Пятница, 18 апреля

Выступление руководителя Делегации Российской Федерации на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями К.Ю.Гаврилова на 1079-м пленарном заседании Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности, 29 мая 2024 года

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Пункт повестки дня: «Диалог в области безопасности»

Тема: «Военное образование и меняющаяся роль военных академий»

Господин Председатель,

Военное образование в Российской Федерации находится на пике престижности и гарантирует качество предоставляемых знаний. В настоящее время 35 прославленных военных вузов занимаются подготовкой будущих лейтенантов по 276 специальностям.

Образование и наука являются одними из основных направлений многостороннего военного сотрудничества нашей страны в формате СНГ. Десятки высших военных учебных учреждений, научно-исследовательских организаций Министерства обороны Российской Федерации принимают активное участие в подготовке кадров для вооружённых сил государств-участников Содружества и проводят различные военно-научные мероприятия в их интересах.

Одним из приоритетных направлений военного сотрудничества нашей страны в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) является совместная подготовка военных кадров и специалистов для вооружённых сил государств-членов ОДКБ. На сегодняшний день совместное обучение осуществляется в четырёх государствах-членах ОДКБ: Республике Армения, Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации. Ежегодно в системе совместной подготовки в 58 военных учебных заведениях по более 750 специальностям обучаются около 2,6 тыс. военнослужащих государств-членов ОДКБ. Всего за годы сотрудничества в интересах Организации в вузах государств-членов прошли обучение свыше 20 тыс. военнослужащих.

В целях решения актуальных проблем в системе совместного обучения решением Совета министров обороны и Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ в сентябре 2021 г. утверждён план совершенствования системы совместной подготовки военных кадров, в который включены мероприятия, направленные на практическую реализацию вопросов совместной военной подготовки.

В ОДКБ создана и успешно функционирует сеть базовых учебно-методических и научно-исследовательских организаций в области обучения кадров и специалистов, нацеленная на распространение передовых технологий в образовательной, методической и научной деятельности, научное обеспечение развития сил и средств системы коллективной безопасности.

Статус базовых учебно-методических организаций ОДКБ придан 11 военным учебным заведениям, осуществляющим обучение по специальностям: общевойсковым, противовоздушной обороны, ракетных войск и артиллерии, войсковой противовоздушной обороны, связи, материально-технического обеспечения, информационной безопасности, радиоэлектронной борьбы, подготовки персонала совместных миротворческих сил, медицинским и фармацевтическим специальностям, а также кадров, отвечающих за обеспечение национальной безопасности и обороноспособности государств-членов Организации.

В свете стоящих перед нашей страной угроз военное образование в Российской Федерации постоянно совершенствуется. В подготовке офицерских кадров учитывается как исторический опыт, так и новые тенденции в области развития военного дела и глобальной безопасности.

Во исполнение Военной доктрины Российской Федерации от 2014 г. Вооружённые Силы должны отвечать самым современным требованиям. В связи с этим в образовательной программе военных вузов учитывается нарастание негативных тенденций в мире, которые связаны с формируемыми США и НАТО предпосылками для активизации текущих и возникновения новых угроз военной безопасности Российской Федерации, способными перерасти в военные конфликты различного масштаба и интенсивности.

При обучении будущих специалистов для профессиональной воинской службы учитываются следующие факторы.

Во-первых, необходимость гарантированного сдерживания любого потенциального противника, в том числе коалиционного состава, от развязывания военной агрессии против России и/или её союзников, которая является важнейшим постулатом обеспечения военной безопасности нашего государства. В его основе лежат боевые возможности отечественных Вооружённых Сил (включая ядерные силы) по нанесению агрессору неприемлемого ущерба в любых условиях обстановки.

В соответствии с действующими доктринальными документами в основу военной политики России положено недопущение ядерного конфликта, как и любого другого военного конфликта, прежде всего, путём первоочередного задействования политико-дипломатических и других невоенных средств, а также посредством осуществления эффективного сдерживания на принципе рациональной достаточности. Применение военной силы для защиты национальных интересов страны и безопасности её союзников предусматривается только после исчерпания мер ненасильственного характера.

Официальная позиция в отношении ядерного сдерживания в современных условиях изложена в «Основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания» (далее – «Основы»), опубликованных 2 июня 2020 г. Являясь документом стратегического планирования в области обеспечения военной безопасности, «Основы» определяют опасности и угрозы, для нейтрализации которых осуществляется ядерное сдерживание, основные принципы и субъекты сдерживания и, самое главное, условия возможного перехода к применению ядерного оружия.

