Thursday, March 28

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 25 мая 2022 года

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Об интервью Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова телеканалу RT Arabic

 

Завтра, 26 мая с.г., в 20.00 (орнт) на телеканале RT Arabic выйдет в эфир интервью Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова еженедельной информационно-аналитической программе «Одним словом».

Одним словом беседа не ограничилась. Был продолжительный и интересный разговор. Освещены наиболее актуальные вопросы. Сделаны анонсы предстоящих зарубежных визитов.

Текст и видео интервью будут доступны на интернет-ресурсах Министерства.

Назад к оглавлению

 

Об участии Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в XXXVIII заседании Совета глав субъектов Российской Федерации при МИД России

 

27 мая в Особняке МИД под председательством Министра иностранных дел России С.В.Лаврова состоится XXXVIII заседание Совета глав субъектов Российской Федерации при МИД России. В нем примут участие входящие в состав Совета губернаторы, руководящие сотрудники Администрации Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.

Главная тема повестки дня – взаимодействие субъектов Федерации с институтами гражданского общества в целях продвижения внешнеполитических интересов России.

Международные связи некоммерческих организаций, особенно сетевых, в условиях глобализации играют все более значимую роль, служат инструментом «мягкой силы», эффективно дополняющим и расширяющим возможности межгосударственных каналов общения.

Цель мероприятия – обсудить и наметить меры по активизации использования потенциала отечественного НКО-сообщества, прежде всего его регионального сегмента, для решения внешнеполитических задач. Речь идет в первую очередь о мобилизации ресурсов общественной дипломатии в поддержку проводимой Россией на Украине специальной военной операции, в частности, на содействие решению гуманитарных проблем, а также преодоление вызовов, связанных с тотальным давлением «коллективного Запада» на нашу страну, наших сограждан и соотечественников за рубежом.

По итогам встречи планируется выработать нацеленные на достижение практических результатов рекомендации.

Назад к оглавлению

 

О презентации Вологодской области

 

2 июня в Культурном центре ГлавУпДК при МИД России (ул. Улофа Пальме, д.5) состоится презентация экономического, инвестиционного и туристского потенциала Вологодской области. В её рамках будет представлена экспозиция, демонстрирующая достижения в различных сферах социально-экономического развития региона, а также историю, культуру и природу этого региона.

Презентация пройдет с участием представителей федеральных и региональных органов власти, дипломатического корпуса, деловых кругов, российских и зарубежных СМИ.

В ходе мероприятия запланированы выступления Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова и Губернатора Вологодской области О.А.Кувшинникова.

Назад к оглавлению

 

О ситуации на Украине

 

Вчера, 24 мая с.г., исполнилось три месяца с начала специальной военной операции на Украине. За это время была освобождена почти вся территория ЛНР, значительная часть ДНР, вся Херсонская область и существенные части Харьковской и Запорожской областей. На отвоеванных у неонацистов территориях налаживается мирная жизнь, восстанавливается экономика и промышленность, отстраивается инфраструктура, начинают работу предприятия, открываются школы, детские сады, поликлиники больницы. 24 мая с.г. российские саперы разминировали порт Мариуполя, специалисты Черноморского флота – транспортировали из фарватера затопленный «азовцами» украинский пограничный сторожевой корабль, в результате пять иностранных судов смогли выйти в море.

20 мая с.г. в Мариуполе завершился начавшийся 16 мая с.г. процесс сдачи в плен боевиков, укрывавшихся на заводе «Азовсталь». После месяца пребывания в подземельях завода сложили оружие и сдались в плен 2439 украинских националистов. Все они находятся на территории ДНР. Раненых поместили на стационарное лечение в больнице Новоазовска. Остальных – в следственном изоляторе Еленовки в пригороде Донецка. Их преступления не останутся безнаказанными. Руководство ДНР планирует создать на территории республики международный трибунал для суда над националистами из «Азовстали». В настоящее время разрабатывается его устав. Приветствуем данное начинание.

Россия по-прежнему уделяет самое пристальное внимание поставкам гуманитарной помощи в ЛНР, ДНР и освобождённые районы Украины, куда уже было доставлено почти 22 тысячи тонн гуманитарных грузов. Ежедневно Министерство обороны России объявляет об открытии коридоров для безопасной эвакуации мирных жителей как в восточном, так и западном направлениях.

Несмотря на фактическое блокирование Киевом эвакуации в Россию, в нашу страну въехало 1,4 млн человек, включая почти 240 тыс. детей. Еще 2,7 млн человек выразили желание эвакуироваться в Россию, ДНР и ЛНР или на освобожденные украинские территории.

Каждый день мы становимся свидетелями все новых примеров преступной деятельности киевского режима. На днях стало известно о том, что украинские спецслужбы совершили очередную провокацию в районе н.п. Мазановка (ДНР) – взорвали фугас с аммиачной селитрой. Следственный комитет России намерен установить обстоятельства преступления. Каждый день ВСУ обстреливают населённые пункты ДНР и ЛНР, в результате которых гибнут и получают ранения мирные жители. Гражданское население продолжает использоваться в качестве «живого щита», а взятые в плен военнослужащие подвергаются жестоким пыткам. Особенно дико это выглядит на фоне оказываемой российскими врачами медицинской помощи сдавшимся военнослужащим украинской армии и наёмникам националистических формирований.

О преступном неонацистском характере киевского режима говорят и его политические шаги. На днях Верховная Рада проголосовала за выход страны из Соглашения об увековечении памяти о мужестве и героизме народов государств-участников СНГ в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. 23 мая с.г. Президент Украины В.А.Зеленский подписал закон, предусматривающий конфискацию активов украинских граждан, поддерживающих российскую военную операцию. В парламент Украины внесен законопроект о поправках в закон «Об очищении власти», предусматривающий люстрацию всех депутатов 6 и 7 созывов, голосовавших за «Харьковские соглашения» 2010 г. о пребывании Черноморского флота России на территории Украины до 2042 г. и за «диктаторские законы» 16 января 2014 г.

Высказывания советника главы Офиса президента Украины М.Подоляка, участвовавшего в переговорах по урегулированию ситуации на Украине, окончательно расставляют точки над «i» (если вообще того требует ситуация). Он прямо угрожает расправой над населением освобожденных территорий Херсонской, Запорожской и Харьковской областей в случае возвращения туда киевской власти. Обещает максимально жестко наказать «коллаборантов» и российских военных, требует, чтобы в Харьковской области, ДНР и ЛНР вообще забыли слово «русские». Понимаем, чью волю исполняет М.Подоляк и ему подобные. Бывший президент США сказал: «Миссия Украины – убить как можно больше русских». Это стало откровением только для тех, кто не понимал, что происходит в последние годы. Для тех, кто следил за ситуацией, логика действий киевского режима и его кураторов были понятны. Об этом было сказано недвусмысленно. Продолжаем слышать заявления в этой же логике. Только они начались не в феврале 2022 г., а были постоянно. Кто-то не хотел их слышать и принимать в расчет. Считал, что это блеф. Думал, что чего-то не понимает. Тут нечего недопонимать. Всё ясно.

США и их союзники по НАТО делают все, чтобы максимально затянуть ход СВО, сделать противостояние как можно более кровопролитным. Более 30 государств – преимущественно страны НАТО, – опасаясь полного разгрома ВСУ, оказывают Украине военную помощь на десятки млрд долл. Номенклатура поставляемого оружия продолжает расширяться и уже включает в себя крупнокалиберную артиллерию и реактивные системы залпового огня (к вопросу о демократии и ее причудах). При этом западники признают, что у них нет возможности отследить конечных пользователей оружия и гарантировать его применение только украинскими вооруженными силами. Растет риск попадания вооружений на «черный рынок» в руки преступных группировок по всему миру. Так было в Сирии, когда военная помощь «сирийской оппозиции» (её называли «умеренной») попадала в руки игиловцев или продавалась на «черном рынке». Она «расползалась» не только по региону Ближнего Востока, а дальше – в Европу.

Поощрение западными «спонсорами» украинского национализма ведёт к дальнейшей радикализации воюющих на Украине боевиков, среди которых все больше иностранных наемников. Рано или поздно наемники вернутся в свои страны (если судьба будет к ним благосклонна), где будут применять полученный в зоне боевых действий военный опыт. Так было всегда. История нас учит. Просто нужно её знать.

Специальная военная операция будет продолжаться, несмотря на санкционное давление и поддержку Украины Западом. Все поставленные цели и задачи по защите ДНР и ЛНР, демилитаризации и денацификации Украины и устранению угроз России будут выполнены.

