Уважаемые коллеги,
Друзья,
На третьем месяце вашей работы в Министерстве поздравляю с поступлением в штат МИД, с началом вашего профессионального пути.
В этом году у нас рекорд за семь лет – 104 выпускника. Костяк поступивших на работу по-прежнему составляют студенты МГИМО и Дипломатической академии МИД России.
МГИМО отметил 80-летие, Дипломатическая академия – 90-летие. Всегда рады видеть выпускников этих учебных заведений в наших рядах. Но с удовольствием приветствуем и выпускников МГУ, Санкт-Петербургского государственного университета, МГЛУ (раньше в мои годы он назывался ИнЯз, но теперь это Университет), РАНХиГС. Еще раз поздравляю, добро пожаловать.
Как я понимаю, вы прошли серьезные испытания, помимо сдачи государственных экзаменов и собеседования. Мне сказали, что это достаточно сложная процедура. То, что вы здесь, означает, что вы люди мотивированные, хотите работать на внешнеполитическом фронте и приносить нашей стране пользу. Это нас радует. Слышал, что среди вас немало людей с редкими, в том числе восточными, языками. Они нам требуются. Считаю, что многие языки не должны быть редкими, поскольку являются государственными языками наших среднеазиатских, закавказских соседей.
Вы пришли в переломное время. Не сомневаюсь, что вы подробно ознакомились с выступлением Президента В.В.Путина на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай». Я бы сказал, что это был предварительный итог выполнения тех задач, которые Россия решает последние 2-3 года. Президент выступал в МИД России 14 июня с.г. и сформулировал задачу вырабатывать подходы к созданию архитектуры евразийской безопасности, которая не будет ни от кого «закрываться», не будет направлена против кого бы то ни было, но которая должна принадлежать странам Евразии.
До сих пор все структуры безопасности, в которых наша страна участвовала (по крайней мере, основные, не беру сейчас в расчет Организацию Договора о коллективной безопасности – это все-таки постсоветское пространство СНГ), имею в виду открытые для других стран структуры безопасности, основывались на евроатлантической концепции. То есть США обязательно должны были присутствовать в Европе, «приглядывать» за всем, что там происходит. Именно на этой основе формировалась НАТО, которая впоследствии «подмяла» под себя (это уже всем очевидно) Евросоюз, хотя он создавался европейцами для европейцев. Это уже все прошлое.
На евроатлантической концепции выстраивалась Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, которую Запад «приватизировал», как и секретариаты многих других международных организаций. Вместо того, чтобы через эти структуры продвигать равноправные формы взаимовыгодного сотрудничества (как записано в их уставах и других документах), секретариат стал откровенно подыгрывать той цели, которую Запад ставит перед собой. Она простая – не допустить появления никаких конкурентов. Причинами для агрессивных действий Запада, для санкционных войн может быть что угодно: специальная военная операция, маневры, которые КНР проводит в Тайваньском проливе и в Южно-Китайском море. Запад использует любой повод, если хочет постараться наказать какую-то страну, которая становится ему реальным конкурентом. Таковым стал Китай в экономической сфере, побеждая Соединенные Штаты в эффективности своей внешнеэкономической деятельности. Причем побеждая Америку на том «поле», которое создавалось ей же под лозунгом глобализации, и там, где по-прежнему играют по «правилам», установленным американцами. Но те все чаще эти «правила» задним числом меняют. Они заблокировали работу ВТО, потому что если будет рассмотрено огромное количество споров, которые Китай туда направил, то сделано это будет однозначно в пользу КНР. США заблокировали реформу МВФ. Они по-прежнему отказываются предоставлять странам БРИКС и другим государствам Глобального Юга и Востока большую долю в голосах, соответствующую их реальному экономическому весу на мировой арене. Вместо этого американцы искусственно удерживают не полагающуюся им квоту в 17,4%, тем самым сохраняя право вето.
Иными словами, Китай – конкурент, Россия – тоже. В экономическом плане мы не так сильны, как КНР, но у нас есть устойчивый рост экономики. Недавно, по данным МВФ, мы стали четвертой экономикой мира. И это в условиях беспрецедентных санкций, которые продолжают против нас придумываться и приниматься.
В других вопросах – безопасности, обеспечения ядерного сдерживания Россия – серьезный конкурент США на международной арене. Безусловно, конкурент Вашингтону в вопросах справедливости и уважения международного права. Мы настаиваем на строгом соблюдении Устава ООН, а США утверждают, что все должны уважать «миропорядок, основанный на правилах».
Простейший пример. Американцы захотели «оторвать» Косово от Сербии в 2008 г. Они обеспечили одностороннее объявление независимости и сказали, что это реализация права народа на самоопределение. Даже Международный суд ООН вынес вердикт (об этом Президент России В.В.Путин вспоминает), что, отталкиваясь от случая с Косово (это был общий вывод) безотносительно к какой-то конкретной ситуации, объявление односторонней независимости любой частью какой-то территории не требует согласия центральных властей.
А когда Крым восстал против нацистов, пришедших к власти через незаконный госпереворот, и Донбасс отказался им подчиняться, тогда американцы «вырвали» из Устава ООН другой принцип – территориальную целостность.