Хотели со всей ответственностью заявить, что Россия оставляет за собой право применить ядерное оружие исключительно в ответ на применение против неё и/или её союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства.

При этом на доктринальном уровне мы намеренно сохраняем необходимую неопределённость в отношении характера и масштаба нашего возможного ядерного ответа на агрессию. Потенциальный агрессор должен понимать, что в случае нападения на Россию мы оставляем за собой право действовать, что называется, «по обстановке» и использовать все наши соответствующие возможности. Таким образом, в «Основах» Россия обозначила «красные линии», переступать которые мы не советуем никому. Если же противник решится на это, то ответ может быть поистине сокрушительным.

Во-вторых, агрессивные действия США и их союзников по Североатлантическому альянсу, которые мы наблюдаем на фоне весьма настораживающих изменений в их военной и доктринальной политике, включая её ядерный компонент.

Впервые после окончания «холодной войны» Россия, наряду с Китаем, была объявлена на доктринальном уровне противником США со всеми вытекающими отсюда последствиями. Наращивается реализация американской концепции «Динамичного задействования сил» (Dynamic Force Employment), предусматривающей, в том числе «временное», размещение и частые полёты в непосредственной близости от границ потенциального противника самолётов стратегической бомбардировочной авиации. Цель подобных мероприятий – обеспечить отработку нанесения высокоточных ударов по территории противника дальнобойными средствами на существенную глубину. Одновременно идёт активное освоение примыкающих к российским рубежам воздушных пространств и акваторий ударной беспилотной авиацией, а также надводными и подводными кораблями ВВС и ВМС США, оснащёнными высокоточными ракетными вооружениями большой дальности.

Кроме того, средой для ведения боевых действий объявлено кибернетическое и космическое пространства. Растёт угроза размещения американского оружия в космосе. К тому же США уже имеют и продолжают развивать существенный наземный потенциал для оказания кинетического и некинетического воздействия на спутниковую группировку потенциального противника, включая средства системы предупреждения о ракетном нападении.

В результате вышеизложенного, создаются риски возникновения у американской стороны на определённом этапе крайне опасной иллюзии о возможности применения всех обозначенных потенциалов в рамках многосферных операций для интегрированного «обезоруживающего» удара по другим ядерным державам, включая Россию, с последующей попыткой отразить средствами ПРО или свести к приемлемому минимуму ослабленный ответный удар. Налицо очевидная и серьёзнейшая угроза подрыва стратегической стабильности.

Мы также не можем игнорировать наличие у США в рамках НАТО двух крупных ядерных союзников, а также тот факт, что ряд членов альянса продолжает предоставлять свою территорию для американского нестратегического ядерного оружия, участвовать в модернизации соответствующих потенциалов и отрабатывать «совместные ядерные миссии». Помимо этого, в условиях расширения блока и его приближения непосредственно к границам России, включая размещение на наших рубежах стратегической инфраструктуры и проведение военных учений агрессивной антироссийской направленности, мы вынуждены реагировать на существующие угрозы своей безопасности.

Вышеперечисленное – это краеугольные камни военного образования в Российской Федерации.

Господин Председатель,

Точкой невозврата в формировании современной военной картины мира для России стала ситуация на Украине. В постсоветский период под влиянием извне страна превратилась в этнократическое, националистическое и русофобское государство. Идентичность и политический курс Украины стали постепенно строиться исключительно на жёстком противостоянии России. Европа, прежде всего, Франция и Германия, оказалась неспособной, а, возможно, и не пожелала заставить киевский режим выполнить подписанные им Минские договоренности.

С 2014 г. страны Североатлантического альянса продолжали осваивать территорию Украины для создания в т.ч. антироссийского военного плацдарма. Наша страна неоднократно заявляла, что вступление Украины в НАТО – последняя «красная линия», пересечение которой повлечёт за собой непредсказуемые последствия. Только вдумайтесь: если бы Украина как член альянса попыталась решить силой вопрос практической реализации декларируемых ею территориальных претензий к России, это привело бы к прямому столкновению между нами и НАТО. Для нас также всегда было неприемлемым размещение на украинской территории военной инфраструктуры блока. На рубеже 2021-2022 гг. мы изложили наши озабоченности на бумаге и предложили странам НАТО развеять их посредством предоставления России юридических гарантий безопасности. Но тогда альянс оказался не заинтересован в выстраивании нормальных отношений с нашей страной.

