Уважаемый господин Председатель,
С сожалением отмечаем, что отдельные страны продолжают эксплуатировать данный пункт повестки дня, касающийся применения гарантий МАГАТЭ в КНДР, в своих собственных политических интересах. Прозвучавшие выступления демонстрируют желание делегаций использовать техническую площадку Агентства для манипуляций, направленных исключительно на усиление давления на КНДР, а вместе с ней и на Россию.
Никакого присутствия инспекторов Агентства на ядерных объектах КНДР нет уже очень длительное время. Без этого МАГАТЭ не может сделать какие-либо достоверные заключения о состоянии ядерной инфраструктуры этой страны. Для того, чтобы поддерживать оперативную готовность к потенциальному (хотя и очень маловероятному на данном этапе) возобновлению проверок, Секретариат в основном полагается на анализ спутниковых снимков и информацию из открытых источников. Мы скептически относимся к тем выводам, которые делаются с опорой только на этот инструмент.
Российская Федерация не намерена потакать избитой практике принятия ежегодных резолюций Генеральной конференции МАГАТЭ. В ходе 68-й сессии Генконференции наша делегация не присоединилась к консенсусу по очередному такому документу. Считаем текст резолюции несоответствующим реалиям, неадекватным и вредным.
Сожалеем, что за тридцать лет избитый подход соавторов не претерпел изменений. Убеждены, что диалог с КНДР должен основываться на конкретных и практических стимулах к вовлечению этой страны в переговоры, а не на угрозах и эскалационной риторике. Практического смысла в ритуале перечисления бесконечных претензий к КНДР нет. Ежегодно резолюция навязывается заинтересованными странами, задача которых указать пальцем на КНДР и обвинить Пхеньян, а себя выставить в качестве сторонников мира на Корейском полуострове. На деле все совсем не так.
Постоянно говоря о готовности возобновить диалог с КНДР, причем якобы «без предварительных условий», США не подкрепляют это никакими практическими шагами. Наоборот, Соединенные Штаты вместе с Японией и Республикой Корея наращивают военную активность, включая масштабные учения с открыто объявленной целью – подготовка к противостоянию, в том числе с ядерной компонентой, с КНДР.
Истинные намерения США стали очевидны в апреле 2023 года с подписанием Вашингтонской декларации с Республикой Корея. США снова сближаются с государством, не обладающим ядерным оружием, в рамках ДНЯО и отводят ему беспрецедентную роль в стратегическом планировании и принятии решений. С начала текущего года Соединенные Штаты и их союзники в регионе провели серию совместных военных учений «Щит свободы», «Грань свободы» и «Совместные воздушные учения» («Freedom Shield», «Freedom Edge», «Combined Air Exercise») против КНДР. В южнокорейские порты заходили атомные субмарины США, на одной из авиационных баз Республики Корея приземлился стратегический бомбардировщик.
Своими действиями США и их союзники активно усиливают военную угрозу, создавая дополнительную напряженность в регионе, что может привести к катастрофическим последствиям. Именно такая безответственная и конфронтационная политика ядерного шантажа подталкивает Пхеньян к обладанию ядерным оружием и стимулирует процесс укрепления ядерных сил КНДР как элемента сдерживания. В этих условиях вполне логично, что термин «денуклеаризация» утратил всякий смысл.
В отличие от США и их союзников, КНДР воздерживается от действительно агрессивных действий в ядерной сфере. По факту Пхеньян по-прежнему придерживается объявленного 21 апреля 2018 г. моратория на ядерные испытания. И что КНДР получила взамен? Точно не послабления в санкционном режиме. А, по сути, – формирование вокруг себя враждебного альянса. Складывается впечатление, что США и их союзники специально провоцируют Пхеньян на резкие и жесткие шаги.
Напомним, что в резолюциях Совета Безопасности ООН по КНДР содержится пункт, согласно которому СБ ООН должен быть готовым усиливать, изменять, приостанавливать или отменять меры в зависимости от соблюдения КНДР установленных требований. Тот факт, что западные страны блокируют возможность послабления санкций в ответ на сдержанность Пхеньяна в ядерной сфере, является нарушением соответствующих положений резолюций СБ ООН.
Новый элемент. 16 октября США, Республика Корея и Япония объявили о запуске «многосторонней группы мониторинга санкций» (multilateral sanctions monitoring team), в которую помимо указанной «тройки» вошел целый ряд стран – Австралия, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, Новая Зеландия, Франция. Предполагается наделить данный механизм, созданный на замену распущенной в апреле Группы экспертов Комитета СБ ООН 1718, надзорными функциями за соблюдением ограничительных мер, установленных соответствующими резолюциями СБ ООН в отношении КНДР.
Новообразованная «многосторонняя группа» — это полностью нелегитимная структура, деятельность которой направлена на обслуживание интересов Вашингтона и его сателлитов.
Группа экспертов Комитета СБ ООН 1718 была распущена из-за абсолютной антипхеньянской ангажированности большинства ее членов, бросавшей тень на международный авторитет этого вспомогательного органа Совета и способствовавшей ухудшению обстановки вокруг Корейского полуострова. Теперь же самообразованная группа государств пытается самовольно присвоить себе полномочия СБ ООН и его вспомогательных органов. Данная инициатива имеет явную политическую заряженность и направлена на оказание максимального давления на КНДР.
Любые возможные результаты деятельности планируемого механизма не имеют законной силы и не должны признаваться государствами, которые проводят самостоятельную внешнюю политику. Считаем, что безответственная линия поведения западных стран во главе с США в Северо-Восточной Азии, а также их необоснованная мониторинговая активность чревата дальнейшим повышением градуса напряженности и созданием серьезной угрозы региональной безопасности.
Выступаем за кардинальный пересмотр и отмену санкционных ограничений СБ ООН в отношении КНДР, которые должны уступить место мирной и честной дипломатии с выходом на решения, приемлемые для всех региональных стран и учитывающие их законные интересы в области безопасности.
В том, что касается российско-северокорейского сотрудничества и прозвучавших здесь обвинений, отметим, что оно носит абсолютно законный характер, международные обязательства не нарушает и не направлено против кого-либо.
Того же, впрочем, нельзя сказать о странах, поставляющих Киеву вооружения, включая дальнобойные, наемников и военных советников. Все факты такого сотрудничества хорошо известны и не скрываются. Буквально на днях появились сообщения, что США разрешили киевскому режиму бить дальнобойными ракетами ATACMS по территории России. Интересно, что подтверждение этому дал глава европейской дипломатии – высокий представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж.Боррель. Соответствующие удары уже были нанесены. Это выводит ситуацию на качественно новый уровень эскалации с крайне серьезными последствиями.
В завершение хотели бы вернуться к тому, что данный пункт повестки дня используется политически ангажированными странами в своих целях. Это не соответствует мандату Совета и полностью выхолащивает суть дискуссии. В отсутствие какого-либо применения гарантий МАГАТЭ в КНДР продолжение этого бесплодного разговора считаем неуместным. Предлагаем в связи с этим снять вопрос с повестки до изменения ситуации и сэкономить время Совета.
Благодарю Вас, уважаемый господин Председатель.