Пункт повестки дня: «Диалог в области безопасности»
Тема: «Гуманитарное разминирование»
Господин Председатель,
Приветствуем созыв соответствующего военно-политическому мандату ФСОБ пленарного заседания по вопросам разминирования. Однако вынуждены напомнить председательству Кипра о том, что включение в концептуальную записку заседания обвинительных пассажей в адрес Российской Федерации и приглашение докладчиков, воспроизводящих известный набор западных пропагандистских клише по отношению к нашей стране, никоим образом не способствуют продуктивной работе на Форуме и ещё больше усугубляют то плачевное состояние, в котором он стараниями последних председательств находится в настоящий момент.
Как и на предыдущих пленарных заседаниях ФСОБ по проблематике разминирования, мы видим, что западные делегации так и не нашли в себе сил предметно отреагировать на неоднократно приводимые нами неопровержимые доказательства целенаправленных нарушений Киевом норм и принципов международного гуманитарного права (МГП). Уважаемые делегаты, зачитываемые вами как под копирку написанные заявления, единственная цель которых – отвлечь внимание от реальных фактов происходящего вокруг Украины, не скроют правду о преступлениях режима Зеленского, осуществляемых при вашем прямом попустительстве и вмешательстве.
Господин Председатель,
Российская Федерация вновь обращает внимание на продолжающуюся «накачку» Киева кассетными боеприпасами (КБ). Несмотря на то, что Украина и США не являются участниками Конвенции по кассетным боеприпасам, для них действует императив МГП, который запрещает применение любых вооружений против мирного населения и по гражданским объектам. Будучи одним из крупнейших производителей такого оружия, Соединённые Штаты получают не только новый рынок сбыта для своего ВПК и финансовую выгоду, но и возможность заменить «залежавшийся товар» высокотехнологичными КБ в национальной армии. Передача подобных боеприпасов украинским вооружённым формированиям является очередным подтверждением агрессивных целей Вашингтона, одержимого нанесением «стратегического поражения» нашей стране.
Отмечаем неизменный рост случаев применения таких вооружений против гражданских объектов и населения, зафиксированный в т.ч. профильной американской НПО «Human Rights Watch». Заверяем западных коллег: пытаясь руками ВСУ запугать и покалечить мирное население Донбасса, Белгорода, Запорожской и Херсонский областей, вы не «разрушите Карфаген». Мы очистим наши города от мин и отстроим всё пострадавшее от рук киевских марионеток и западных наёмников. Однако в настоящее время полноценное восстановление регионов крайне затруднено, поскольку украинские националисты продолжают обстреливать гражданские объекты с использованием КБ, а также массово закладывают противопехотные и противотанковые мины. Факты целенаправленного минирования обочин дорог, просёлочных троп, мостов, плотин, территорий вокруг жилых домов, где есть дети, образовательных и медицинских учреждений, а также других гражданских объектов зафиксированы Межведомственным координационным штабом Российской Федерации по гуманитарному реагированию. Мы регулярно доводим соответствующие сведения в двухсторонних контактах до наших союзников и единомышленников. Помимо нарушений Конвенции о «негуманном» оружии и протоколов к ней, в частности, Дополненного протокола II (ДП-2), отмечаем невыполнение Украиной своих обязательств по Конвенции о запрещении противопехотных мин, участником которой она является с 2006 года. Согласно данным ООН, в рамках обязательств по Оттавской конвенции Киев давно должен был уничтожить около шести миллионов ПФМ-1 «Лепесток» и 700 тыс. противопехотных мин других типов. Как мы видим, это было осуществлено лишь на бумаге. В ноябре 2023 года ООН подтвердила использование ВСУ «лепестков» в Харьковской области в районе н.п. Изюм.
Российские войска регулярно обнаруживают в ЛНР и ДНР германские боеприпасы типа LOS, DM31 и осколочно-фугасные DM-11. Из РСЗО натовского образца MARS-2 запускаются не подпускающие к себе сапёров мины DM1399, а из РСЗО LARS – DM1274. Серьёзную опасность для мирного населения представляют немецкие AT-2, активно применяемые украинскими неонацистами. Магнитный датчик такого боеприпаса реагирует на мельчайшие металлические объекты, может сработать как на машину, так и на пуговицу, находящуюся на одежде пешехода. Наши инженерные войска также обнаруживают необезвреживаемые и неизвлекаемые мины HPD F2 французского производства. То, что ВСУ применяют подобные вооружения, является прямым нарушением ДП-2. Однако в русле «двойных стандартов» государства Запада не только умалчивают о преступлениях курируемого ими киевского режима, но и активно их финансируют.