На очередное обострение ситуации в Донбассе и усиление агрессивных военных приготовлений Россия, предотвращая военное наступление ВСУ и исчерпав другие возможности, отреагировала посредством применения военной силы. Специальная военная операция (СВО) проводится в соответствии со ст.51 ч.7 Устава ООН, с санкции Совета Федерации Российской Федерации и во исполнение ратифицированных Федеральным Собранием 22 февраля 2022 г. договоров о дружбе и взаимопомощи с ДНР и ЛНР. Её цель – защита людей, которые на протяжении восьми лет подвергались систематическим обстрелам со стороны киевского режима.

Возникшая в Европе ситуация является историческим прецедентом – наша страна противостоит не просто отдельно взятому националистическому режиму, а скоординированному «коллективному Западу», который инструментализирует Украину для ведения против России гибридной войны нового типа. Неудивительно, что с учётом накопленного боевого опыта в настоящее время Вооружённые Силы Российской Федерации по праву находятся в эшелоне наиболее боеспособных и опытных армий мира.

Австрийский историк полковник М.Райснер в своей книге «Die Schlacht um Wien 1945» убедительно, с опорой на документы, показал, что в 1945 г. Красной Армии удалось освободить Вену с минимальными разрушениями именно благодаря высокому советскому военному искусству. Полагаем, что с этим основательным трудом уважаемый докладчик генерал К.Пронхагль знаком. Рекомендуем ознакомиться с ним и всем слушателям военных академий государств-участников ОБСЕ. Сегодня российская Армия учится освобождать города уже в новых условиях, но первоочередной целью, как и прежде, остаётся максимальное сохранение жизней гражданского населения в соответствии с и основополагающими положениями международного гуманитарного права и здравым смыслом. Приобретаемый в ходе проведения специальной военной операции разносторонний опыт, связанный с хирургическим уничтожением военной инфраструктуры противника, подвергается осмыслению и внедряется в образовательный процесс, практику оперативной и боевой подготовки в военно-учебных заведениях нашей страны.

С учётом опыта СВО Министерством обороны России активно организовывается противодействие применению беспилотных летательных аппаратов и выполнение задач по разминированию объектов и местности. Кроме того, с осени 2022 г. при Правительстве Российской Федерации работает Национальный центр развития искусственного интеллекта (ИИ) как ключевая площадка для поиска и анализа эффективных ИИ-решений для бизнеса, науки и государства. При этом российское оборонное ведомство, являясь гарантом ускоренного развития технологий военного и двойного назначения, задаёт новые тренды и направления дальнейшего движения вперёд. Развитие технологий искусственного интеллекта в ближайшие годы станет ключевым вопросом национальной безопасности и обеспечит государствам, ускоренно развивающим и внедряющим эти технологии, лидерство в XXI веке.

Господин Председатель,

Даже из такого поверхностного, но объективного обзора становится очевидно, что развитие военного образования в нашей стране является неотъемлемой частью укрепления государственной обороноспособности и суверенитета. Подготовка высококвалифицированных кадров, способных действовать эффективно в условиях многообразия современных угроз, является важнейшей составляющей безопасности Российской Федерации.

Немаловажно и то, что на фоне сложной международной обстановки военное сотрудничество России с её союзниками направлено на достижение нового уровня взаимодействия в военной сфере, отражает национальные интересы и совместные приоритеты государств в области обеспечения безопасности и противодействия современным вызовам и угрозам.

В заключение хотел бы привести высказывание немецкого политического теоретика К.Шмитта: «Мы, в Центральной Европе, живем sous l’oeil des Russes (франц. «Под взглядом русских, на глазах у русских»). Вот уже столетие, благодаря своей психологической проницательности, они видят насквозь наши великие лозунги и наши институты; их витальность достаточно велика, чтобы овладеть как оружием нашими познаниями и нашей техникой; их мужество (принять) рационализм и то, что ему противоположно, их мощь правоверия в добре и зле не знает преград» (Carl Schmitt, «Das Zeitalter der Neutralisierungen und Entpolitisierungen», 1929).

Подлинный смысл этой цитаты видится в предупреждении, что сложные мыслительные построения и манипуляции, столь охотно применяемые государствами «коллективного Запада» для оправдания своих агрессивных устремлений и русофобии, не способны ввести нас в заблуждение. Равно как и всякого рода «обозначения», извращающие смысл специальной военной операции. Поэтому можем только посоветовать собеседникам на ФСОБ прислушиваться к классикам военной мысли и здравому смыслу.

Благодарю за внимание.

Share.

Comments are closed.