Среда, 4 декабря

Выступление заместителя директора Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России К.В.Воронцова в ходе «круглого стола» по вопросам предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве «на полях» первой министерской конференции Форума партнерства Россия-Африка, Сочи, 9 ноября 2024 года

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Уважаемые коллеги,

Рад приветствовать всех участников «круглого стола», посвященного крайне важной и злободневной теме – предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве.

Сохранение космоса свободным от оружия любого вида, противодействие возникновению новой военно-космической угрозы международному миру и глобальной безопасности являются для международного сообщества насущной задачей, требующей объединения усилий всех государств ООН.

Предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве (ПГВК) и недопущение тем самым его превращения в сферу вооруженного противостояния является необходимым условием для свободного и равного доступа в космос всех без исключения государств и их равноправного участия в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях для успешного национального, регионального и глобального развития.

Важно понимать, что без надежных гарантий сохранения космоса свободным от оружия, закрепленных в международном юридически обязывающем инструменте по ПГВК, решение вопросов, связанных с мирным использованием космоса и обеспечением безопасности космической деятельности, бесперспективно.

В связи с этим хотел бы поделиться российскими оценками ситуации и угроз в области космической безопасности, а также нашим видением дальнейших шагов на международном уровне для реализации цели ПГВК, включая предотвращение размещения оружия в космосе, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов или с их помощью.

В последнее время риски превращения космоса в плацдарм агрессии и войны приобрели вполне реальные очертания. Реализуемый рядом государств Запада курс на размещение оружия в космосе, наращивание потенциала силового воздействия на космические объекты (прежде всего, посредством разработки и ввода в эксплуатацию систем вооружений, предназначенных для применения силы или угрозы силой в космосе, из космоса или в отношении космоса) и использование космического пространства для ведения боевых операций продолжает подрывать международный мир и безопасность, дестабилизировать обстановку в космическом пространстве и оказывать негативное влияние на перспективы мирного освоения космоса.

Одновременно, стремясь отвлечь внимание международной общественности от реальных угроз в космосе и добиться выделения дополнительных финансовых средств на укрепление своих национальных военно-космических потенциалов, США при поддержке союзников продолжают пропагандистскую кампанию по дискредитации космической деятельности России и наших инициатив по ПГВК.

Вслед за антироссийскими абсурдными и ничем не обоснованными вбросами США и их сателлиты попытались продавить сначала в СБ ООН, а затем – в Первом комитете ГА ООН проекты резолюций по ОМУ в космическом пространстве. При этом упомянутые страны категорически отказались учесть в тексте предложенные нами поправки, призывающие к всеобъемлющему запрету на размещение в космосе любых видов вооружений (а не только ОМУ), а также применение силы или угрозы силой в космосе, из космоса или в отношении космоса. Все это лишний раз подтверждает стремление США и их союзников легитимизировать вывод в космос любого другого оружия, отличного от ОМУ, что спровоцирует гонку вооружений в космическом пространстве. При этом симптоматично, что именно США уже более 15 лет не позволяют начать содержательные переговоры по заключению международной юридически обязывающей договоренности по ПГВК.

Призываем не попадать в расставленную странами Запада ловушку, направленную на ревизию и подрыв международно-правового режима, регулирующего космическую деятельность, многосторонних усилий по ПГВК, поддержанию международного мира и укреплению глобальной безопасности посредством совершенствования действующих и разработки новых юридически обязывающих инструментов в области контроля над вооружениями.

Отдельно хотелось бы вновь акцентировать чрезвычайно опасную и выходящую за рамки безобидного использования космических технологий тенденцию, отчетливо проявившуюся в ходе событий вокруг Украины. Речь идет о задействовании США и их союзниками в военных целях компонентов гражданской инфраструктуры в космосе, в т.ч. коммерческой. Данные государства не отдают себе отчет, что подобная деятельность фактически представляет собой опосредованное участие в вооруженных конфликтах. В результате действий Запада неоправданным рискам подвергаются устойчивость мирной космической деятельности, а также многочисленные социально-экономические процессы на Земле, от которых зависит благополучие людей, в первую очередь, в развивающихся странах. Как минимум, такое провокационное применение гражданских спутников вызывает вопросы в контексте Договора о космосе 1967 г., предусматривающего его исключительно мирное использование, и требует самого серьезного осуждения международным сообществом.

Вызывает вопросы также старательно продвигаемая западными государствами идея согласования норм «ответственного поведения» в космосе. Ее связь с ПГВК неочевидна, что подтвердила завершившаяся в 2023 г. работа профильной Рабочей группы открытого состава. Основной акцент сделан совсем на другом, а именно на различных аспектах повышения устойчивости и безопасности (safety) космических операций и борьбе с космическим мусором, которые уже успешно рассматриваются в Комитете ООН по космосу (КОПУОС).

