Уважаемый г-н Председатель,
Уважаемые дамы и господа,
Российская делегация придает важное значение работе Вспомогательных органов (ВО) Конференции. Уже состоялось пять заседаний ВО и, по нашей оценке, в результате обмена мнениями удалось наметить основные направления последующих дискуссий, что внушает осторожный оптимизм. Наша делегация, руководствуясь пониманием значимости всестороннего рассмотрения вопросов повестки дня Конференции для дальнейшей деятельности форума, стремится внести свой конструктивный вклад в этот процесс.
Однако вызывает сожаление, что отдельные делегации вместо содержательного разговора по существу предпочитают выступать с политизированными заявлениями по вопросам, не относящимся напрямую к компетенции Вспомогательных органов. Это не способствует вдумчивой и всесторонней проработке тем, вынесенных координаторами на обсуждение.
Видим позитивный момент в том, что проблематика ОМУ остается в центре внимания КР. Считаем полезными начатые углубленные обсуждения ядерной проблематики. Не остались «за кадром» и другие виды ОМУ. Во вторник состоялось заседание ВО5, на котором в различных контекстах затрагивалась тема химического и биологического оружия. Оно понятно и оправдано – ведь именно на КР были разработаны КБТО и КЗХО.
Обратили внимание на выступление делегаций США и Германии, которые в инициативном порядке подняли вопрос о военно-биологической деятельности на территории Украины. Ввиду крайней его чувствительности считаем необходимым и полезным поддержать почин наших коллег. По существу хотели бы поделиться следующей информацией.
В ходе специальной военной операции на Украине вскрылись факты реализации на территории этой страны при участии и непосредственном кураторстве Минобороны США опасных проектов военно-биологической направленности.
В распоряжении Минобороны России оказались документы, которые подтверждают, что на территории Украины сформировалась сеть, по крайней мере, из 30 биологических лабораторий, в которых проводятся крайне опасные биологические эксперименты, нацеленные на усиление патогенных свойств целого ряда смертельных болезней. Основой американо-украинского военно-биологического взаимодействия является Соглашение от 2005 года между Минобороны США и Минздравом Украины о сотрудничестве в сфере предотвращения распространения технологий и патогенов, которые могут быть использованы в разработке биооружия. В соответствии со ст. 3 этого Соглашения, Минобороны США может «оказывать Минздраву Украины поддержку» в области «совместных биологических исследований, определения угроз от биологических агентов и выработки ответа на них» применительно к «опасным патогенам, размещенным на объектах на территории Украины». Реализация упомянутого Соглашения с момента его подписания шла полным ходом. Причем из документов следует, что американские специалисты и эксперты оказывали содействие не украинскому Минздраву, как они утверждают, а Минобороны Украины.
Эта работа ведется при финансировании и под контролем Управления по снижению военной угрозы Министерства обороны США (Defense threat reduction agency – DTRA). Ключевую роль в осуществлении данных программ играла Центральная референс-лаборатория с уровнем биозащиты BSL-3 на базе украинского Научно-исследовательского противочумного института имени И.И.Мечникова в Одессе. Активное участие принимали профильные исследовательские центры в других городах Украины – Киеве, Львове, Харькове, Днепре, Херсоне, Тернополе, Ужгороде, Виннице.
Есть все основания полагать, что Управление Минобороны США по уменьшению военной угрозы вело работы на Украине по трём направлениям. В первую очередь, это мониторинг биологической обстановки в предполагаемых районах размещения воинских контингентов государств-членов НАТО. Второе – сбор и вывоз в США штаммов опасных микроорганизмов. Третье направление – научно-исследовательские работы по изучению потенциальных агентов биологического оружия, специфичных для данного региона, которые имеют природные очаги и способны передаваться человеку.
Исследования опасных и особо опасных патогенов проводились в интересах Национального центра медицинской разведки военного ведомства США (National center for medical intelligence). Результаты исследовательских проектов, связанных с изучением и распространением холеры, оспы, сибирской язвы, ботулинических токсинов, направлялись в военно-биологические центры США, в т.ч. в Научно-исследовательский медицинский институт инфекционных заболеваний (U.S. Army medical research institute of infectious diseases), Научно-исследовательский институт им.Уолтера Рида (Walter Reed Army institute of research), Центр медицинских исследований ВМС США (Naval medical research), а также в военные лаборатории в форте Детрик (US Army biological warfare laboratories), которые ранее являлись ключевыми объектами американской программы создания биологического оружия.
Попавшие к нам материалы подтверждают, что все серьезные исследования повышенной опасности в биолабораториях Украины проводились под непосредственным руководством специалистов из США, которые обладали дипломатическим иммунитетом.
