствия для России от введения потолка цен на нефть – сейчас и в перспективе? Может ли наша страна в будущем получать значительную прибыль за счет роста потребления нефти, в частности, в азиатском регионе, куда мы перенаправили свои поставки?

Ответ: Ввиду решения стран Евросоюза относительно отказа от импорта российской нефти и нефтепродуктов, российский ТЭК переориентировался в сторону более тесного сотрудничества и торговли с дружественными странами, в частности Азиатского региона, где спрос на энергоресурсы растет опережающими темпами. Все же какое-то время потребуется для налаживания полноценных связей и создания дополнительной инфраструктуры для обслуживания растущих потребностей нефтегазовой промышленности на азиатском направлении.

МИД России противодействует попыткам западников втянуть дружественные нам государства в экономическое противостояние с Российской Федерацией. Вашингтон и его союзники регулярно предпринимают попытки расширить круг стран, поддерживающих вводимые в обход Совбеза ООН ограничительные меры, в том числе «потолок цен» на нефть и нефтепродукты.

Применение дискриминационного ценообразования в отношении российских углеводородов приведет к прекращению их поставок, как это предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 2022 г. Стоит отметить, что большинство государств отказались примкнуть к «потолку» цен. Западные страны пытаются воспользоваться своим монопольным положением на рынке финансовых и страховых услуг, чтобы препятствовать морским перевозкам российской нефти. На данный момент значимых экономических последствий от введения условных ограничений нет.

В координации с Минэнерго России проводится работа с основными импортерами нашей нефти. На данном этапе энергетическое сотрудничество и торговля с дружественными странами продолжается без политических оговорок с их стороны.

Вопрос: Демонстрируют ли партнеры по БРИКС интерес к созданию единой валюты объединения? Можно ли ожидать практических результатов на этом направлении к концу текущего года?

Ответ: Ни для кого не секрет, что нынешняя международная финансовая система сегодня обслуживает прежде всего интересы США и их союзников. При этом доллар, являющийся ее краеугольным элементом, из резервной валюты самим же Вашингтоном превращен в оружие. Нет никакого сомнения, что неправомерное лишение России возможности распоряжаться своими долларовыми авуарами послало остальным странам однозначный сигнал: американская валюта стала высокорисковым финансовым инструментом.

В этой связи все больше стран задумываются над повышением роли альтернативных доллару США валют во взаимных расчетах. Данную тенденцию уже не переломить. Это прекрасно понимают и наши партнеры по БРИКС. Президент Бразилии Л.Лула да Силва недавно озвучил инициативу создания единых валют в рамках объединения при использовании во взаимных расчетах. До этого Президент России В.В.Путин на XIV саммите «пятерки» (23-24 июня 2022 г.) предложил подумать над возможностью учреждения международной резервной валюты на основе корзины валют государств БРИКС. И, должен сказать, что доля недолларовых операций между странами БРИКС неуклонно растет.

В этом контексте неудивительно, что звучат идеи создания единой валюты объединения, вместе с тем, надо признать, существуют и определенные сложности в данном вопросе. Так, переход двух или нескольких стран на единую валюту потребует создания нового эмиссионного центра и регулятора (аналога Европейского центрального банка). Однако согласование порядка его формирования и объема полномочий, а также местоположения может оказаться достаточно непростым процессом. Как известно, передача прав на денежную эмиссию в наднациональный орган ограничивает возможность проводить самостоятельную макроэкономическую и монетарную политику.

Более прагматично было бы рассматривать гипотетическую валюту БРИКС не как замену национальным, а в качестве нового перспективного многостороннего инструмента, основанного на корзине валют стран-участниц объединения. Одна из ранее предложенных моделей предполагает функционирование валюты БРИКС в качестве резервной по аналогии со специальными правами заимствования, выпускаемыми МВФ. Но этот вариант также требует углубленной проработки по линии профильных российских госорганов и их партнеров в БРИКС.

При этом важно понимать, что наше объединение не является интеграционным, то есть не нацелено на формирование единого экономического пространства с унифицированными нормами в финансово-экономической, миграционной и других сферах. БРИКС – многогранное стратегическое партнерство, востребованная площадка для сближения позиций по широкому спектру межгосударственного диалога. Это очень демократичный формат, в нем никто никому ничего не навязывает, отсутствует свойственная архаичным военно-политическим альянсам жесткая блоковая дисциплина. «Пятерку» объединяет позитивная повестка дня, нацеленная на создание благоприятных экономических и политических условий для внутреннего развития наших стран, повышения благосостояния их народов.

