Понедельник, 17 марта

Дальний Восток в фильмах Юрия Чулюкина

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

⠀⠀9 ноября родился советский кинорежиссёр, снявший всем хорошо известный и многим полюбившийся в новогоднее время фильм «Девчата» – Юрий Степанович Чулюкин. Но сегодня мы предлагаем окунуться в теневую сторону его искусства в лице небольшой дальневосточной хроники.

⠀⠀С точки зрения кинематографа Владивосток всегда считался одним из самых привлекательных городов. В нём есть всё для красивого кадра: «неаполитанский» облик, необыкновенный рельеф и само местоположение города. Он стал одним из «мэтров» художественного кино ещё при советской власти. Запали в душу владивостокские городские пейзажи и Юрию Чулюкину, так как там он снял две художественные ленты: героикоприключенческую дилогию о гражданской войне «И на Тихом океане…» (1973) и «Поговорим, брат!» (1978). Эти два фильма резко контрастируютс его предыдущими комедийными работамипомимо «Девчат», другим успешным кинопрокатом была признана и картина «Неподдающиеся».

«И на Тихом океане…»


⠀⠀Фильм повествует о последних днях гражданской войны. Оттеснённые Красной
армией к Тихому океану, белогвардейские войска пытаются удержаться у власти. Свои надежды они возлагают на бронепоезд, который доставит им боеприпасы. Фильм снят по пьесе Всеволода Иванова «Бронепоезд 14-69», которая была написана для МХАТа по его «Партизанским повестям».

⠀⠀Режиссёр Юлий Чулюкин поставил фильм по сценарию, написанному Александром Гороховым. Фильм снимался в павильонах студии «Мосфильм» и на натуре. Натурой был пригород Владивостока, сам Владивосток, а также берега бухты Лазурной.

⠀⠀Сам Чулюкин высказывался об опыте съёмки исторического фильма так: «Прежде я работал главным образом в комедийном жанре. Материалом моих картин была современность, героями – озорные, жизнерадостные девчата и парни. А теперь иной сюжет и иные характеры. Герои Всеволода Иванова жили в нелёгкое время, им выпала трудная судьба. И в наши дни не утихли на земле войны, и человек не может остаться в стороне от проблем времени. Он должен осознать своё место в современном мире. Это-то наиважнейшее, чем привлекают нас судьбы героев замечательного писателя. “Партизанские повести” очень кинематографичны. Здесь и острота сюжета, и напряжённость диалога, и крупные, ёмкие людские характеры, проявляющиеся в драматичных ситуациях».

⠀⠀Владивосток он называл «памятником героям гражданской войны». Высказываясь о современной жизни города и о его почитании павших воинов, режиссёр отмечал «Сюда каждый год 25 октября, в день освобождения Дальнего Востока от интервентов и белогвардейцев, приходят люди и, встав на колени, минутой молчания поминают тех, кто отдал жизнь за счастье нашей Родины. Этими кадрами завершится фильм “И на Тихом океане…”»

⠀⠀Приморский зритель смотрел фильм с особым интересом, узнавая в нём город и его пригород, а также знакомые берега и знакомые лица своих земляков.

«Поговорим, брат!»


⠀⠀Следующий исторический
художественный фильм снят Юрием Чулюкиным на киностудии«Беларусьфильм» в 1978 году. В тогдашней аннотации в журнале «Советский экран» фильм был представлен так: «Шёл 1922 год. Молодая Советская республика залечивала раны только что отгремевшей гражданской войны, начинала строить новую жизнь, а на Дальнем Востоке, в Приморье, ещё продолжались тяжёлые бои с остатками колчаковской армии. К этим событиям отсылает нас остросюжетный фильм режиссёра Юлия Чулюкина, удостоенный на XII Всесоюзном кинофестивале в Ашхабаде приза за разработку приключенческого жанра в киноискусстве. Предшествующие фильмы Ю. Чулюкина: “Девчата”, “Неподдающиеся”, “И на Тихом океане…”, “Родины солдат”. В центре новой картины – история лихого разведчика Митьки Кокорина и его старшего брата, большевика Петра, оказавшихся после трёхлетней разлуки в одном партизанском отряде. Они выполняют сложное и опасное задание: выводят партизан из ловушки, подстроенной колчаковцами».

⠀⠀В своей статье «Духом окрепнув в борьбе…», опубликованной в том же издании, Л. Павлючик отмечает, что в этой картине режиссёром отдана щедрая дань всем приёмам и условиям приключенческого фильма, при этом ему удалось избежать «плена жанра». Традиционная канва фильма обогащена как размахом массовых сцен, так и пристальным вниманием к душе человека. Продолжая, кинокритик пишет: «Доминируя в картине, приключения частенько уступают место то взволнованной психологической драме, то героической комедии, то торжественно приподнятой балладе. Но при своей кажущейся мозаичности этот фильм удивительно монолитен, жанровая “чересполосица” приведена режиссёром к общему знаменателю – захватывающему, эмоционально насыщенному рассказу о том, как сражалось и погибало, любило и ненавидело поколение верных бойцов революции, когда победа была уже близка и последние банды беляков и интервентов предстояло сбросить в океан».

⠀⠀Фильм завершается кадрами могучей волной народного войска, которое сносит вражеские позиции в городке Жуковка, расчищая путь Красной армии для победного шествия к берегам Тихого океана

⠀⠀Данные кинокартины определённо стоят ноябрьского вечера, отведённого для знакомства с ними, ведь в них режиссёрский стиль Юрия Чулюкина открывается с новых сторон.

Приятного просмотра!

Автор статьи: Варвара Картушина

Share.

Leave A Reply