Нам стали известны подробности ряда биологических проектов (UP-2, UP-4, UP-8, UP-9, UP-10 P-781), которые реализовывались в лабораториях Киева, Харькова и Одессы. Их целью являлось изучение возможности распространения через природных переносчиков особо опасных инфекций – бактериальных и вирусных патогенов, в том числе высокопатогенного гриппа H5N1, возбудителей конго-крымской лихорадки (Congo-Crimean hemorrhagic fever), чумы (Plaque), лептоспироза (Leptospirosis), хантавирусов (Hantaviruses), филовирусов (Philoviruses) и коронавирусов (Coronaviruses).
В ходе реализации указанных проектов были выделены шесть семейств вирусов (включая коронавирусы) и три вида патогенных бактерий (возбудители чумы, бруцеллеза и лептоспироза). Это связано с основными характеристиками указанных патогенов, которые делают их привлекательными в целях заражения: этой устойчивость к лекарственным препаратам, быстрая скорость распространения от животных к человеку.
Кроме того, полагаем, что заинтересованность военных биологов США именно в этих патогенах связана с тем, что они имеют природные очаги как на территории Украины, так и в России, а их применение может быть замаскировано под естественные вспышки заболеваний.
Следует отметить, что Украина обладает уникальным географическим положением, где пересекается целый ряд миграционных путей потенциальных переносчиков опасных заболеваний, многие из которых пролегают через территорию России и Восточной Европы. Упомянутые исследования проводились в самом центре Восточной Европы и в непосредственной близости от границ России, создавая реальную угрозу биобезопасности как для нашей страны, так и всего региона.
В этом контексте внимания заслуживает тот факт, что в начале марта с.г. DTRA проинформировало руководство Пентагона о том, что объекты американских исследовательских биопрограмм на Украине являются источником повышенной опасности для стран Европы, учитывая военные действия, ведущиеся на украинской территории.
Помимо исследований и научных экспериментов на Украине с ее территории осуществлялась передача военным лабораториям США и ряда других стран, в т.ч. Великобритании, Грузии и ФРГ, биоматериалов и штаммов особо опасных биологических агентов. Так, в Центр имени Р.Лугара в Грузии было направлено более 10 тыс. проб. Среди получателей также числятся референс-лаборатория в Великобритании, куда было направлено 773 пробы, и Институт Леффлера в Германии. Уместно отметить, что документы подтверждают факт реализации Германией на Украине собственной военно-биологической программы. Её целью является изучение в условиях Восточной Европы потенциала смертельно опасных заболеваний, таких как конго-крымская геморрагическая лихорадка.
Так, в рамках этой работы немецкий Институт тропической медицины имени Б.Нохта организовал сотрудничество с Центром общественного здоровья Минздрава Украины, в ходе которого украинская сторона обязалась поставлять образцы крови славянского этноса из разных регионов страны. Помимо этого, регулярно проходили визиты немецких специалистов с посещением украинских больниц в Киеве, Харькове, Одессе и Львове, где они лично знакомились с особенностями протекания болезней у местного населения. Проект финансировался Министерством иностранных дел ФРГ и Бундесвером.
Действия Германии, ранее неизвестные широкой общественности, несут такую же угрозу, как биологические эксперименты США, и требуют детального изучения.
Всем известно, с какой щепетильностью на Западе относятся к передаче заграницу биоматериалов граждан западных стран. И неспроста – ведь в теории могут быть созданы биоагенты, способные избирательно поражать различные этнические группы.
В этой связи особую обеспокоенность вызывает тот факт, что под предлогом испытаний средств лечения и профилактики коронавирусной инфекции из Украины в НИИ им. Уолтера Рида Сухопутных войск США вывезено несколько тысяч образцов сыворотки больных, большинство из которых относятся к славянскому этносу.
Подобная бесконтрольная деятельность чревата последующим «расползанием» за пределы лабораторий и исследовательских центров опасных заболеваний. А риск этого весьма реален с учетом того интереса, который радикальные националистические группировки на Украине проявляют к проводившимся там в интересах Минобороны США работам с опасными патогенами.
Сейчас, по данным нашего Минобороны, киевский режим по требованию западных кураторов спешно уничтожает свидетельства нарушения США и Украиной ст. I и ст. IV КБТО. Проводится экстренное сворачивание совместных биологических программ. Согласно поставленной Министерством здравоохранения Украины 24 февраля задачи полностью уничтожаются биоагенты, находящиеся в лабораториях. Номенклатура и объемы уничтожаемых патогенов свидетельствует о работах, проводимых именно в рамках военно-биологической программы.