Исходим из того, что любые меры транспарентности и укрепления доверия в космической деятельности (МТДК), к которым могли бы быть отнесены правила «ответственного поведения» в космосе, должны быть нацелены на полный запрет размещения оружия в космосе, применение силы или угрозы силой в отношении космических объектов или с их помощью.

Некие фрагментарные, неинклюзивные правила регулирования космической деятельности, не учитывающие подходы всех государств-членов ООН и нацеленные на обеспечение доминирования в космосе малой группы государств, а не на решение ключевой задачи ПГВК, не способствовали бы поддержанию международного мира и безопасности, вели бы к эскалации напряженности в космосе, дальнейшему разобщению мирового сообщества и ограничению равноправного доступа к космосу для его исследования и использования в мирных целях.

Аналогичных оценок заслуживает и принятие Вашингтоном и рядом его единомышленников политического обязательства не проводить испытания противоспутниковых ракет прямого восхождения разрушительного действия (Destructive Direct-Ascent Anti-Satellite Missile Testing). Очевидно, что этот шаг совершенно недостаточен для решения актуальных задач ПГВК. США умалчивают о главном: будут ли они применять данный, а также другие виды противоспутникового оружия. Нет никаких обязательств в отношении разработки и производства таких систем и перспектив уже накопленного Пентагоном противоспутникового потенциала. С учетом этих обстоятельств указанная мера носит сугубо декларативный характер и не будет иметь практического результата.

Вместе с тем убеждены, что на нынешнем этапе еще возможно не допустить запуска полномасштабной гонки вооружений в космосе, точка невозврата пока не пройдена.

В этих целях Россия как автор ряда основополагающих инициатив по ПГВК продолжает вносить вклад в сохранение космоса свободным от оружия любого вида и предотвращение его превращения в еще одну сферу напряженности и вооруженного противостояния.

Общепризнано, что действующие международные договоры, касающиеся космического пространства, включая Договор о космосе 1967 г., и предусмотренный ими правовой режим, хотя и играют позитивную роль в регулировании космической деятельности, не в состоянии полностью предотвратить гонку вооружений в космическом пространстве, размещение оружия в космосе и применение силы или угрозы силой в космосе, из космоса или в отношении космоса и сохранить космическое пространство для мирных целей.

С учетом этого Россия на протяжении уже нескольких десятилетий предпринимает последовательные усилия в пользу разработки многостороннего юридически обязывающего инструмента по запрету размещения оружия в космосе, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов или с их помощью, как это и предусмотрено решениями Первой Специальной сессии ГА ООН по разоружению 1978 г.

Крайне важно принять на национальном и международном уровнях обязательства в области космической безопасности. Хотели бы напомнить о наших конкретных предложениях на этот счет:

– не задействовать космические объекты в качестве средства поражения любых целей на Земле, в воздушном и в космическом пространстве;

– не создавать, не испытывать и не развертывать оружие в космосе, не применять космическое оружие для противоракетной обороны, в качестве противоспутниковых средств, для поражения целей на Земле или в воздушном пространстве, а также ликвидировать уже имеющиеся у государств такие системы;

– не уничтожать, не повреждать, не нарушать нормального функционирования и не изменять траектории полета космических объектов других государств без их согласия;

– не оказывать содействие и не побуждать другие государства, группы государств, международные, межправительственные, а также любые неправительственные организации, включая неправительственные юридические лица, учрежденные, зарегистрированные или расположенные на территории, находящейся под их юрисдикцией и/или контролем, к участию в указанной выше деятельности.

Основа для запуска международных переговоров по ПГВК имеется – в 2008 г. Российская Федерация и КНР внесли на рассмотрение Конференции по разоружению (КР) проект договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов, а в 2014 г. – его обновленную версию, учитывающую высказанные рядом государств замечания и предложения. Документ по-прежнему находится на столе переговоров.

Рассчитываем, что успешные итоги Группы правительственных экспертов (ГПЭ) ООН по ПГВК, завершившей свою работу в августе с.г., придадут существенный позитивный импульс многосторонним усилиям в области космической безопасности и ускорят запуск переговоров по профильному многостороннему юридически обязывающему инструменту. Принятый консенсусом содержательный доклад ГПЭ призван служить опорой для разработки указанного соглашения и дальнейших усилий в сфере ПГВК, в т.ч. в рамках консолидированной Рабочей группы открытого состава по ПГВК. В итоговом документе фактически определена структура будущего международно-правового инструмента, а также согласован перечень его потенциальных содержательных элементов, включая конкретные обязательства, запреты и ограничения.