Назад к оглавлению

 

Об антироссийских заявлениях руководства Греции

 

Вынуждены привлечь внимание к новым фактам провокационного поведения официальных представителей Афин. В частности, речь идет о заявлениях главы греческого правительства, Премьер-министра Греции К.Мицотакиса в адрес России и ее руководства, которые он сделал в ходе поездки в Вашингтон 16-17 мая с.г.

Отметили странный набор исторических «аналогий», использованных автором. Национально-освободительная борьба греков двухсотлетней давности оказалась в одном ряду с преступными действиями киевского режима, который на протяжении восьми лет воевал против собственных граждан в Донбассе. Трудно поверить, что вровень с нацистами из батальона «Азов» поставлены герои обороны греческой крепости Месолонги в 1825-1826 гг., причем среди отважных защитников там были русские филэллины – им в городе установлен памятник. Особенно кощунственно подобные реплики звучат на фоне самоотверженной борьбы греческого Сопротивления с немецко-фашистскими захватчиками в годы Второй мировой войны.

По сути речь идет об очередной попытке Афин оправдать свое глубоко ошибочное решение активно вписаться в западный антироссийский фронт, в числе первых отправить Киеву оружие, с помощью которого ВСУ ежедневно обстреливают мирное население Донбасса, убивают людей в Донецке, Рубежном, Авдеевке, других населенных пунктах. Неудобную правду на Западе принято старательно замалчивать. Поэтому в демократической Греции, где, как нас уверяют, царит полная свобода слова и каждый может публиковать буквально всё, были запрещены российские информационные ресурсы «Спутник» и «Russia Today», а заодно на всякий случай позорно пытаются «отменить» русскую культуру.

Греческое руководство старательно воспроизводит извращенные трактовки действий России, которая после безуспешных попыток добиться мирного урегулирования внутриукраинского конфликта вынуждена встать на защиту русскоязычного населения Украины, в том числе в общем контексте ситуации с безопасностью в регионе и мире. Нам голословно вменяют неоимперские амбиции, ревизионизм, агрессивное обеспечение неких территориальных претензий, проистекающих из чьих-то исторических фантазий. Длинный список беспочвенных претензий в который раз предъявлен безапелляционно и бесцеремонно, альтернативный взгляд исключен, т.к. из греческого информационного пространства исключены российские СМИ.

Очевидно, что подобные высказывания призваны лишний раз закрепить у западной публики унифицированные оценки событий на Украине и вокруг нее, служат паролем лояльности Афин американо-натовским правилам и установкам. Отсюда – рассуждения об обретенных Североатлантическим альянсом «новых смыслах», оправданности дальнейшего растекания блока вдоль границ России, расширения военной инфраструктуры США в самой Греции.

Возникающие новые вызовы не остаются без адекватных ответов с российской стороны.

Назад к оглавлению

 

О презентации брошюры «Военные преступления киевского режима: показания очевидцев»

 

25 мая в 14.30 (орнт) в пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоится пресс-конференция: «Военные преступления киевского режима: показания очевидцев».

В ходе пресс-конференции будут презентованы брошюры, подготовленные Россотрудничеством и Фондом исследования проблем демократии. В них представлены неопровержимые факты проявления и поощрения на государственном уровне нацистского режима на Украине, использованы фрагменты интервью, взятых у пострадавших жителей Мариуполя и Волновахи, и дана оценка событий с позиций международного права. Брошюры переведены на несколько иностранных языков (русский, английский, испанский) предназначены для донесения до широкой зарубежной общественности выше указанные факты.

Среди участников пресс-конференции: руководитель Россотрудничества Е.А.Примаков; заместитель председателя Государственной Думы Российской Федерации П.О.Толстой; военный корреспондент Д.А.Стешин; исполнительный директор Международной медиагруппы «Россия сегодня» К.В.Вышинский; директор Фонда исследования проблем демократии, член Общественной палаты Российской Федерации М.С.Григорьев; журналист, публицист, общественный деятель А.С.Гаспарян.

Приглашаем всех присоединиться к онлайн трансляции пресс-конференции (на русском и английском языках). Видео будет доступно на наших ресурсах.

Назад к оглавлению

 

О выпуске брошюры «У.Черчилль и Ф.Рузвельт о роли Красной Армии в победе над нацистской Германией»

 

Хотели бы обратить внимание на вышедший материал «Уинстон Черчилль и Франклин Рузвельт о роли Красной Армии в победе над нацистской Германией». В странах «коллективного Запада» и к ним примкнувшим сносят памятники красноармейцам, солдатам советской армии. Было бы неплохо почитать, что лидеры государств антигитлеровской коалиции говорили на этот счет. Брошюра подготовлена Историко-документальным департаментом МИД Россиисовместно с ООО «Новосибирский издательский дом».

Цель издания – объективно и беспристрастно продемонстрировать на основе подлинных архивных документов и официальных стенограмм оценку лидерами двух великих держав ключевой роли Советского Союза в разгроме гитлеровской Германии. Издание двуязычное (на русском и на английском языках) и охватывает период с 1941 г. по 1945 г.

Центральное место в брошюре занимает переписка лидеров Большой тройки во время Второй мировой войны, их радиообращения к нациям, выступления на Тегеранской и Крымской конференциях. В качестве иллюстраций используются подлинные фотографии, декларации, коммюнике и другие правовые акты.

Представленная в издании непредвзятая оценка современниками этих событий – У.Черчиллем и Ф.Рузвельтом – вклада СССР в уничтожение Третьего рейха коренным образом отличается от политизированных подходов западных лидеров сегодня.

На чем же нынешние основывают свои суждения? Должна же быть какая-то база. Как правило, речь идет о некой преемственности, курсе, выработанном на основе исторических фактов, закрепленных юридически в ходе Нюрнбергского трибунала. Но нет. Всё идет вопреки истории и заявлениям соотечественников, непосредственно руководивших этими событиями. По этим документам без труда можно отследить хронологию фронтового пути советских войск.

В тяжелый период войны в апреле 1942 г. президент США Ф.Рузвельт в своем обращении по радио заявил: «Русские войска уничтожили – и продолжат уничтожать – больше живой силы, самолетов, танков и пушек нашего общего неприятеля, чем все остальные Объединенные Нации, вместе взятые». 20 февраля 1945 г., после окончания Крымской конференции, У.Черчилль писал И.В.Сталину: «Будущие поколения признают свой долг перед Красной армией так же безоговорочно, как это делаем мы, дожившие до того, чтобы быть свидетелями этих великолепных побед».

На сайте МИД России в разделе Архивная служба/Документальные публикации размещена электронная версия брошюры. Издание предназначено для широкого круга читателей, интересующихся историей Второй мировой войны.

Назад к оглавлению

 

О задержании в Австралии соотечественника С.М.Бойкова

 

По сообщениям СМИ, 16 мая с.г. в Сиднее полицией задержан проживающий в Австралии атаман забайкальского казачества С.М.Бойков. Ему вменяется в вину нарушение судебного предписания о неразглашении конфиденциальной информации. Это связано с тем, что в одном из своих выступлений на предвыборном митинге в поддержку независимых политиков он привел конкретный факт назначения местными властями символической меры пресечения человеку, обвиняемому в растлении малолетних.

Наш соотечественник С.М.Бойков является популярным в Австралии общественным деятелем, за активностью которого следят десятки тысяч подписчиков в соцсетях. Его отличает принципиальный подход ко многим острым вопросам, касающимся как внутренней ситуации на «зеленом континенте», так и международной политики, готовность открыто высказывать свою гражданскую позицию. Мнение потомка забайкальских казаков авторитетно, он имеет свою многочисленную аудиторию, в том числе ввиду непримиримого отношения к ряду вопросов, связанных с традиционными ценностями. С учетом его позиции можно сделать вывод, что это реальная проблема в Австралии. Об этом, в частности, свидетельствует провал на прошедших 21 мая с.г. парламентских выборах либерально-национальной коалиции во главе со С.Моррисоном, которую постоянно сотрясали скандалы, связанные с насилием против женщин.