Напомню, что Генеральная Ассамблея занималась этим вопросом. В свое время консенсусом была принята Декларация, где сказано, что все обязаны уважать территориальную целостность государств, чьи правительства соблюдают принцип самоопределения народов и в силу этого представляют все население, проживающее на соответствующей территории.
Разве после госпереворота эти люди, первым делом нападавшие на русский язык и выгонявшие русских из Крыма, представляли население Донбасса и Новороссии? Конечно, нет. Поэтому выступаем за то, чтобы Устав ООН соблюдался и выполнялся во всей полноте его принципов, а не как «меню», откуда можно выдернуть что-то, когда это подходит в сегодняшней ситуации, а когда не подходит – придумывать что-то другое.
Эта позиция вызывает уважение, в том числе и по Украине. Все больше наших партнеров из Азии, Африки, Латинской Америки, когда им заявляют, что «надо осудить Россию, потому что она напала», начинают понимать, что все это сложилось не в одночасье. Когда американцы напали на Ирак, страну за 10 тыс. миль от своих берегов, они даже не пытались разобраться в ситуации.
В нашем случае мы твердили и разъясняли долгие десять лет. Говоря об Уставе ООН, самая первая его статья – про права человека. Там сказано, что все обязаны уважать права человека независимо от расы, пола, языка и религии. Мы обращались в ЮНЕСКО и в ОБСЕ. Все эти долгие годы на Украине законодательно, последовательно истреблялся русский язык в образовании, СМИ и в сфере культуры. Недавно законодательно запретили каноническую Украинскую православную церковь. Ни ЮНЕСКО, ни ОБСЕ, ни те, кто призван в соответствии с уставными документами своих организаций заниматься защитой прав человека, пальцем не пошевелили.
Эта несправедливость, нацеленность Запада на то, чтобы удержать свое ускользающее доминирование любыми средствами, закрывая глаза на откровеннейшие преступления того же киевского режима, становится все более ясной. Симпатия Мирового большинства находится как раз на стороне справедливости и международного права.
На фоне того, о чем я говорю, и того, как себя ведет киевский режим по истреблению русской культуры и Русского мира как такового, всякие деятели вроде председателя Еврокомиссии У.фон дер Ляйен, высокого представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Ж.Борреля и прочих заявляют, что они должны быть с Украиной «до конца», потому что она отстаивает «европейские ценности». Нам такие совсем не нужны.
Будем работать вместе. Вам не будет скучно. Это я точно Вам обещаю.
У нас много инициатив, в том числе на африканском направлении. На днях завершилась первая министерская конференция Форума партнерства Россия-Африка. Активно идет работа по содействию реализации инициативы «Единой России» по борьбе с современными практиками неоколониализма. Таковых множество. Кроме того, ряд резолюций Генеральной Ассамблеи ООН о предоставлении независимости бывшим колониям до конца не выполнен. Французы, англичане еще сохраняют свои колониальные владения. Их остается семнадцать вопреки резолюциям, требующим вернуть эти острова соответствующим странам.
На встрече министров иностранных дел на Форуме партнерства Россия-Африка у многих моих собеседников как никогда громко звучал тезис о том, что в международном разделении труда Африка хочет иметь свое достойное, полагающееся ей равноправное место. Африка больше не согласна оставаться источником сырья, которое закупается и вывозится, главным образом, на Запад. Вся основная добавленная стоимость и все связанные с этим прибыли уходят.
Когда Африка пробуждалась от колониального гнета, это было мощное движение. У меня ощущение, что сейчас идет второе «пробуждение» Африки уже от неоколониального гнета, от практик, которые тормозят ее развитие. Когда всю технологически высокую степень обработки оставляют за пределами этого континента, обрекая его на сохранение подчиненного положения. На Западе в ходе обработки африканского сырья создается гораздо больше рабочих мест. А это нужно и самой Африке. Мы наблюдаем второе «пробуждение».
Много других направлений. Не буду перечислять все, над чем мы работаем. Скажу лишь, что учиться никогда не поздно. Есть такой постулат. Для тех, кто хочет следовать этому постулату, у нас есть много возможностей, в том числе возможность делать это на специальных курсах по повышению квалификации в Дипломатической академии МИД России. Сейчас работаем над более тесной связью Дипакадемии с МГИМО, комплексным подходом к нашим образовательным учреждениям. Также у нас есть Высшие курсы иностранных языков. Это старейшая структура. В прошлом году ВКИЯ отмечали 95-летие своего создания. Но фактически служба языковой подготовки была основана указом Александра I 29 мая 1823 года. В 2023 г. отмечался 200-летний юбилей. Там квалифицированные преподаватели, изучается 70 языков. Это больше, чем в МГИМО.
У нас есть опытные друзья, старшие товарищи в Совете ветеранов Министерства иностранных дел России. Существует Совет молодых дипломатов. Они там работают «с огоньком». Много делали для международных связей молодых дипломатов, создали международную структуру, активно работали на Всемирном фестивале молодежи.