Вопрос: Возможно ли создание зоны свободной торговли на базе БРИКС, «БРИКС плюс»? Как Россия оценивает такую перспективу? Идут ли такие обсуждения в рамках объединения?

Ответ: Вопрос создания зоны свободной торговли (ЗСТ) на базе БРИКС или в расширенном формате «БРИКС плюс» на данном этапе не стоит на повестке дня. Эта задача не из простых. Напомню, что Россия имеет общее торговое пространство в рамках ЕАЭС. ЮАР участвует в Африканской континентальной зоне свободной торговли. Бразилия является членом МЕРКОСУР. Это если пройтись по верхам, не беря в расчет соответствующие двусторонние договоры участников БРИКС с другими объединениями, как, например, соглашение Индии со странами АСЕАН. Безотносительно очевидной сложности согласования всех возможных нюансов создания ЗСТ «пятерки» с учетом имеющихся многосторонних договоренностей запуск обсуждения по данной теме должен предваряться всесторонним анализом на предмет экономической целесообразности и добавленной стоимости для всех участников от создания такого механизма.

Вопрос: Каковы ожидания у России от работы с АТЭС в 2023 году? Какие цели ставит Россия на этот год? В целом, с какими именно странами Азии для России сейчас приоритетнее налаживать или углублять взаимодействие?

Ответ: Азиатско-тихоокеанский регион традиционно выступает одним из ключевых направлений российской внешней политики. Сегодня он представляет собой крупный центр всемирной торговли и экономики, естественную точку притяжения в международных отношениях.

Сотрудничество России с экономиками АТР отличается поступательной динамикой и конкретным содержанием, о чем свидетельствует стабильный рост внешнеторгового оборота России с партнерами в регионе. В последние годы, даже учитывая последствия пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, мы с целым рядом стран вышли на рекордные отметки. С Китаем, например, за 2022 г. стоимостные объемы взаимных поставок выросли на 29 %, превысив показатель в 190 млрд долл. США.

Россия занимает в форуме АТЭС ведущие позиции, является автором многих востребованных инициатив. Настраиваемся на дальнейшую предметную практическую работу в рамках АТЭС. Речь в первую очередь идет об укреплении многосторонней торговой системы под эгидой ВТО. Россия также является динамичным поставщиком углеводородов, продовольствия и удобрений в этом регионе. Намерены расширять номенклатуру нашего коммерческого оборота в первую очередь за счет товаров с «высокой добавленной стоимостью». Будем продвигать в рамках АТЭС российские технологии, цифровые решения, изделия машиностроения, сельхозпродукцию.

Важно оградить такое взаимодействие от незаконных ограничительных мер со стороны западных стран, прежде всего, США и ЕС. Печально, что они продолжают раскручивать спираль геополитической конфронтации. Дополнительные риски провоцируются США, ЕС и странами «семерки»: однобокие формы энергоперехода, инфляция «печатного станка», нелегитимные барьеры для торговли российским продовольствием и удобрениями. Это разгоняет рост цен на базовые потребности населения и бизнеса – энергетику и продукты питания, «бьет по кошельку» рядовых граждан. Будем стремиться преодолеть эти вызовы посредством создания в коалиции с другими странами альтернативных, не зависящих от западной прихоти, торговых, транспортных и расчетных механизмов. Имеем в виду, в частности, Китай, страны АСЕАН и Латинской Америки.

Будем активно задействовать созидательный потенциал инициативы Президента Российской Федерации В.В.Путина по созданию Большого Евразийского партнерства, предполагающего построение широкого интеграционного контура с перспективой участия ЕАЭС, ШОС и АСЕАН.

Нацелены на внесение практического вклада в работу АТЭС. Особое внимание планируем уделять формированию убедительных договоренностей, которые были бы способны придать дополнительный импульс мировой экономике и международному развитию. Речь идет, в том числе, о продвижении инициатив и проектов в области торговой политики, глобальных цепочек поставок, углеродного ценообразования, цифровизации, развития удаленных и сельских территорий, женского предпринимательства.

Рассчитываем на сохранение неполитизированного характера работы по согласованным при активном российском участии приоритетам форума. Его насыщенная повестка дня на этот год – взаимосвязанность, инновации, экология, устойчивое развитие – полностью совпадает с российскими интересами.

Источник: МИД России

Share.

Comments are closed.