Весьма примечательно, что австралийский суд принял решение отложить рассмотрение дела до 30 июня, оставив С.М.Бойкова до тех пор за решеткой. Явно по политическим мотивам отклонено прошение об освобождении под залог, то есть отказано в стандартной процедуре в англосаксонской системе правосудия. Такая демонстративная жесткость является совершенно неоправданной и посылает неправильный сигнал общественности, ведь в места принудительного содержания или лечения надо отправлять тех, против кого он выступал (связанных с насилием над несовершеннолетними), а не тех, кто их разоблачает. С другой стороны, усматриваем в данном случае явное желание дополнительно наказать активного соотечественника, что служит еще одним примером двойных стандартов и предвзятого отношения к тем, кто пользуется правом на свободное изложение своих взглядов, не совпадающих с доминирующим сейчас в Австралии русофобским мейнстримом. Чем либеральнее заявления, тем больше страны «коллективного Запада» проявляют тоталитарные тенденции в практической деятельности.

Здоровые силы в австралийском обществе, наши соотечественники на «зеленом континенте» требуют скорейшего освобождения С.М.Бойкова и прекращения его преследования со стороны австралийского репрессивного аппарата.

Назад к оглавлению

 

О 30-летии подписания Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с Республикой Казахстан

 

Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи – знаковый документ российско-казахстанских отношений, своим духом и направленностью сохраняет актуальность и поныне. Он стал прочным фундаментом образцового развития двустороннего сотрудничества и реального стратегического партнерства между Российской Федерацией и Республикой Казахстан. Это позволяет нам с уверенностью смотреть в будущее, строить и реализовывать планы для расширения сотрудничества двух стран в самых разных сферах. Более того, Договор заложил базу для последующих основополагающих актов – Декларации о вечной дружбе и союзничестве (от 6 июля 1998 г.), а также Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о добрососедстве и союзничестве в XXI веке (от 11 ноября 2013 г.).

Подписывая 25 мая 1992 г. данный документ, Президенты России и Казахстана исходили из стремления обеспечить правовые гарантии долгосрочной позитивной динамики двусторонних связей и поступательного повышения их уровня. Спустя три десятилетия мы можем в очередной раз убедиться в приверженности принятому тогда решению и стратегической дальновидности.

За 30-летний период наши связи обрели прочность, прошли испытания временем, позволили России и Казахстану стать локомотивом интеграции на евразийском пространстве. Их расширение в полной мере отвечает интересам Москвы и Нур-Султана, что доказывает значительный рост объемов взаимного товарооборота (только в 2021 г. по сравнению с 2020 г. этот показатель увеличился на 34,4% до рекордных 25,6 млрд долл. США), а также тесное политическое взаимодействие – только с начала этого года Президент Российской Федерации В.В.Путин и Президент Республики Казахстан К.-Ж.Токаев провели 16 телефонных разговоров и 2 очные встречи, состоялось 6 телефонных разговоров и 1 очные переговоры между Председателем Правительства Российской Федерации М.В.Мишустиным и Премьер-министром Республики Казахстан А.А.Смаиловым.

Сегодня Российская Федерация и Республика Казахстан – стратегические партнеры и союзники. В основе нашего взаимодействия лежат бережно хранимые традиции наших дружбы, взаимопомощи и взаимопонимания. Особо значимую роль играет духовная близость россиян и казахстанцев.

Настроены на дальнейшее углубление экономических связей и политического взаимодействия в международных и региональных организациях, а также стратегического лидерства в вопросах.

Убеждены, что и далее Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстанбудет служить благой цели – укреплению тесных уз двух стран-союзниц, являющихся примером взаимовыгодного партнерства.

Назад к оглавлению

 

О 30-летии подписания Договора об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве с Республикой Узбекистан

 

30 мая 1992 г. был подписан один из стержневых документов российско-узбекистанского взаимодействия – Договор об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве. В Договоре, ничуть не утратившем по сей день свою актуальность, закреплены приверженность международному праву, принципам взаимного уважения, учет интересов друг друга, обеспечение защиты прав своих граждан, желание и стремление к развитию партнерства в широком спектре областей.

Узбекистан – стратегический партнер России, отношения с которым отличает высокая интенсивность. За три десятилетия совместными усилиями удалось использовать преимущества всех положений Договора, углубить взаимовыгодную кооперацию, укрепив связывающие наши дружественные народы вековые узы.

Динамику российско-узбекистанским связям задает особо доверительный диалог на высшем и высоком уровнях. Обширными стали межправительственные, межведомственные контакты. Ведется полезная работа по линии парламентов и регионов. Действует особо привилегированный механизм – Совместная комиссия на уровне глав правительств, которая координирует весь комплекс двустороннего сотрудничества.

Узбекистан является одним из ведущих торговых партнеров России в Центральной Азии. В первом квартале текущего года с показателем 1,753 млрд долл. товарооборот увеличился на 43% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, охватывая все новые направления, включая здравоохранение, финансовую, налоговую и цифровую сферы. Особое внимание придается расширению научно-технических и гуманитарных связей.

Россия и Узбекистан конструктивно взаимодействуют на ключевых международных и региональных площадках, включая СНГ, ШОС, ООН. Углубляется сотрудничество Ташкента с ЕАЭС. Стороны с близких позиций подходят к вопросам обеспечения безопасности и стабильности в Центральной Азии, борьбы с международным терроризмом, экстремизмом, организованной преступностью.

30-летний юбилей Договора – это повод не только осмыслить накопленный опыт, но и наметить масштабные планы на будущее, чему будут посвящены предстоящие в ближайшие месяцы контакты на высшем и высоком уровнях.

Назад к оглавлению

 

О выплатах российским пенсионерам в Новой Зеландии

 

В результате введенных официальным Веллингтоном «автономных» санкций против Сбербанка и других финансовых структур нашей страны у проживающих в Новой Зеландии соотечественников возникли проблемы с получением причитающихся им пенсий, перечисляемых Пенсионным фондом России (ПФР). По имеющейся информации, с этим столкнулись уже более 30 соотечественников, а четверо из них оформили и направили в адрес властей официальные жалобы.

Всего, по нашим данным, выплаты ПФР в Новой Зеландии получали 420 человек. При этом новозеландские власти тщательно учитывали получаемые этими лицами российские пенсии, пропорционально уменьшая размер предоставляемых им местных пособий. В этой связи вследствие введения санкций доходы каждого отечественного пенсионера уменьшились.

Разумеется, никто в Веллингтоне не собирается компенсировать эти потери. Новозеландское внешнеполитическое ведомство, признав наличие проблемы, назвало ее «сопутствующим ущербом» от своих антироссийских рестрикций, который, мол, изначально не предполагался. Оно разместило на своих интернет-ресурсах скорректированное руководство для местных банков, разъясняющее, что зачисление на счета граждан поступающих из России пенсионных платежей не является нарушением санкционного режима. Вместе с тем ничего не говорится о том, как решить проблемы с проводкой денежных средств банками-корреспондентами, системами SWIFT, VISA и MASTERCARD.

Вся эта история – очередной наглядный пример того, куда может завести Правительство Премьер-министра Новой Зеландии Дж.Ардерн бездумное следование курсом «коллективного Запада», стремление засвидетельствовать сервильность в глазах Вашингтона и причинить хоть какой-нибудь ущерб России. На деле Дж.Ардерн нанесла удар «по карману» жителей своей собственной страны, причем одной из самых уязвимых категорий населения – пенсионеров.

Назад к оглавлению

 

О праздновании Дня славянской письменности и культуры

 

24 мая с.г. в России широко отметили День славянской письменности и культуры. Этот праздник – символ близости национальных традиций славянских народов, свидетельство их духовного роста.

Проведение торжеств в честь великих просветителей Кирилла и Мефодия содействует межгосударственному и межконфессиональному диалогу, воспитанию уважительного отношения к родным языкам и культуре, укреплению фундаментальных нравственных ценностей.

В текущем году формат мероприятий был значительно расширен. В частности, речь идет о торжественном концерте на Красной площади, на который в качестве гостей приглашены представители зарубежных стран из разных регионов мира. В рамках открывшегося 24 мая с.г. Второго Костомаровского форума прошли традиционные Кирилло-Мефодиевские чтения, организуемые Государственным институтом русского языка им. А.С.Пушкина с участием в том числе иностранных русистов. Заметный вклад в празднование Дня славянской письменности и культуры вносит Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М.И.Рудомино. 23 мая с.г. состоялось открытие V Фестиваля славянских культур «СЛАВный день». Запланирован обширный перечень культурно-просветительских мероприятий, в которых примут участие, наряду с российскими, зарубежные эксперты и гости.

Подобные акции проходят также во многих субъектах Российской Федерации. Не остались в стороне и организации российских соотечественников. МИД России в рамках своей компетенции оказывает содействие в проведении мероприятий с международным участием.