Среди прочих документов стоит упомянуть и «План технической помощи» определенным реципиентам Минобороны Украины. В нем подтверждается непосредственное финансирование и кураторство Пентагоном – его Управлением по снижению военной угрозы – военно-биологических проектов на Украине. Общий объем финансирования составил 32 млн долларов, а непосредственным получателем денежных средств стали лаборатории украинского Минобороны в Киеве, в Одессе, в Львове, в Харькове.
Согласно упомянутому «Плану технической помощи» именно «Донор» – Минобороны США – во взаимодействии с украинскими органами госвласти ставил задачи и определял объем работы в рамках проектов на территории Украины, определял перечни необходимого оборудования и делегировал широкие полномочия аффилированным с ним компаниям-подрядчикам. Получатель же американской «помощи» – Минобороны Украины – был обязан обеспечить «своевременный доступ персонала» Пентагона и его подрядчика к лабораториям на территории Украины «с целью проведения работ» в рамках выполнения проектов, а также предоставить доступ на эти объекты, помимо сотрудников Пентагона, «иностранным ученым». Сами проекты предполагалось реализовывать не самими украинскими учеными, а лишь «при их участии». Среди подрядчиков Пентагона по реализации биологических проектов фигурируют такие известные американские компании как “Black and Veach”, «Metabiota», “CH2M Hill”.
Иными словами, украинские власти выдали Пентагону «карт-бланш» на деятельность на территории Украины и позволили самостоятельно проводить там опасные биоэксперименты. В то время как военно-биологические исследования на территории самих США были свернуты из-за опасности для американского населения, киевские власти, по сути, дали добро на превращение своей страны в испытательный полигон и использование жителей Украины в качестве потенциальных подопытных. Эти эксперименты с потенциальным риском в масштабах страны продолжались годами.
По сути, это не «благородная» помощь Украине, о которой твердят американские представители, а циничное использование её территории и населения для опасных исследований, которые Вашингтон не хочет проводить на национальной территории, чтобы не подвергать рискам собственное население.
С 2016 года – момента начала реализации упомянутых проектов США и Украина не упоминают о них в своей отчетности, представляемой в порядке укрепления мер доверия КБТО. Возникает вопрос о соответствии этой деятельности обязательствам этих двух стран по Конвенции. Именно поэтому Россия уже много лет призывает укрепить режим КБТО, принять юридически обязывающий протокол к этой Конвенции, который позволил бы создать эффективный механизм проверки соблюдения её участников своих обязательств по КБТО. США работу на этом направлении блокируют уже почти 20 лет.
Подчеркну, что биологические угрозы в силу своей природы не знают границ. Сегодня ни один регион мира не может чувствовать себя в безопасности. Под контролем США находятся свыше 300 биолабораторий, расположенных в 30 странах, в том числе на Ближнем Востоке, в Африке и Юго-Восточной Азии, а также по периметру бывшего СССР. Поставить их под международную проверку Вашингтон категорически отказывается, не соглашаясь на разработку верификационного протокола к КБТО. Это не может не наводить на мысль, что США есть, что скрывать.
Полученные нами сведения о военно-биологической деятельности США на территории Украины заставляют по-новому взглянуть на вопрос о сохранении Вашингтоном своей оговорки к Женевскому протоколу 1925 года, на авторитет которого опирается КБТО в вопросе запрета на применение биологического и токсинного оружия. Кроме того, возникают обоснованные сомнения и в отношении истинной направленности осуществляемой США с 2004 года программы «Биощит» (Bioshield), целью которой продекларировано обеспечение защиты американских военных и гражданcких лиц от применения биологического и токсинного оружия. Не исключено, что между этими тремя фактами существует логическая связь, которая наводит на мысль о том, что США не только проводят военно-биологические исследования, но и рассматривают возможность применения этого вида ОМУ.
С момента первого обнародования документов о военно-биологической деятельности США на Украине от американских официальных лиц так и не получено внятных разъяснений относительно проводимых на базе украинских научно-исследовательских центров работ с самыми опасными, включая смертоносные, биоагентами. Не выдерживают критики пояснения о том, что сотрудничество Пентагона с украинскими биолабораториями и научно-исследовательскими центрами было направлено на совершенствование национальной системы биологической безопасности и нераспространения компонентов, технологий, а также ноу-хау, которые могли бы быть использованы для создания биологического оружия. Такие утверждения противоречат направленности деятельности США в области биологии и медицины на территории Украины, её характеру и объёму.
Ожидаем от США подробных разъяснений относительно тех вопросов, которые мы подняли в нашем выступлении, а также в выступлениях наших представителей в Совбезе ООН. Представив такие детальные разъяснения, США продемонстрировали бы истинную, а не мнимую, транспарентность, о которой так много и часто упоминает их делегация.