Господин Председатель,
В отличие от властей Украины, Российская Федерация полностью привержена нормам и принципам МГП, включая Женевские конвенции 1949 года и протоколы к ним, а также КНО и протоколы к ней. С самого начала специальной военной операции наша армия действует в соответствии с Наставлением по МГП для ВС России, разработанным с учётом международных договоров, участницей которых является Российская Федерация. В частности, в Наставлении определены основные требования по применению противопехотных мин в соответствии с ДП-2. В ходе плановых занятий по боевой подготовке проводится работа по информированию личного состава ВС России о нормах и принципах МГП, включая положения и технические требования упомянутого протокола.
Стремясь как можно скорее стабилизировать социально-экономическую ситуацию в регионах, загрязнённых американскими КБ, европейскими и украинскими минами, Российская Федерация регулярно предпринимает необходимые меры по предотвращению жертв и нанесения увечий в зоне проведения СВО. В соответствии с планом разминирования на территориях новых субъектов нашей страны в 2022-2023 годах очищено более 43 тысяч гектаров территорий, обнаружено и уничтожено свыше 1 миллиона 200 тысяч взрывоопасных предметов. Российские отряды разминирования ежедневно проверяют такую социально-значимую инфраструктуру как больницы, детские сады, школы, объекты энерго-, водо-, газоснабжения и др. Результаты национальной работы по разминированию регулярно отражаются в нашей отчётности по КНО, а также в ежегодных ответах на Вопросники ОБСЕ по противопехотным минам и взрывоопасным пережиткам войны.
Параллельно по линии Минобороны и МЧС России ведётся работа по повышению осведомлённости местного населения о минной опасности, в особенности среди детей. Проводятся занятия по основам безопасности жизнедеятельности в школах по теме «Порядок действий при обнаружении взрывоопасных предметов». Разъяснительная работа среди населения осуществляется посредством местного радио, прессы, телевидения, Интернет-изданий, проведения бесед на собраниях трудящихся, распространения видеоуроков и памяток о мерах безопасности при обнаружении взрывоопасных предметов. С начала 2023 года на территориях Донбасса были проведены индивидуальные беседы с населением. Таким образом, персонально охвачено свыше 3300 человек.
Уделяем исключительное внимание вопросам поддержки и реабилитации граждан, пострадавших от мин. По данным национального оборонного ведомства, основными направлениями обращения за помощью к военным хирургам остаются осколочные ранения при подрыве на запрещённых минах ПФМ-1, европейских противопехотных боеприпасах дистанционного минирования, а также кассетных снарядах. В наших ответах на Вопросник ОБСЕ по противопехотным минам подробно описывается государственная помощь гражданам, ставшим жертвами взрывоопасных пережитков войны, включая лекарственное обеспечение, последующую реабилитацию, социальную адаптацию и интеграцию в случае получения ими инвалидности. В частности, их права определены Федеральным законом № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Правоохранительные структуры, в свою очередь, расследуют и тщательно документируют все факты обстрелов ВСУ – в том числе миномётных – российских регионов. По линии Следственного Комитета Российской Федерации возбуждено более четырёх тысяч уголовных дел в отношении порядка 900 человек, среди которых не только члены радикальных националистических объединений Украины и иностранные наёмники, но и представители военного и политического руководства страны.
Господин Председатель,
Не можем не затронуть содержащиеся в концептуальной записке заседания вопросы касательно включения «гендерных аспектов и аспектов многообразия» в национальные стратегии по гуманитарному разминированию. Во-первых, рассматриваем их как не соответствующие российским национальным реалиям. В настоящее время в профильных подразделениях России не задействованы лица женского пола, и такие планы на обозримую перспективу отсутствуют. Убеждены, что активно продвигаемая Западом формулировка содержит риски вмешательства во внутренние дела государств – участников ОБСЕ, что не соответствовало бы основополагающим принципам Организации. Во-вторых, расширение масштабов непрофильной «гендерной» работы на Форуме, особенно в свете того кризиса, в котором он находится сейчас, едва ли можно рассматривать как отвечающее интересам укрепления единственной оставшейся в Европе военно-политической диалоговой площадки. Вместо этого ФСОБ следовало бы сконцентрироваться на таких крупных проблемах, как необходимость преодоления деградации международно-правовой системы в области контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения в условиях многочисленных нарушений положений КНО и КЗПМ, а также норм и принципов МГП.
Российская Федерация в очередной раз призывает «коллективный Запад» на деле доказать свою приверженность принципам международного гуманитарного права, а также положить конец противоречащей их духу и букве практике замалчивания свидетельств преступлений ВСУ в отношении гражданского населения. Нарушения со стороны киевского режима требуют незамедлительной реакции международного сообщества, в том числе ООН, МККК и других профильных международных организаций, а также привлечения виновных к ответственности.
Благодарю за внимание.