Столь масштабное празднование Дня славянской письменности и культуры свидетельствует о бережном отношении к накопленному славянскими народами культурному наследию, готовности России к равноправному, взаимоуважительному сотрудничеству со всеми, кто ценит и искренне поддерживает культурно-гуманитарные обмены.

Назад к оглавлению

 

О четвертом Всероссийском инвестиционном сабантуе «Зауралье-2022»

 

2-4 июня 2022 г. в городе Сибае Республики Башкортостан состоится четвертый Всероссийский инвестиционный сабантуй «Зауралье-2022»(далее-Инвестсабантуй).

Организаторами мероприятия традиционно выступают Агентство стратегических инициатив и Правительство Республики Башкортостан, соорганизаторами деловой программы выступают Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Российский экспортный центр, Центр стратегических разработок, Научно-исследовательский финансовый институт при Министерстве финансов Российской Федерации.

В работе Инвестсабантуя примут участие делегации из Турецкой Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан, а также приглашены представители федеральных и региональных органов власти, первые лица российского и зарубежного бизнеса, инвесторы и эксперты.

Участники обсудят вопросы привлечения инвестиций, повышения экспортной активности, внутреннего туризма, цифровизации городской среды и экологии. Основная тема форума 2022 г. – «AntiSanction REGIONS: новая экономическая реальность».

Ознакомиться с программой мероприятия можно на официальном сайте.

Назад к оглавлению

 

Из ответов на вопросы:

Вопрос: Постпред России при ЕС В.А.Чижов заявил, что присоединение Финляндии к Североатлантическому альянсу ставит вопрос о статусе Аландских островов и судьбе Сайменского канала. Обсуждается ли эта проблема по дипломатическим каналам с Финляндией и Швецией?

Ответ: Как неоднократно заявлялось российской стороной, вступление Финляндии, а также придерживавшейся ранее политики военного неприсоединения Швеции к Североатлантическому альянсу не останется без ответных мер со стороны Российской Федерации политического, экономического и военно-технического характера в целях обеспечения своей безопасности. Пока об их конкретном содержании говорить преждевременно. Оно во многом, как неоднократно говорило российское руководство, будет зависеть от условий членства Финляндии и Швеции в этом военном блоке, включая размещение на своей территории инфраструктуры НАТО и государств-участников альянса, включая ударные системы вооружений.

Назад к оглавлению

Вопрос: Анкара не стала участвовать в украинском урегулировании, но оказала Киеву конкретную поддержку, как заявил президент Турции. Есть ли в Москве понимание, о какой помощи идёт речь?

Ответ: Сегодня уже говорила о проблематике «помощи» Украине в рядах НАТО. Эта «помощь» заключается в том, чтобы поставлять средства убийства как можно большего количества людей на территорию Украины. Если такая «помощь» от НАТО Украине нужна, тогда возвращаемся к тому, о чём говорили американские политические деятели: об истинной миссии Украины. Она, с их точки зрения, должна состоять в убийстве как можно большего количества русских. Но в данном случае происходит убийство и гибель, смерть большого количества граждан Украины. Какая это же помощь? Это не помощь. Это пособничество по изничтожению страны, называющейся Украина.

К сожалению, в этот процесс многие страны пытаются внести свой посильный или даже непосильный «вклад». Турция не исключение.

Не углубляясь в детали, считали бы правильным повторно акцентировать важность понимания всеми так или иначе вовлеченными сторонами особой ответственности при выстраивании шагов на украинском направлении. Нужно понимать, что одно дело – гуманитарная сфера, а другое – поставки вооружений. Одно противоречит другому.

Накачка Киева все новыми партиями оружия лишь подпитывает у него реваншистские настроения, создает иллюзию возможности решения проблем в российско-украинских отношениях сугубо военным путем и не способствует формированию столь нужной политико-дипломатической атмосферы для деэскалации ситуации на Украине. Нам «доносятся» заявления из некоторых столиц. Но невозможно представить, что эти западные политики считают, что можно одной «рукой» можно поставлять вооружения, а второй – говорить о некой деэскалации и политико-дипломатическом процессе. Отсутствие должного реагирования на наши озабоченности в сфере развития ВТС с Киевом, к сожалению, уже имело трагические последствия для урегулирования. Именно бесконтрольные поставки странами НАТО вооружений на Украину стали одним из факторов саботажа Киевом выполнения Минских договоренностей.

Назад к оглавлению

Вопрос: Ранее британские СМИ сообщили, что глава МИД Великобритании Э.Трасс поддержала идею создания коалиции стран, которая будет заниматься разблокировкой поставок украинского зерна. Также рассматривается возможность отправки военных кораблей в порт Одессы для сопровождения судов. Как Россия рассматривает эту инициативу?

Ответ: Считаю, что «Э.Трасс заявила» ( или «новое заявление Э.Трасс») – это отличное название для какого-нибудь комикса. Мы уже некоторое время не относимся всерьез к заявлениям этого британского министра. Мне кажется, что они должны служить предметом научных исследований, но не в сфере дипломатии. Не буду уже говорить про их конъюнктурность, агрессивность, воинственность, русофобию и явную недалекость.

Что касается создания некой «коалиции» для разблокировки поставок украинского зерна и направления кораблей в Черное море, то, как хорошо известно, Э.Трасс ранее уже успела перепутать Балтийское и Черное моря. Как-то у нее с этим не очень складывается. Я не уверена, что она отдавала себе отчет, внося эту инициативу, что и как «есть» на самом деле в географии. Возможно, путаница в ее голове продолжается.

В СМИ были сообщения о том, что 24 мая с.г. представитель правительства Великобритании заявил об отсутствии у Лондона планов задействовать британские военные корабли в Черном море. Это к тому, что возможно, она опять говорила про Балтийское море. Не знаю. Сложно понять. Очевидно, есть разноголосица в Лондоне. Может быть, это дефицит компетентности или просто путаница, или она опять пытается заработать себе политические или ещё какие-то «очки», делая громкие и шумные заявления, не относящиеся к сути дела.

С другой стороны, видим, что опровержения заявлений главы Форин Офиса Э.Трасс со стороны британского Кабинета уже стали рутиной.

Назад к оглавлению

Вопрос: В молдавских СМИ появилась информация о задержании экс-президента Молдавии И.Н.Додона, в доме которого был проведен обыск. Связано ли это с тем, что И.Н.Додон является сторонником развития дружественных отношений с Россией?

Ответ: Подчеркну, что это – внутреннее дело Республики Молдова. Тем не менее, внимательно отслеживаем ситуацию, связанную с процессуальными действиями, предпринимаемые в отношении бывшего Президента Молдавии, а ныне председателя «Молдавско-российского делового союза» И.Н.Додона.

Рассчитываем, что все его права и свободы, гарантированные международно-правовыми обязательствами и законодательством Республики Молдова, будут соблюдены. В ином случае данное дело рискует превратиться в сведение счетов по политическим мотивам, главный из которых – принадлежность И.Н.Додона к политическим силам Молдавии, выступающим за развитие конструктивного, взаимоуважительного диалога с Россией. Будем следить за этим процессом.

Хотела бы также отметить, что чем больше политик ассоциирует себя с западными либеральными ценностями, тем больше проявляет тоталитарных замашек в расправе с оппонентами. Какая-то уже печальная закономерность.

Назад к оглавлению

Вопрос: Недавно было объявлено о закрытии московского корпункта канадской государственной телерадиовещательной компании «Си-Би-Си» в качестве ответной меры на запрет вещания «RT» и «RT France» в Канаде. Смогут ли они вернуться и при каких условиях? Следует ли ожидать аналогичных ограничений в отношении представительств иностранных СМИ из других стран, которые также ввели рестрикции против российских медиа?

Ответ: Начнём со второй части вопроса. Да, можно ожидать. Действительно, будем отвечать на все недружественные действия в отношении российских СМИ. Не будем сейчас их квалифицировать. Есть ряд нюансов: от третирования, закрытия, высылок, недопуска, травли и т.д. Отвечать будем на многое несимметрично. Видим, что имеют место признаки расчеловечивания со стороны стран и правительств, предпринимающих подобные шаги. Будем давать на всё адекватный ответ. Сейчас вырабатываем целый пакет мер в отношении СМИ и журналистов из англосаксонских СМИ, учитывая, что там предпринимались репрессивные меры в отношении российских СМИ.

