Среда, 4 декабря

Выступление делегации Российской Федерации по пункту 4 повестки дня сессии Совета управляющих МАГАТЭ, Вена, 21 ноября 2024 года

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Проверка и мониторинг в Иране в свете резолюции Совета Безопасности ООН 2231 (2015)

 

Уважаемый господин Председатель,

Выражаем признательность Гендиректору и Департаменту гарантий Секретариата МАГАТЭ за усилия по осуществлению проверочной деятельности в Иране. Мы внимательно ознакомились с соответствующим докладом Гендиректора. Сделали для себя несколько важных выводов.

Прежде всего, большое значение имеет состоявшаяся 14-15 ноября поездка Гендиректора МАГАТЭ в Иран. Убеждены, что контакты с руководством страны, включая президента М.Пезешкиана, закладывают хорошую основу для продолжения взаимоуважительного диалога, учитывающего интересы обеих сторон, в целях достижения прогресса по реализации совместного заявления Ирана и МАГАТЭ от марта 2023 г. Мы эту линию поддерживаем и будем всячески способствовать ее претворению в жизнь.

Исходим из того, что подтверждением серьезности настроя иранской стороны являются конкретные меры, которые Тегеран уже дал возможность осуществить, а также те шаги, на которые он готов пойти в дальнейшем. Речь, в частности, идет о посещении Гендиректором в ходе своего визита находящихся под гарантиями МАГАТЭ предприятий по обогащению урана в Фордо и Натанзе, а также других, связанных с обогащением, установок. Помимо этого, Гендиректор приветствует решение Ирана рассмотреть возможность назначения четырех дополнительных инспекторов, обладающих необходимым опытом. Важным моментом является и тот факт, что Гендиректор обсуждал с руководством ИРИ возможность ненаращивания Тегераном запасов обогащенного до 60% урана. Соответствующие подготовительные мероприятия, как подчеркивается в докладе, Ираном уже были осуществлены, и дальнейшее взаимодействие на этот счет с Агентством продолжится.

Также заслуживает самого серьезного внимания проявляемая иранской стороной сдержанность в плане расширения чувствительных элементов своей ядерной программы. Из доклада Гендиректора следует, что за отчетный период новые уранообогатительные центрифуги в строй не вводились, экспериментов с металлическим ураном не проводилось.

Уважаемый господин Председатель,

Безусловно, все эти вопросы перед нами сейчас не стояли бы, если бы СВПД действовал в своем полноценном виде. Он давал бы МАГАТЭ набор «продвинутых» верификационных инструментов, прежде всего, Дополнительный протокол к Соглашению о гарантиях. Тем не менее, даже без этого Иран все еще остается наиболее интенсивно и тщательно проверяемым государством-членом Агентства, и, как показывают доклады МАГАТЭ об осуществлении гарантий, объемы проверочной деятельности там только растут.

Хотели бы напомнить в связи с этим, что первопричина сложившегося положения дел вокруг СВПД неизменна – односторонний нелегитимный выход из него США, продолжающаяся политика «максимального давления» на Иран и отказ от финализации переговорного процесса по реанимированию СВПД. Неоднократно звучавшие подтверждения иранской стороны о готовности «довести до ума» проект восстановительного пакета документов, а также наши с Китаем многочисленные попытки поспособствовать этому процессу так и не встретили должного отклика ни в Вашингтоне, ни в Брюсселе, ни в столицах стран «евротройки».

Следуя негативному примеру США, по пути открытого нарушения резолюции СБ ООН 2231 пошли и европейские страны, взявшие устойчивый курс на расчленение СВПД. Очередным свидетельством тому стал перевод 18 октября 2023 г. ВеликобританиейГерманиейФранцией и ЕС, а с ними и рядом других стран в одностороннюю плоскость санкционных ограничений, которые были сняты в «Переходный день» СВПД в соответствии с резолюцией СБ ООН 2231. Для России эти и другие ограничения считаются истекшими автоматически. Именно в таком ключе наша страна будет трактовать и День завершения СВПД 18 октября 2025 г. Любая иная линия с учетом четких положений продолжающей действовать резолюции СБ ООН 2231 будет являться грубейшим ее нарушением.

Тегеран не может нести ответственность за те сложности с выполнением добровольных мер по СВПД, которые возникли по вине западных стран. Если США, Великобритания, Германия и Франция не готовы идти по пути восстановления СВПД, то, значит, для продолжения сотрудничества Ирана с МАГАТЭ достаточно ДНЯО и Соглашения о гарантиях. Именно поэтому важно, чтобы Секретариат более выверенно подходил к подаче материала в докладах, избегая указаний на то, что неприменение предусмотренных СВПД добровольных проверочных мер подрывает возможности Агентства подтвердить мирный характер иранской ядерной программы. Это не так.

Вызывает удивление, что упомянутые западные страны, которые долгое время нарушают резолюцию СБ ООН 2231 и саботировали многосторонние усилия по восстановлению СВПД, вновь предпринимают шаги по эскалации на иранском направлении путем внесения политически мотивированного и неуместного проекта антииранской резолюции. Эта затея может «обнулить» все предпринятые Гендиректором усилия и результаты, достигнутые по итогам его поездки в Иран, а также повлечь за собой серьезные ответные меры со стороны ИРИ, которые почти наверняка ударят и по взаимодействию с МАГАТЭ. С сожалением отмечаем, что западные страны не учатся на своих же собственных ошибках.

Настоятельно призываем оппонентов отказаться от разрушительной политики, не нагнетать обстановку вокруг иранской ядерной программы и пересмотреть подходы, которые ведут к сужению пространства для дипломатического процесса по урегулированию вокруг СВПД. Руководство Ирана свою готовность к этому уже неоднократно подтверждало.

Благодарю Вас, уважаемый г-н Председатель.

Источник Выступление делегации Российской Федерации по пункту 4 повестки дня сессии Совета управляющих МАГАТЭ, Вена, 21 ноября 2024 года – Министерство иностранных дел Российской Федерации

Share.

Comments are closed.