Уважаемый господин Председатель,
Нынешний год по ряду параметров является знаковым для Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности (ФСОБ). Сегодня мы отмечаем тысячное заседание нашего директивного автономного органа, а в сентябре при бельгийском председательстве будем праздновать его 30-летие. Эти круглые даты предоставляют нам возможность поделиться оценками нынешнего положения дел на Форуме и его дальнейших перспектив.
Изначально ФСОБ замысливался его основателями в качестве основной и, по сути, единственной общеевропейской структуры, отвечающей за военно-политическую стабильность в Европе. Предполагалось, что эта стабильность будет обеспечена путём переговоров но контролю над вооружениями и мерам укрепления доверия и безопасности. Форум прекрасно справлялся с этой задачей. В 1990-е годы был наработан целый массив фундаментальных документов, составляющих так называемый «военно-политический инструментарий ОБСЕ».
Тем не менее в последние годы со стороны ряда западных стран мы видим сознательные попытки размыть военно-политические основы Форума. Сегодня они настойчиво втискивают в его повестку дня «гендер», завтра – климат, а что будет послезавтра! Доживёт ли вообще наша площадка до этого момента, если уже сейчас польское Действующее Председательство ОБСЕ предлагает передать ключевые вопросы ФСОБ на рассмотрение общеполитического органа – Постоянного совета? Нас такая перспектива решительно не устраивает, и мы с недоумением следим за этими разрушительными «творческими порывами» ряда государств-участников и Действующего Председательства.
Отдельного упоминания заслуживает развивающийся самостоятельно, но тематически связанный с деятельностью Форума «структурированный диалог» о нынешних и будущих рисках и вызовах безопасности в регионе ОБСЕ, запущенный на СМИД в Гамбурге в 2016 г. В течение пяти лет государства-участники кропотливо вели диалог, пытаясь найти точки соприкосновения по вопросам транспарентности, уменьшения военной опасности и предотвращения инцидентов. А теперь в одночасье все наработки, инициативы и идеи – всё то, что мы копили полдесятилетия – попросту предлагается отдать на другой переговорный трек. Как нынешнее финское председательство «структурированного диалога», да и его предшественники – Германия, Бельгия, Нидерланды и Испания– относятся к тому, что этой площадке фактически хотят отвести роль «клуба по интересам» с пустой повесткой дня, размытым графиком работы и непонятными результатами? Мы говорим о том, что эта польская инициатива не обладает никакими правовыми и политическими рамками. Неспособна придать дополнительную ценность ни военно-политическому измерению ОБСЕ в целом, ни СД в частности.
Разумеется, мы можем бесконечно «перезапускать» диалог о будущем европейской безопасности в ОБСЕ и «плодить» новые переговорные площадки. Но важно уяснить: чем больше форматов и участников, тем больше опасность скатиться в бесконечную прокрастинацию и забалтывание сути диалога. Видимо, кое-кому этого очень хочется. На наш взгляд, гораздо важнее воспользоваться имеющимися ресурсами, которые нам предоставляют Форум, и «структурированный диалог», созданные для профессионального разговора и достижения конкретных договорённостей на уровне военных экспертов. Важно восстановить их надлежащую роль в европейских делах. Вот на чём нам всем необходимо сконцентрироваться.
Господин Председатель,
В последние недели Российская Федерация на деле продемонстрировала готовность к решению ключевых проблем европейской безопасности. Наша страна не допустит, чтобы США и НАТО решали за нас, что является угрозой для России, а что – нет. Мы годами наблюдаем настораживающие тенденции, связанные с расширением альянса, развёртыванием системы ПРО, созданием новых иностранных объектов и размещением многонациональных войск на территориях других стран вблизи наших границ. Допускаем, что многих это вполне устраивает и они чувствуют себя в такой обстановке вполне комфортно. Но это не относится к России. И если действительно исходить из того, что безопасность в Европе является неделимой, эти озабоченности необходимо должным образом принимать во внимание и думать о тех шагах, которые могли бы их устранить.
Наш приоритет – переговоры, в первую очередь, с США, а также с НАТО, в рамках которых мы добиваемся долгосрочных юридически обязывающих гарантий безопасности. Не исключаем, что при наличии определённого прогресса и, если будет принято консенсусное решение, именно ФСОБ на последующих этапах может внести вклад в деэскалацию напряжённости и усиление военно-политических основ европейской безопасности. Однако для этого требуется бережно относиться к наследию Форума, последовательно укреплять его фундамент, возвращать повестку дня к военно-политическим «истокам» и думать над тем, какие инициативы в рамках «структурированного диалога» могли бы получить продуктивное развитие в повестке дня Рабочих групп «А» или «Б» ФСОБ. Повторюсь: сегодня требуются практические шаги, а не теоретические размышления. При этом напомню, что возможные изменения мандата Форума, как тут предлагалось, могут быть сделаны, если понадобится, только консенсусным решением государств-участников.
Господин Председатель,
Таковы в самом общем плане наши представления относительно восстановления надлежащей роли ФСОБ ОБСЕ в европейских делах. По этим направлениям российская делегация готова вести настойчивую работу, к участию в которой приглашаем всех коллег, заинтересованных в преодолении негативных тенденций последних лет.
Если же продолжать делать вид, что «всё нормально», то в последующие тысячу заседаний ФСОБ рискует оказаться перед лицом кризисной ситуации. Этого нельзя допустить.
Благодарю Вас, господин Председатель. Прошу приложить текст заявления к Журналу дня.