Что касается первой части вопроса. Вы совершенно правильно сформулировали причинно-следственную связь между ситуацией вокруг «Си-Би-Си» в России и «RT» и «RT France» в Канаде. Мы об этом сразу заявили. Наши СМИ там сталкивались с необоснованными притеснениями (правда, не в течении месяца или двух, а с 2017 г). Никому, никаким коллегам из числа местных СМИ, профсоюзов, правозащитных структур, бьющих сейчас себя в грудь в защиту плюрализма мнений, не было до этого никакого дела. Собственно говоря, «Си-Би-Си» тоже выразительно на этот счёт молчала. Предпринимаемые сейчас попытки представить в публичной сфере наши сугубо ответные меры в отношении «Си-Би-Си» как атаку на свободу слова категорически неприемлем.

Закрытие корпункта всегда рассматривается нами как крайняя мера, когда все другие возможности урегулирования проблем и прекращения давления на отечественные СМИ и журналистов в той или иной стране (дипломатическим, переговорным, юридическим путем) исчерпаны. Только тогда прибегаем к этой мере. Канадской стороне сейчас не следует делать вид, что это решение для них стало полной неожиданностью. Предупреждали об этом публично. Другое дело, что возможно, им об этом не рассказывали, потому что это новости из России. Зачем их передавать? Это «логично». Отсюда они новости на внутренний канадский медиарынок не поставляют. Соответственно, для многих там это становится неожиданностью. Наверное, нужно что-то у себя поправить.

Многократно предупреждали канадскую сторону о подобном развитии событий в случае, если будет продолжено игнорирование наших озабоченностей при полном безразличии к своим высоким стандартам в сфере защиты прав СМИ.

Ещё один важный момент. Уже комментировали это в СМИ. Сотрудники корпункта «Си-Би-Си» покинули Россию по собственному желанию еще в начале марта с.г. С тех пор каких-либо настойчивых шагов по возвращению в Москву они не предпринимали, не проявляли ровным счетом никакого интереса к работе нашего Министерства. Видимо, их это уже не волновало. Их офис в Москве пустует несколько месяцев. Сейчас весь спектакль разыгрывается в Канаде, как будто их откуда-то выдворяют. Их тут нет с марта с.г. Они сами уехали. Да и онлайн практически не работали. Я не видела и не замечала какой-то их деятельности.

Мы создали все условия, чтобы журналисты могли вернуться в Москву. Соблюдали все наши обязательства, подготовили целый ряд документов в поддержку такой возможности. Сейчас готовы предоставить им возможность подготовить корпункт к официальному прекращению функционирования и спокойно покинуть Россию, решив все бытовые вопросы. Здесь, с нашей стороны, проявляем добрую волю. Никаких проблем быть не может.

Если стоит вопрос относительно того, смогут ли они вернуться при условии возобновления работы российских медиа-операторов в Канаде. Да, только при этом условии они смогут вернуться. Если будет возобновлена работа российских СМИ в Канаде, то эти меры в отношении канадских журналистов будут отменены.

Что касается многочисленных фактов гонений на отечественные медиа за рубежом, то это приобретает характер настоящей, глубиной травли. Странам, позволяющим себе подобную русофобскую политику, следует быть готовыми к неизбежным ответным мерам зеркального или симметричного характера с нашей стороны. Их попытки обосновать свои репрессивные действия делением СМИ и журналистов на «хороших» и «нехороших», «профессиональных» и непрофессиональных», «послушных» и «непослушных» – это всё между демагогией и пропагандой. Не будем обращать на это внимания.

Журналист – не журналист доказывается двумя вещами. Первое, наличие профессионального образования или сертификата. Второе, деятельностью, которая происходит в рамках профессиональной этики и существующего законодательства. При сочетании этих факторов можно говорить, журналист это или не журналист. Хороший или плохой решать не властям этих стран и не каким-то отдельным людям. Есть закон, профессиональная этика и законы жанра.

Назад к оглавлению

Вопрос: Президент Украины В.А.Зеленский заявил, что «в принципе не воспринимает какую-либо встречу с кем-либо из Российской Федерации», кроме В.В.Путина. И такая встреча может состояться только при условии, что на ней будет обсуждаться прекращение боевых действий. Не могли бы вы прокомментировать его заявление?

Ответ: Невозможно комментировать всё, что «несётся» от В.А.Зеленского. Каждый день что-то новое, причём исходя не из развития событий, а из тех «флюид», которые он там где-то и «улавливает». Не знаю, зачем это всё было сказано, с кем он делился, что хотел от них услышать. Считаю, что на это не надо ориентироваться, потому что это все, как мы поняли, от «лукавого».

Неоднократно говорили, что когда на переговорном процессе идут конкретные предложения, то на них реагируем исходя из ситуации: точечно и конструктивно. Мы всегда так поступаем.

Пока могу констатировать, что Киев прервал переговоры по урегулированию ситуации на Украине и до сих пор не ответил на российские предложения к тексту проекта договора от 15 апреля с.г. Что они себе надумали, не знаю. Обычно журналистов отправляю к той стороне, предлагаю им взять комментарий. Сейчас даже и не знаю. Наверное, уже не имеет смысла это делать. К кому идти за комментарием? Что там кто будет говорить? Дело это неблагодарное: вслушиваться и какие-то смыслы вылавливать.

Назад к оглавлению

Вопрос: «Ассошиэйтед пресс» передает, что  разногласия по вопросу «вторжения России в Украину» возникали на четырехстороннем саммите, в котором приняли участие лидеры США, Японии, Австралии и Индии. Более того, премьер Индии Н.Моди в своем выступлении даже не поднимал вопрос о конфликте между Россией и Украиной.  Президент США Дж.Байден потребовал остановить закупку российской нефти. Какова Ваша оценка действий Вашингтона? И какова оценка результатов четырехстороннего саммита в целом?

Ответ: Давайте разделим эти два вопроса. Не буду комментировать сообщения «Ассошиэйтед пресс» по целому ряду причин. В том числе, потому что четырехсторонний саммит – формат, к которому мы отношение не имеем.

Обратимся к части, связанной с оценкой действий Белого дома в контексте нашей страны. Белый дом продолжает вовлекать в раскручиваемую им же антироссийскую «санкционную воронку» все большее число государств. Делается это в дополнение к введенному 22 апреля с.г. Президентом Дж.Байденом эмбарго на импорт российских энергоносителей. Методы используются самые «передовые, демократичные» – неприкрытое принуждение союзников и партнеров к принятию невыгодных им действий, отказ от взаимовыгодного сотрудничества с нашей страной в деле обеспечения энергобезопасности и устойчивых энергопоставок. Зачастую не обходится и без прямого шантажа – угроз введения «вторичных» санкций за сотрудничество с российскими компаниями. Это всё при открытом признании Администрацией очевидного факта: антироссийские санкции больно бьют и по самому Западу, что выражается в зашкаливающих ценниках на бензоколонках, повышении стоимости сырья, продовольствия, электричества и других товаров. Всё это преподносится как «козни Москвы», но на самом деле – это отражение их же собственных действий и политики. Звучит циничный тезис о том, что, мол, ради причинения «максимального вреда» России, надо потерпеть. Мне кажется, что в этой «флотилии» «коллективного Запада» под таким девизом не один корабль пойдёт ко дну.

Это происходит на фоне откровенного двуличия Вашингтона, прибегающего к методам недобросовестной конкуренции и стремящегося занять нишу России на внешних рынках. Американцы, сами располагая большими запасами углеводородов, требуют от других – страдающих от дефицита и дороговизны ресурсов – отказа от импорта российской нефти. Что это за тактика? Ничто иное, как наглядное воплощение принципа «умри ты сегодня, а я завтра». Ровно в этом выражается американское лидерство.

Изначальная конфронтационная заряженность США, Японии и Австралии как создателей четырехстороннего диалога по безопасности (QUAD) за годы его существования, в том числе с выведением встреч в рамках объединения на высший уровень, не только никуда не ушла, но и продолжает нарастать. Это не диалоги, а аккумулирование агрессии. Это не позволяет воспринимать данный формат – причем так считает не только Россия, но, как мы видим, и большинство стран региона – как политически беспроблемную и комфортную с точки зрения задач неконфликтного развития платформу. Диалогом это назвать нельзя. Это тот самый очередной пример принципа: «против кого вы, девочки, дружите».

