Пятница, 29 марта

На сколько актуален женский вопрос в области образовательных программ?

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Анна Палагина- ректор Международного института менеджмента объединений предпринимателей ТПП РФ, доктор экономических наук об актуальности образовательных программ для женщин.

Все мы помним, что 2020 год стал годом испытаний и внес массу корректив в нашу жизнь. Из-за пандемии коронавируса и спровоцированного ей кризиса огромное количество людей осталось без работы. В зоне особой уязвимости оказались женщины. Детские сады закрывались на карантин, школы переводили на дистанционное обучение, и именно мамы, как правило, оставались дома с детьми. Это обстоятельство еще больше усилило женскую дискриминацию на рынке труда.

  Сегодня женщины, составляя половину населения земного шара и выполняя 66% процентов мировой работы, в гораздо большей степени, чем мужчины, сталкиваются с проблемой безработицы. Ее уровень среди прекрасной половины, как правило, выше среднего и выше, чем у половины сильной. Не вызывает сомнения тот факт, что уровень конкурентоспособности женщин на рынке труда ниже аналогичного показателя для мужчин.

До сих пор есть несправедливость при приеме на работу. Работодатели задают вопрос, планируют ли потенциальные сотрудницы рожать детей, и, если ответ положительный, часто отказывают. Особенно страдают мамы, которые пытаются выйти из декрета и ищут работу. Их шансы малы, потому что наличие малышей «гарантирует» постоянные больничные.

По данным исследования «ОПОРЫ России», 84% российских женщин сегодня рассматривают для себя возможность предпринимательской деятельности, а половина опрошенных (50%) готовы начать собственный бизнес. Главные стимулы к предпринимательской деятельности – «перспектива получения большего дохода, чем от работы по найму» (53%) и «самореализация» (49%). Основными барьерами к созданию собственного бизнеса респонденты называют недостаток финансовых ресурсов (65%) и образования в сфере ведения предпринимательской деятельности (48%).

Действительно, отсутствие необходимых знаний становится серьезным барьером, как для начала собственного дела, так и для его успешной реализации. Женщины, с их абсолютно практичным, здравым и ответственным отношением к себе и к последствиям высоко рисковой предпринимательской деятельностью, это понимают. Это объективная оценка, с одной стороны, практической значимости качества знаний, получаемых в большинстве вузов, готовящих специалистов по предпринимательским специальностям. А с другой стороны, еще одно подтверждение необходимости постоянного, дополнительного, мобильного и практикоориентированного бизнес-образования. В ТПП РФ это хорошо понимают. Именно поэтому палатой создан и работает, отвечая, в том числе и на эти вызовы и потребности, наш институт.

Наш постоянный партнер Аналитический центр НАФИ провел исследование гендерного неравенства в России и выяснил, какие стереотипы мешают женщинам участвовать в экономике наравне с мужчинами, и какова вероятность победить их в ближайшем будущем. Аналитики НАФИ в числе мер по улучшению ситуации предлагают запускать «женские» информационные кампании на тему бизнеса, карьеры и инвестиций.

Многие из них нацелены на то, чтобы заставить женщин поверить в свои силы: как показывают многие исследования, одна из причин, по которой женщины не хотят пробовать себя в бизнесе или финансах — опасение, что эти сферы чересчур сложны и требуют особых компетенций.

Наш совместный накопленный опыт и экспертный потенциал, информация из первых рук о состоянии рынка труда, о заказе работодателей на определенные виды профессий и компетенций, о проблемах наименее защищенных общественных групп несколько лет назад убедил нас в необходимости выйти с новым проектом — разработкой и внедрением в регионах страны, где отмечается эффективная работа системы торгово-промышленных палат, новой обучающей программы. Мы назвали ее «Женщина в новой профессии. Всегда возможно стать успешной!».

Проект ориентирован на женщин с образованием, потерявших работу, выпускниц ВУЗов, не имеющих опыта работы, матерей-одиночек, многодетных мам, женщин, воспитывающих детей-инвалидов, и направлен на смягчение существующей проблемы женской безработицы – как структурной, так и циклической. Уникальность инициативы состояла в том, что мы не понаслышке знали о несоответствии между запросом работодателей на квалификации и компетенции, с одной стороны, и предлагаемым академическим образованием, с другой стороны.