В качестве промежуточного шага на период до разработки упомянутого юридически обязывающего инструмента, призванного обеспечить предсказуемость стратегической ситуации в космосе, продолжаем рассматривать МТДК. Полагаем, что их следует применять на добровольной основе на национальном уровне, в максимально возможной и практически осуществимой степени и сообразно интересам государств-членов ООН. При этом хотели бы особо подчеркнуть, что МТДК, как и любые политические необязывающие меры, должны дополнять, но не подменять собой эффективный юридически обязывающий режим в отношении космоса. Отмечаем подтверждение данного тезиса в принятых в 2023 г. консенсусом Комиссией ООН по разоружению Рекомендациях для содействия практическому осуществлению МТДК в целях ПГВК, впервые закрепленного еще в 2013 г. в итоговом докладе ГПЭ ООН по МТДК. Рассчитываем, что содержащиеся в этих документах меры будут применяться на добровольной основе в национальных практиках, в максимально возможной и практически осуществимой степени и сообразно интересам государств-членов ООН.

Исходим из важности мер МТДК как неотъемлемого элемента международного юридически обязывающего инструмента по ПГВК. МТДК должны быть нацелены на полный запрет размещения оружия в космосе, применение силы или угрозы силой в отношении космических объектов или с их помощью. Именно данные меры призваны, среди прочего, обеспечить разрешение спорных ситуаций, связанных с выполнением возможного будущего договора по ПГВК. Указанные понимания также закреплены в итоговом докладе ГПЭ по ПГВК.

Наиболее действенной МТДК в целях предотвращения размещения оружия в космосе по-прежнему остается международная инициатива/политическое обязательство о неразмещении первыми оружия в космосе (НПОК). Данная инициатива нацелена на поддержание международного мира, обеспечение равной и неделимой безопасности для всех, а также повышение предсказуемости и устойчивости деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях. Ее полноформатными участниками стали уже более трех десятков государств, и их число продолжает расти.

Присоединение всех государств к НПОК, по сути, означало бы принятие глобального политического обязательства не размещать оружие в космосе, делая тем самым разработку как космических ударных систем вооружений, так и средств противоспутниковой обороны нецелесообразной. Убеждены, что глобализация обязательства по НПОК стала бы серьезной мерой доверия в космической деятельности государств и важным шагом на пути к заключению международного юридически обязывающего инструмента по ПГВК. Призываем государства африканского континента поддержать усилия по глобализации НПОК и взять на себя соответствующее политобязательство. Признательны странам Африки, которые присоединились к инициативе.

Российская Федерация ежегодно вносит на рассмотрение Первого комитета ГА ООН проекты резолюций «Неразмещение первыми оружия в космосе», «Меры по обеспечению транспарентности и укреплению доверия в космической деятельности» и «Дальнейшие практические шаги по ПГВК». При подготовке указанных документов учитываем накопленные наработки в области ПГВК, а также результаты деятельности различных профильных многосторонних форматов. Все три российских документа были одобрены в Первом комитете 79-й сессии ГА ООН подавляющим большинством голосов, резолюция по МТДК принята консенсусом. Признательны африканским государствам за традиционную поддержку «космического» блока российских резолюций ГА ООН, а также соавторство. Рассчитываем, что такая позиция будет подтверждена и при рассмотрении российских проектов в ГА ООН в начале декабря с.г.

Видим необходимость в укреплении центральной роли КОПУОС в решении ключевых вопросов космической повестки дня. Сегодня как никогда важно обеспечить деполитизированный характер дебатов, не допустить переноса дискуссий по тематике мандата КОПУОС на другие форумы. В противном случае работа этой уникальной площадки будет просто парализована.

Убеждены в том, что существенным импульсом в деле реализации цели ПГВК могли бы стать скоординированные шаги государств африканского континента, представляющих одну из наиболее многочисленных региональных групп в ООН. В контексте востребованности поступательного прогрессивного социально-экономического и научно-технического развития государств Африки значимость мирной космической деятельности становится как никогда актуальной. Голоса ваших стран способы сыграть решающую роль в пользу скорейшего заключения посредством переговоров соответствующего многостороннего юридически обязывающего инструмента. Призываем участников «круглого стола» скоординировать действия в поддержку ПГВК на профильных международных площадках, включая ГА ООН, Комиссию ООН по разоружению, КР, КОПУОС.

Настроены на дальнейшее самое плотное сотрудничество со всеми государствами Африки в целях достижения цели ПГВК и продвижения наших соответствующих приоритетов и подходов на международном уровне.

Благодарю за внимание.

Источник Выступление заместителя директора Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России К.В.Воронцова в ходе «круглого стола» по вопросам предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве «на полях» первой министерской конференции Форума партнерства Россия-Африка, Сочи, 9 ноября 2024 года – Министерство иностранных дел Российской Федерации

Share.

Comments are closed.