В Азии, где себя пытается позиционировать и раскручивать «четверка», сложившаяся в американоцентричных союзнических построениях привычка подчинять национальные интересы высшим идеалам западной псевдодемократической солидарности не срабатывает. Это тоже понятно и очевидно. Реальное доверие государств региона можно заслужить только делами, причём эффективными и позитивными, а не лозунгами. Что характерно, во всех инициативах, которые Запад пытается продвигать через механизм QUAD, традиционно отсутствуют важные для любой страны прозрачность и конкретика, что зачастую объясняется наличием подобных проектов «второго дна». Это то, что «во всей красе» практикуется западными либеральными демократиями последние десятилетия. Заявлено одно, по сути совершенно другое. Заявлена свобода, демократия, несение добра, а на самом деле, хаос, разрушение, целью которого являются те же самые неоколониальные установки: передел рынков, захват интересующих сфер, «дележка» ресурсов, изъятие чужой собственности, прямой грабёж с воровством. Настоящие пираты 21 века.

Разве может быть простым совпадением нарастающая аррогантная линия США по отношению к десятилетиям формировавшейся региональным сообществом повестке дня форума АТЭС и запуск многостороннего аналога, но уже под «индо-тихоокеанским» американоцентричным брендом – Рамочного экономического взаимодействия в ИТР? Как это может быть? Это несовпадение.

В то время, когда в Азии идут серьезные многосторонние переговорные процессы по урегулированию всего комплекса проблем на море, в том числе в рамках механизмов асеаноцентричной архитектуры, региону предлагается альтернативная модель профильного сотрудничества – «Индо-тихоокеанское» партнерство по вопросам осведомленности о морских пространствах с претензией на создание новой платформы с попыткой поставить под контроль и замкнуть на себя все многопрофильные форматы кооперации в части, касающейся обеспечения безопасности морской деятельности.

Неслучайно, что США и их ближайшие союзники по военно-политическим блокам неоднократно требовали, чтобы эти важные для региона, хрупкие переговорные процессы обязательно учитывали интересы Запада, что напрямую связано с его желанием непосредственно участвовать в работе по согласованию Кодекса поведения в Южно-Китайском море.

Россия всегда высказывалась в поддержку именно предпринимаемых вовлеченными сторонами усилий, оставляя сами переговоры на усмотрение участвующих в них сторон-государств АСЕАН и Китая.

Альтернативным по отношению к механизмам асеаноцентричной системы региональных связей видится и формируемое «четверкой» партнерство в области кибербезопасности, где QUAD, позиционируемый в недавно обновленной стратегии США по ИТР в качестве стержневого конструкта «индо-тихоокеанского проекта», претендует на роль нового центрального элемента многостороннего взаимодействия в сфере ИКТ. В то время как в АТР уже есть курирующие данный реферат структуры – Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ) и Совещание министров обороны стран Ассоциации с партнерами по диалогу («СМОА плюс»), а также ежегодная асеановская «кибернеделя», являющаяся «сердцевиной» общерегионального диалога по этой проблематике. Всё это подменяется этими инициативами.

Назад к оглавлению

Вопрос: Какая судьба ожидает боевиков «Азова»? Есть информация о привлечении их к ответственности, а также об обмене пленных на некоторых из них.

Ответ: Уже комментировала, но готова дополнительно ответить на Ваш вопрос. На прошлой неделе в Мариуполе завершилась сдача в плен всех боевиков националистического подразделения «Азов» и украинских военнослужащих, находившихся ранее в подземных бункерах завода «Азовсталь». Всего сложили оружие почти 2,5 тыс. человек. Все они сейчас находятся на территории Донецкой Народной Республики, раненые получают необходимое лечение в медицинских учреждениях.

В отличие от наших бойцов, попавших не в руки, а в «лапы» киевского режима, сдавшиеся на «Азовстали» не подвергаются пыткам, истязаниям, унижению человеческого достоинства. Российская Федерация, как и ДНР, строго соблюдает все применимые международно-правовые нормы в сфере гуманитарного права.

Что касается ответственности, то, безусловно, все, кто совершал военные преступления, понесут заслуженное наказание. Этим займется соответствующий трибунал, который планируется организовать на территории ДНР. Соответствующие компетентные органы и структуры Республики могут дать дополнительную информацию на этот счет.

Назад к оглавлению

Вопрос: Москва заявила, что изучает итальянскую инициативу, первый пункт которой – немедленное прекращение огня, постепенная отмена санкций, а затем обсуждение положения Донбасса и Крыма в конце. Как Вы считаете, данные условия приемлемы для российской стороны?

Ответ: За эти дни поступило много вопросов от итальянских журналистов. На этот счет мне было перед ними даже неловко. Обычно я оперативно комментирую и даю справочную информацию, отвечаю на их вопросы. В данном случае (Вы не поверите) этот «план» не был нам передан. В это невозможно поверить, но это действительно так. У нас только есть информация из СМИ о некоем «плане», направленном Министром иностранных дел Италии Л.Ди Майо в ООН. Все данные на этот счет мы получили только из СМИ. Наши эксперты изучили имеющиеся публикации на этот счет и пока можем ограничиться лишь некоторыми комментариями.

Никто из МИД Италии не передавал нам «план». Само появление инициативы, о которой мы читали в СМИ подтверждает тот факт, что в Риме, наверное, начинают задумываться об удручающих последствиях военного психоза, вызванного реакцией Запада на специальную военную операцию России на Украине, и, видимо, пытаются предпринять робкие попытки предложить некие альтернативы нынешней эскалации, грозящей перерасти в полномасштабный военный конфликт России с НАТО.

Невозможно одной рукой снабжать неонацистов на Украине оружием, а другой – придумывать планы по «спасению ситуации». Это взаимоисключающие вещи. Если исходить из того, что пишут СМИ (а других источников у нас нет), то содержащиеся в анонсированном «плане Л.Ди Майо» предложения настолько оторваны от реальности, что их сложно воспринимать всерьез. Вызывает удивление предположение, что Москву в принципе могли бы заинтересовать «мирные» инициативы, которые во главу угла ставят логику дальнейшего ужесточения санкций против России и продолжения военной поддержки киевского режима. При этом авторы документа ни слова не говорят (как следует из СМИ) о прекращении поставок оружия Украине, без чего невозможно достичь мирного урегулирования. Это очевидно любому начинающему даже не дипломату, а стажеру.

Очевидно несостоятельной представляется увязка решения украинского кризиса с перспективой вступления Украины в Евросоюз, руководство которого в последние месяцы выступает с позиций похлеще НАТО – разжигателя войны, прибегает к безответственной риторике, вплоть до заявлений о безальтернативности достижения «победы Украины» силовым путем. Это не тот самый Евросоюз, каким его задумали отцы-основатели, а новый сформировавшийся «субъект» под вывеской «Евросоюза», заявляющий вещи, не относящиеся ни к компетенции, ни к профилю, ни к содержанию работы Европейского Союза, но при этом являющийся агрессивным и воинственным.

Евросоюз на глазах перевоплощается из экономического объединения в альянс с военной составляющей, заточенной на обслуживание интересов НАТО, агрессивно продвигает философию мнимого «западного превосходства» и перечеркивает все свои пацифистские основы, финансируя поставки летального оружия Киева через «Европейский фонд мира». По сути, ЕС превращается в филиал натовского блока с центром управления в Вашингтоне.

Хотела бы напомнить, что Россия с самого начала поддержала переговорный процесс с Киевом. Однако именно киевский режим, которым активно манипулирует Запад, включая Евросоюз, заморозил переговорный процесс. И на этом фоне появляется какой-то «план». Мы по-прежнему ожидаем реакции на направленный нами украинской стороне документ от 15 апреля с.г. И ожидаем не в состоянии «позвони нам, позвони». Отнюдь. Но раз этот процесс был инициирован киевским режимом и они направляли нам свои предложения. Мы на них ответили. Наверное, что-то и должно у них «вызреть», или они должны заявить о том, что прекращают этот процесс. Должна быть какая-то определенность с украинской стороны.

Собственно говоря, именно такой тактики они и придерживались все восемь лет. Это нужно понять и тем, кто пишет «планы», и тем, кто поставляет оружие, и тем, кто озабочен этой проблемой. Нужно понять одно: киевский режим использовал ту же тактику на протяжении восьми лет тогда, когда были все возможности для реализации не теоретически возможных планов, которые никто не видел, но которые куда-то переданы, а утвержденных в виде резолюции Советом Безопасности ООН Минских договоренностей. Тактика была та же: то подписывают, то принимают, то отказываются, то делают вид, что выполнили, то говорят, что не понимают, что там написано. Вот так это всё развивалось. Это тоже нужно принимать во внимание.