Работа строилась не в зоне противоречий, а в области пересечения интересов. В основу легли новые, востребованные на рынке труда профессии, требующие незначительной профессиональной переподготовки женщин, уже имеющих базовое образование

Интерес и вовлеченность в деятельность проекта заинтересованных органов власти, в особенности служб занятости и общественных палат, доказали уместность и своевременность мер по повышению конкурентных преимуществ женщин на рынке труда за счет более высокого уровня их профессиональной подготовки. Не в последнюю очередь эффективность реализуемых государством программ зависит от обеспеченности организующими структурами и конечными исполнителями на местах. Одним из таких масштабных всероссийских ресурсов является наша система Торгово-промышленных палат.

Задачи оказания помощи государству, бизнесу и гражданам в сфере

развития предпринимательской инициативы, обучения специалистов, создания высокотехнологичных рабочих мест – базовые направления нашей деятельности. На сегодняшний день Система ТПП – это конгломерат работодателей и потребителей услуг граждан-предпринимателей. Мы аккумулируем совокупный запрос рынка труда, и основываемся на нем в нашей деятельности.

Наши региональные и местные палаты выполняют функции организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Залогом развития экономики и предпринимательства всегда являлась кадровая обеспеченность. Поэтому наряду с построением системы региональных и местных торгово-промышленных палат мы всегда системно занимались построением системы профессионального образования по запросу работодателей.

Корпоративное образование системы торгово-промышленных палат России обладает уникальными и важными преимуществами в сегменте ДПО – оно объединяет представительную часть профессионального сообщества, обладает развитой инфраструктурой в регионах и собирает на деловых диалоговых площадках тех экспертов, которые заинтересованы в повышении качества оказываемых образовательных услуг для бизнеса и граждан.

Наш институт активно участвует в реализации программ дополнительного профессионального образования для бизнеса:

На постоянной основе, в том числе по сетевым договорам с УДЦ ТПП и партнерскими организациями, Институт реализует свыше 50 образовательных программ для бизнеса, предпринимателей, членов ТПП, государственных и коммерческих организаций по направлениям:

  • управление закупками,
  • медиация,
  • бухгалтер,
  • специалист по управлению персоналом,
  • менеджмент образовательной деятельности,
  • создание и запуск интернет-магазина,
  • инновационные методы оптимизации производства,
  • франчайзинг,
  • специальный курс ДПО для нотариусов и другим.

Более 40 образовательных программ вошли в перечень обучающих программ Минэкономразвития России для обучения целевых групп в рамках Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

По данным недавнего исследования РБК, участники сегмента ДПО отмечают два главных фактора: возросший запрос на переквалификацию и формирование профессионального комьюнити как особой карьерной среды. Ещё в 2019 году в рамках Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» Министерством экономического развития был выработан механизм для реализации обучения действующих и потенциальных предпринимателей. Для этого был разработан перечень рекомендованных обучающих программ и их правообладателей.

В данный перечень от Международного института менеджмента объединений предпринимателей вошли две программы ДПО:

  • «Менеджмент выставочной деятельности»,
  • «Управление бизнес-коммуникацией».

В 2021 году прошли экспертную оценку и поступили на рассмотрение комиссии министерства 45 наших программ.

Но мы, разумеется, разрабатываем программы не только для бизнеса. С подачи национальных проектов особую значимость приобретают качество, доступность и вариативность дополнительного образования для всех категорий граждан. Наш корпоративный институт МИМОП и Учебные центры в большинстве регионов, представляя систему ДПО ТПП РФ, активно мониторим образовательные запросы населения, поэтому предлагаем действительно актуальные программы.

Например, в рамках сотрудничества со службами занятости населения и в рамках Национального проекта «Демография»: АНО ДПО «МИМОП» и Фонд развития профессиональных квалификаций ТПП РФ реализуют по контракту с Центром занятости Москвы образовательные программы дополнительного профессионального образования для граждан 50+ и женщин, имеющих детей до 7 лет, в рамках федерального проекта «Содействие занятости» Национального проекта «Демография». В 2021 году прошли обучение 375 человек по 4 образовательным программам.

С июля 2021 года Институт и Фонд реализуют свои образовательные программы в рамках Нацпроекта «Демография» также в партнерстве с «Ворлдскиллс» и РАНХиГС. В 2021 году прошли обучение 406 человек по 15 образовательным программам.

Также Фондом развития профессиональных квалификаций ТПП РФ проводится формирование и развитие системы независимой оценки профессиональных квалификаций:

Подготовлены предложения в План нормотворческой деятельности по совершенствованию нормативно-правовой базы развития Национальной системы квалификаций.

Ведется актуализация 15 и разработка 9 профессиональных стандартов по различным видам профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

Share.

Leave A Reply