Вторник, 16 апреля

Кто создал того, кто живёт на крыше?

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

«А мы тут плюшками балуемся» – у каждого, кто слышит эту фразу, в голове сразу же возникает яркий, сохранившийся ещё из детства образ круглого рыжеволосого человечка с пропеллером. «Малыш и Карлсон» – всеми любимый и всем хорошо знакомый советский мультфильм с запоминающимся голосом Василия Ливанова в роли Карлсона. Он не только один из самых популярных и удачных в фильмографии его создателя – режиссёра Бориса Степанцева – но также и первый советский мультипликационный фильм, в котором была использована электрография. Но знали ли Вы, что образ Карлсона, как и саму историю, создала совсем другая персона?

Образ летающего озорника впервые пришёл на ум Астрид Линдгрен – шведской писательнице, которая, кстати отмечает свой день рождения 14 ноября. Интересно, как из простой домохозяйки она превратилась в автора ряда всемирно известных книг для детей: сидя с сыном дома, Астрид рассказывала ему истории, которые придумывала на ходу. Записывая самые удачные, она публикует их в газете «Стокгольм тиднинген» и журнале «Ландсбюгденс юль» с целью помочь нуждающейся сестре с деньгами. Сама Астрид позже назовет эти рассказы дурацкими, но писать продол­жит и будет рассылать свои рукописи по журналам.

В 1944 году Астрид предлагает свою первую серьезную рукопись под названием «Пеппи Длинныйчулок» в издательство «Бонниер», которое отвечает ей отказом, но в том же году небольшая повесть Линдгрен под названием «Бритт Мари изливает душу» получает премию в 1200 крон на конкурсе книг для девочек, объявленном небольшим новым издательством «Рабен и Шёгрен». Владелец издательства Ханс Рабен был страшно разочарован тем, что конкурс выиграла обычная домохозяйка. Впрочем, несмотря на это, спустя год он согласился опубликовать «Пеппи»: книга пользуется невероятным успехом, и в 1946 году Астрид приглашают на должность редактора в то же издательство. А уже в 1950–60-е годы Астрид создаёт свои самые известные книги: «Мио, мой Мио» (1954), трилогию о Карлсоне (1955–1968), «Расмус-бродяга» (1956), «Мадикен» (1960), «Эмиль из Лённеберги» (1963), «На острове Сальткрока» (1964), и в 1958 году получает самую престижную в мире детской литературы премию – премию имени Ханса Кристиана Андерсена.

Да, история о Карлсоне представлена целой трилогией! И состоит она из следующих книг: «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (1955), «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (1962) и «Карлсон, который живет на крыше, проказничает опять» (1968).

Сама история возникновения Карлсона с каждым годом обрастает всё новыми и новыми мифами. Так, шведские критики не раз отмечали, что Астрид списала своего персонажа с Мистера О’Мэлли из популярных в 1940-е годы комиксов американца Крокетта Джонсона. В них к мальчику по имени Барнаби Бакстер перед сном через окно неожиданно прилетает существо с розовыми стрекозьими крыльями, похожими на пропеллер. Мистер О’Мэлли был примерно 90 сантиметров ростом и состоял в Обществе эльфов, лепреконов, гномов и маленьких человечков. Волшебной палочкой ему служила наполовину выкуренная гаванская сигара.

По другой версии, прообразом Карлсона стал господин Лильонкваст, ангел смерти из рассказа Астрид Линдгрен «В Сумеречной стране», вошедшего в сборник «Крошка Нильс Карлсон» (1949). Господин Лильонкваст – это шведский аналог Оле Лукойе из одноименной сказки Андерсена. В книге Линдгрен он является к больному мальчику Йорану и забирает его в Сумеречную страну, где «ничто более не имеет значения». Йоран и Лильонкваст летают над ночным Стокгольмом так же, как чуть позднее это делают Малыш и Карлсон, только в отличие от второго, полёт этот совсем не веселый. Вдобавок к этому, речь господина Лильонкваста напоминает речь Карлсона (например, «это не имеет ни малейшего значения» – аналог фразы «пустяки, дело житейское»).

Книги о Карлсоне проиллюстрировала шведская художница эстонского происхождения – Илон Викланд. В Париже на рынке она увидела толстяка, игравшего на гармошке, очень напоминавшего героя книги: рыжие волосы, клетчатая рубашка, синие штаны на лямках. Илон сделала набросок и показала Астрид. Та в свою очередь подтвердила: именно так выглядит герой, которого она придумала.

Возможно, холодные ноябрьские дни – самое время не только пересмотреть полюбившийся мультфильм, но и перечитать сам увлекательный книжный цикл.

Поверь мне, Карлсон, не в пирогах счастье…
Ты что, с ума сошёл? А в чём же ещё?

Автор статьи: Варвара Картушина

Share.

Leave A Reply