В целом, как представляется, «итальянский план» может служить примером «кабинетного теоретизирования» (т.е. мысли есть, на практике они никогда не проверялись, связи с ситуацией на месте тоже нет, а какое-то движение необходимо). Это слабо соотносится с объективной реальностью.

Не знаю, чем была вызвана эта инициатива. Возможно, представители итальянской власти, занимавшиеся выработкой этого «документа», ориентируются на картинку, которую им постоянно демонстрируют их СМИ или находятся в «диалоге с телевизором». Не могу сказать. Но такое отношение не дает истинного представления о реальных событиях на Украине. Возможно, они исходят из того, что российская сторона «ухватится» за любое западное предложение, каким бы абсурдным оно ни было. Тогда они вообще ничего не понимают о сложившейся ситуации.

Что касается выработки долгосрочной концепции европейской безопасности, хотела бы подчеркнуть, что соответствующие российские предложения направлялись нашим западным партнерам еще в прошлом году.

Будем готовы официально отреагировать на некий «план Ди Майо», если нам его должным образом направят после многих дней откровенного пиара в медийном пространстве. Еще раз подчеркну, чтобы ни у кого никаких сомнений не осталось: мы его не получали. Может его вообще нет. Нам об этом неизвестно.

Назад к оглавлению

Вопрос: Как Вы считаете, достаточно ли дойти до административной границы Донбасса 2014 года, чтобы завершить военную операцию или есть ещё цели?

Ответ: Цели и задачи специальной военной операции были сформулированы и озвучены российским руководством. Исходите их них.

Назад к оглавлению

Вопрос: Прокомментируйте, пожалуйста, слова Премьер-министра Сербии А.Брнабич, заявившей 23 мая с.г. следующее: «Россия сегодня делает то, что некоторые другие страны сделали с Сербией в 1999 и 2008 году. Используют такие же фразы, то, что они должны были напасть, чтобы остановить возможный геноцид».

Ответ: Подобные оценки неуместны.

Мне кажется после того, как я ответила на Ваш вопрос, думаю, у Вас есть ряд вопросов к той стороне, которая это озвучивает.

Назад к оглавлению

Вопрос: Президент Польши А.Дуда и Президент Украины В.А.Зеленский в Раде говорили о прозрачной границе, других мерах взаимодействия Киева и Варшавы. Похоже, что киевская власть готова «сдать» часть Украины под контроль Польши. Не означает ли это подготовку к «заходу» на территорию Украины польских вооруженных сил? Какой может быть реакция России?

Ответ: Это киевский режим. Власть – это нечто так или иначе связанное с интересами страны. Вот несколько фактологических примеров.

В ходе выступлений по случаю Дня польской диаспоры и Дня конституции 3 мая с.г. польский президент А.Дуда заявил, что «один из народов Речи Посполитой сегодня защищает свое государство» и об отсутствии в будущем границы между Польшей и Украиной. Понятно, о чем идет речь. Эти слова служат косвенным подтверждением недавней идеи Польши направить свою «миротворческую миссию» на Украину для проработки Польшей плана установления контроля над своими «историческими владениями».

Вопрос к этому киевскому режиму. Вы последнее-то соберите, поймите, что Вы со страной сделали. Вы продолжаете врать своему народу. Вы отдаете куски своей страны под видом чего угодно. Это так. Этот киевский режим разрушает до основания государство, Украину. Да, в историческом контексте этого государства не было. Оно одно из самых молодых. Но существовало и было признано международным сообществом. Я, наверное, последний (или предпоследний в этой жизни) человек, который будет «подыгрывать» киевскому режиму, но хочется спросить – где все люди, которые хоть как-то могут повлиять на эту ситуацию? Имею в виду граждан Украины, проявляющих какой-то невиданный украинский патриотизм. Вы вообще понимаете, куда Вас ведет этот режим и что он делает со страной? Сейчас полностью открыты не то, что границы, а все «шлюзы».

Важная деталь. Это что, первый сигнал в данном направлении со стороны Варшавы? Нет, конечно. Достаточно вспомнить разработку поляками в рамках подготовки к празднованию в 2018 г. 100-летия государственной независимости бланка национального польского загранпаспорта с изображениями (уверена, что широкая аудитория на той же Украине не знает этого) отнюдь не польских Львова и Вильнюса, или заказанный тогда же властями граничащего с Украиной Подкарпатского воеводства поезд, украшенный, помимо изображения Ю.Пилсудского и сцен войны 1919-1921 гг., очертанием границ II Речи Посполитой, включавших земли Западной Украины. Тогда такая «отсылка к истории» вызвала скандал в соцсетях и возмущение определенных частей украинской общественности. Но, в основном, так себе отреагировали. Никто не задавал никаких вопросов.

Нельзя исключить, что Варшава вынашивает планы по «ползучей экспансии» на территорию соседнего государства. Факты говорят об этом. Увязка со специальной военной операцией России в данном случае – не более, чем предлог. Это вопросы к киевскому режиму, которые украинские граждане должны ему адресовать. Нельзя больше этого не видеть. Идёт «поглощение» территории Украины польскими властями, гражданами, силовыми структурами. Эти планы не просто имеют отдельные иллюстрации, а представляют собой цельную картину.

Назад к оглавлению

Вопрос: Президент Украины В.А.Зеленский подписал закон о конфискации имущества и активов лиц, поддерживающих специальную военную операцию. Активы частных лиц и организаций из Российской Федерации заморозила Япония. Литва, Словакия, Латвия и Эстония вообще призывают к их конфискации в пользу Украины.

Что дал Указ Президента России от 3 мая с.г. в отношении конкретных стран и их граждан, например, Японии? Возможна ли национализация «недружественной» собственности?

Ответ: Что касается вопроса национализации, то это не компетенция Министерства иностранных дел.

Конфискация частной собственности у лиц за их политические или иные убеждения является вопиющим нарушением принципов демократии и рыночной экономики, т.е. всех фундаментальных ценностей и подходов Запада, на который Украина пытается равняться. Нам уже хорошо знакомы различные провокационные выпады киевского режима, поэтому удивляемся лишь тому, как украинцы упустили возможность выступить первыми с подобной инициативой.

По принадлежащим Российской Федерации активам, которые в настоящее время заблокированы на зарубежных счетах, неоднократно подчеркивали, что считаем их «заморозку» нелегитимной, нарушающей все принципы и нормы международного права и непредвзятого функционирования глобальной финансовой системы и разрушительными. Потому что, безусловно, это начало разрушения глобальной финансовой системы мира. Подобные действия стран Запада могут быть интерпретированы нами как вопиющее посягательство на суверенную собственность и банальное, неприкрытое воровство одной группой государств сбережений другого. Это касается не только межгосударственных отношений, но и частных.

Это очередной повод всему миру задуматься о надежности доллара США или евро в качестве резервных валют и основных средств внешних расчетов, о способности мировых грандов в виде США и ЕС (коллективного ЕС или еврограндов) что-либо кому-либо гарантировать, задуматься о беспристрастности и устойчивости текущего глобального финансового порядка, насаждаемого странами Запада. В основе этого порядка, который предлагался всему миру в качестве безальтернативной ценности, лежали базовые принципы: уважение и неприкосновенность частной собственности, свобода слова, либеральные начала экономических отношений. Это всё рухнуло. Этого больше нет. Это уже не односторонние санкции, а пиратство XXI века.

Какое-либо использование средств как российского государства, так и его граждан без согласия законных владельцев будет трактоваться нами как неправомерный и демонстративно недружественный выпад конкретной страны и ее властных структур, дающий нам право на адекватные ответные действия.

Отказ Запада от взаимодействия исключительно в правовом поле и дальнейшее усугубление ситуации с доступом государств и отдельных лиц к принадлежащим им активам лишь создаст крайне опасный прецедент для всех участников Бреттон-Вудской системы. Это означало бы, что суверенный статус тех или иных активов теперь не гарантирован и всегда может быть пересмотрен отдельными пользующимися своими «привилегированными» позициями игроками при изменении геополитической конъюнктуры.

Назад к оглавлению

Вопрос: Российский дипломат постоянного представительства России при ООН в Женеве Б.Бондарев недавно подал в отставку из-за несогласия с нынешней политикой российского правительства, заявив: «МИД России – это не про дипломатию. Это про воинственность, ложь и ненависть». Что Вы думаете по этому поводу?

Ответ: Вы знаете, как зовут нынешнего Посла Российской Федерации в Перу и предыдущего?

Вопрос: Если не ошибаюсь, это мистер Игорь Романченко. Тем не менее, я хочу вернуться к своему вопросу и получить на него ответ.

