Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП) заявил 18 ноября о якобы отсутствии сотрудничества с ним со стороны России, что является передергиванием фактов. Ведь, несмотря на выход России из Совета Европы с 16 марта 2022 года, Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания продолжала действовать как открытая для государств, не являющихся членами этой организации.
Кроме того, в публичном заявлении ЕКПП нет ни слова о том, что Российская Федерация с декабря 2023 года не представлена в Комитете в связи с блокировкой со стороны Совета Европы процесса избрания нового члена ЕКПП от России после истечения полномочий предыдущего. Отказ органов Совета Европы выполнять свои обязанности не только нарушает представительные права России в Комитете, но и подрывает установленный Конвенцией механизм взаимного контроля участвующих в ней государств по вопросам соблюдения международных обязательств в сфере защиты от пыток и иного бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания. Многочисленные запросы по поводу восстановления представленности России в Комитете игнорировались – в нарушение установленного в ст. 3 Конвенции принципа сотрудничества, в чем сейчас Комитет пытается обвинить Россию.
За два с половиной года, прошедшие с момента выхода России из Совета Европы, ЕКПП после долгой тишины «озаботился» положением заключенных в России лишь по двум вопросам: в феврале с.г. по ситуации вокруг А.Навального, и в марте с.г, когда всю Россию потрясла трагедия в «Крокус Сити Холл» – Комитет тогда поинтересовался лишь тем, как себя чувствуют пойманные террористы, хотя в мандат ЕКПП не входит рассмотрение индивидуальных дел, а также осуществление функций следственных органов.
Выбор столь политизированных и неоднозначных вопросов в качестве повода для якобы возобновления сотрудничества преследовал цель задействовать ЕКПП в роли еще одного инструмента антироссийской кампании Страсбурга – в нарушение конвенционных принципов независимости и беспристрастности Комитета.
Кроме того, под предлогом желания провести визит в Россию ЕКПП также запросил от российских властей некие гарантии, однако в своем публичном заявлении он «забыл» уточнить, что они выходили за рамки положений Конвенции. Таким образом, Комитет требовал для себя расширенные привилегии, при этом не пытаясь разрешить ситуацию с ограничением конвенционных прав нашей страны.
В ответ на запросы ЕКПП Россия неоднократно подчеркивала свою готовность к конструктивному диалогу после восстановления ее конвенционных прав представительства в данном органе, отмечая избранный Комитетом конфронтационный путь и призывая его к возврату к конвенционным принципам его деятельности.
Комитету регулярно указывалось на то, что именно его нежелание искать выход из сложившейся ситуации противоречит ст. 3 Конвенции, закрепляющей принцип сотрудничества.
Что касается «шантажа» со стороны Комитета относительно публикации его докладов, касающихся России, то согласно ст. 11 Конвенции информация, собранная Комитетом в связи с посещением Стороны и консультации с ней, является конфиденциальной, а доклады обнародуются только по просьбе этой Стороны. В искаженной логике Комитета государства, выражающие согласие на публикацию докладов, «автоматически» показывают свою «силу в продвижении прозрачности и подотчетности государственных должностных лиц». При этом по итогам визита на Украину в октябре 2023 года Комитет каких-либо серьезных нарушений не выявил, несмотря на то, что международные мониторинговые структуры в области прав человека фиксировали там многочисленные случаи незаконного содержания под стражей, пыток, запугивания, жестокого обращения, сексуального насилия, в том числе с целью принуждения к признанию вины или сотрудничеству.
Россия остается приверженной своим международным обязательствам в области прав человека. Сохраняет участие в ряде ключевых договоров и протоколах к ним, предусматривающих согласие страны на рассмотрение индивидуальных жалоб органами ООН – Комитетом по правам человека, Комитетом против пыток, Комитетом по ликвидации дискриминации в отношении женщин и Комитетом по ликвидации расовой дискриминации. Прекращение членства России в Совете Европы, а также возможный выход из других конвенционных механизмов этой организации никак не повлияют на уровень защиты прав человека в России.