Вопрос: В Астане 28 ноября пройдет сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ. Известно, что министр иностранных дел России Сергей Лавров в этот же день будет присутствовать на совместном заседании советов МИД, министерств обороны и комитета секретарей Совбезов ОДКБ в столице Казахстана. При этом остается не ясным, примет ли какое-либо участие в мероприятии Армения, которая заморозила работу в организации. Каковы перспективы возобновления полноценной деятельности страны в ОДКБ, и отразилась ли заморозка на динамике развития отношений Москвы и Еревана?
Ответ: Говоря о вопросах обеспечения безопасности Армении придерживаемся позиции, что сопоставимых реальных альтернатив российско-армянскому союзническому взаимодействию в том числе в рамках ОДКБ нет. Россия по-прежнему привержена своим обязательствам по обеспечению безопасности Армении как в двустороннем формате, так и по линии ОДКБ.
Рассчитываем также на деятельное подключение наших армянских партнеров к совместным усилиям по выработке системы равной и неделимой системы безопасности на Евразийском континенте, идея которой была выдвинута Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 14 июня на встрече с руководством МИД России и вновь озвучена в ходе недавнего саммита БРИКС в Казани.
Вопрос: Премьер-министр Армении Никол Пашинян приезжал в Казань на саммит лидеров БРИКС. Видите ли Вы изменение позиции Еревана по отношению к объединению после поездки главы правительства Республики на этот саммит?
Ответ: Прошло слишком мало времени, чтобы судить о каких-либо новых моментах в позиции официального Еревана по отношению к деятельности БРИКС после саммита в Казани. Мы понимаем, что нашим армянским друзьям требуется время, чтобы повнимательнее присмотреться к деятельности этого межгосударственного клуба. Объективно присутствие в семье БРИКС важнейших партнеров Армении – помимо России это Иран, Индия, Китай и ОАЭ – несомненно повышает привлекательность данной платформы для Еревана. Нацеленность на присоединение к ней обозначили также Азербайджан и Турция. Это позволяет говорить, что весь Южный Кавказ ощущает гравитацию БРИКС.
Вопрос: Россия и Армения связаны крепкими экономическими отношениями. Какова динамика торгового оборота между странами в 2024 году?
Ответ: Разговор о российско-армянских торгово-экономических отношениях следует начать с того, что в значительной степени катализатором их динамичного развития является сотрудничество на платформе Евразийского экономического союза. Впечатляющие цифры нашей взаимной торговли были бы попросту невозможны без эффективных усилий органов ЕАЭС по ликвидации торговых и административных барьеров, обеспечения перехода государств-членов на единые технические, санитарные, ветеринарные и фитосанитарные стандарты, выстраивания четкой координации между компетентными государственными ведомствами стран евразийского экономического пространства. Эти же факторы благоприятствовали выходу России в число ведущих инвесторов в экономику Армении. Порядка 4 млрд долл. США – таков общий уровень накопленных российских вложений.
Если говорить о конкретных цифрах, то уже в первом полугодии 2024 г. товарооборот между Россией и Арменией превысил отметку в 8,3 млрд долл. США, перекрыв показатели за весь прошлый год – 7,4 млрд долл. США. Рассчитываем сохранить набранные темпы и выйти на рекордные 14-16 млрд долл. США. Работаем также над запуском в Республике совместных экономических проектов, которые внесут осязаемый вклад в развитие армянской промышленности, создадут новые рабочие места и увеличат налоговые поступления в бюджет.
Вопрос: В начале ноября Президент Российской Федерации В.В.Путин в ходе церемонии вручения верительных грамот в Кремле заявил, что Москва делает все для нормализации армяно-азербайджанских отношений и заключения мирного договора между Ереваном и Баку. Как Вы считаете, есть ли шансы на его подписание в этом году?
Ответ: Как правило, подготовка любого мирного договора – кропотливый и весьма ответственный процесс. Разумеется, в Москве заинтересованы в том, чтобы между Арменией и Азербайджаном как можно скорее воцарился прочный мир. Важно в то же время, чтобы этот судьбоносный для региона документ был основан на справедливом урегулировании всех взаимных озабоченностей, без «горького послевкусия» для какой-либо из сторон.
Вопрос: Но Россия по-прежнему готова помочь Армении и Азербайджану заключить мирное соглашение?
Ответ: Хорошо видим, что достижение взаимоприемлемых компромиссов между Ереваном и Баку – процесс непростой и требующий времени, с учетом предшествующих событий с момента распада СССР. Россия неизменно готова предоставить нашим армянским и азербайджанским партнерам помощь в урегулировании двусторонних отношений, следуя духу и букве комплекса трехсторонних договоренностей лидеров России, Армении и Азербайджана 2020-2022 годов. Формы и объемы такого содействия выбирать самим переговаривающимся сторонам. В этой связи рады, что на площадке саммита БРИКС в Казани 24 октября состоялись продуктивные контакты на высшем уровне между Арменией и Азербайджаном, позволившие придать полезный импульс диалогу по вопросам нормализации отношений.