Ответ: Понимаю. Действительно к нам можно подключиться на брифинге и каждую неделю комментировать двустороннюю и международную повестку. Аккредитация у нас абсолютно свободная.

Я Вас ни разу не видела ни по одному вопросу, представляющему серьезный интерес для двусторонних отношений или в связи с международной повесткой дня. Вы никогда не просили меня прокомментировать заявления Посла России в Перу И.В.Романченко или его предшественника А.А.Гуськова. Вы не считаете их заслуживающими Вашего внимания? Мне кажется, что как раз в первую очередь надо ориентироваться на людей, которые формируют и реализуют внешнеполитический курс нашей страны в контексте двусторонних отношений с Перу. Но Вам это никогда не интересно.

На то, что Вы сказали, не считаю нужным вообще никак реагировать в принципе. Это глупость и это неинтересно.

Назад к оглавлению

Вопрос: Российская и европейская дипломатия переживают не лучшие свои времена, происходит взаимная высылка дипломатов. Какова позиция МИД России по данному вопросу? Какое будущее у дипломатии между Россией и Европой?

Ответ: У нас было много материалов и заявлений на этот счет, сделанных Министром иностранных дел С.В.Лавровым. С удовольствием представлю Вам ссылки (1,2) на развернутые материалы по данной теме.

Как мы будем выстраивать отношения с Европой? Наверное, начнем с того, что Европа и ЕС – это не одно и то же. Россия –  тоже Европа. Целый ряд стран, который входит в СНГ – это тоже Европа.

Второй вопрос, я так понимаю, связан именно с нашими отношениями с Евросоюзом. Мы изначально были настроены на углубление интеграции со странами ЕС (в экономической, финансовой, гуманитарной сфере), как со странами, в их национальном качестве, так и с ЕС как с объединением. Делали всё для того, чтобы не просто заключать какие-то декларации, договоры, правовые документы, но для того, чтобы наполнять наше взаимодействие конкретным смыслом и делать его эффективным. Вырабатывали соглашение, (например, об облегчении визового режима), проводили форумы по взаимным инвестициям, занимались вопросами общеевропейской безопасности, сотрудничали, взаимодействовали по-разному на международных площадках.

К сожалению, по большинству вопросов, представлявших взаимный интерес, наши евросоюзовские партнеры не выдержали натиска со стороны Вашингтона. Тот, видимо, считал для себя крайне опасным углубление связей Москвы и Брюсселя. Это очевидно. Все первые серьезные полномасштабные санкции ЕС в отношении России, которые были приняты после 2014 г., принимались под напором, нажимом и давлением США. Сам Евросоюз не собирался принимать антироссийские санкции. Но в Вашингтоне заняли жесткую позицию. В 2014 г. США не приняли санкции такого рода в отношении России, но заставили Европейский Союз их ввести. Тем не менее, после 2014 г., мы продолжили выстраивать отношения с Европейским Союзом.

Приведу пример энергетического партнёрства. Мы поставляли и продолжаем поставлять газ в страны Евросоюза. Строили совместно трубопроводы, имею в виду как частный бизнес, так и государственную поддержку. Это было обоюдовыгодно. Существовала договорно-правовая база, реализовывалась на практике, приносила дивиденды и т.д. Но США много лет (как минимум последние пять лет) в ручном режиме заставляли страны ЕС отказаться от энергетического партнёрства с нашей страной. Угрожали введением санкций в отношении конкретных стран (в частности, Германии и некоторых других). Делали всё, используя свои возможности для того, чтобы сорвать все энергетические проекты.

Если говорить кратко, то мы никогда в нашем дуэте с ЕС не оставались вдвоем. Всегда присутствовал кто-то третий. Это – Вашингтон, довлевший над странами ЕС и над самим Евросоюзом как над организацией, заставляя выстраивать отношения с Россией не такие, какие были бы выгодны европейцам, а лишь выгодные Вашингтону. К сожалению, страны ЕС (даже являющиеся странами с длительной историей государственности) поддались этому давлению и некоторым образом утратили полноту своего суверенитета и независимости.

Как будут выстраиваться отношения сейчас? Думаю, нужно спросить у стран Евросоюза. Мы сделали свой вывод из всей ситуации последних лет. Поняли, что страны ЕС, само объединение, не являются самостоятельными в принятии важных для себя решений. Наши европейские есовские «партнёры» (мы считали, что они партнёры) не являются надежными. Все договоренности и все переговорные процессы проходили не в пользу наших отношений, а под давлением и в интересах третьей стороны.

Мы можем вести долгий политологический разговор, но у нас не тот формат. С удовольствием разовью эту тему более подробно в ходе интервью Вам.

Назад к оглавлению

Вопрос: СМИ сообщают, что ВОЗ и Красный Крест перестали поставлять в ДНР и ЛНР лекарства, в том числе для больных диабетом и ВИЧ/СПИДом. Как Вы оцениваете данное решение? Не считаете ли, что таким образом мировые организации признаются в своей политизированности?

Ответ: Видела эти сообщения. Сейчас наши эксперты перепроверяют, как обстоят дела на самом деле.

Россия на протяжении восьми лет оказывала поддержку населению ДНР и ЛНР, в том числе путем поставок различных медикаментов и предоставления помощи в сфере охраны здоровья. Сейчас объемы такого содействия значительно увеличены.

Что касается политизированности международных организаций. Такая тенденция налицо. Она очевидна. Её задает определенная группа западных стран.

Что такое межправительственная организация? Это объединение государств, заинтересованных в международном взаимодействии по определенному направлению. В таких структурах почти одинаковый членский состав. Раз уж «группа» западных государств взяла курс на политизацию, увы, проблема затронет все международные структуры вне зависимости от их профиля. Движение задано, позиция не согласована. Они, видимо, формируют ее в каком-то едином центре. Потом она доводится до всех представителей этих коллективных объединений.

Видим как этой международно-политической «болезни» стали подвержены многие организации. К сожалению, её рост не замедляется. Это касается экономики, спорта, туризма, культуры, здравоохранения. Нужно прилагать усилия для того, чтобы международное сообщество выработало «иммунитет», который не позволял бы таким образом разрушать международную повестку, помогал бы оставаться приверженным правовым основам, лежащим в основе действий этих организаций. Ведем работу с партнерами, разъясняем свою позицию, которая заключается в губительности для всего человечества политизации глобальной повестки.

Назад к оглавлению

Вопрос: Вчера состоялось первое заседание двусторонней Комиссии по делимитации границы Армении и Азербайджана. Как Россия оценивает факт проведения такого заседания? Какую помощь будет оказывать Россия сторонам в этой работе? Будут ли использоваться советские карты?

Ответ: Как мы неоднократно говорили, Россия готова оказывать консультативное содействие в работе двусторонней Комиссии по делимитации азербайджано-армянской границы. Это зафиксировано в Заявлении лидеров России, Азербайджана и Армении по итогам Сочинского саммита 26 ноября 2021 г., а также переподтверждено в ходе недавних контактов с партнерами на высшем и высоком уровнях.

Россия обладает уникальным экспертным потенциалом в области делимитации и урегулирования пограничных споров на постсоветском пространстве. В нашем распоряжении имеются необходимые картографические материалы. Будем рады поделиться своими опытом и наработками с армянскими и азербайджанскими друзьями в рамках деятельности Комиссии. Команда российских экспертов для оказания консультативного содействия уже сформирована.

Назад к оглавлению

Вопрос: Многие регионы в мире становятся полем противостояния Москвы и Запада. Сейчас это перешло и на вопрос карабахского урегулирования. Европейский союз пытается зафиксировать за собой роль главного модератора мирного процесса между Арменией и Азербайджаном. Тому подтверждение – прошедшие в Брюсселе переговоры лидеров Азербайджана и Армении с главой ЕС. В частности, запуск процессов, о которых стороны договаривались с Москвой, происходит сейчас при посредничестве Брюсселя. Эксперты отмечают, что России необходимо принимать меры для сохранения своего влияния в регионе. Как Москва оценивает такое положение дел? И какие меры собирается принимать для того, чтобы напомнить о своей ключевой роли в переговорном процессе? 

Ответ: Напомню, что стратегическая цель России – превращение Южного Кавказа в зону стабильности и процветания, содействие этому процессу. Одна из ключевых задач на этом пути комплексная нормализация отношений Баку и Еревана, установление прочного мира. Основу усилий на данном направлении составляют трехсторонние договоренности лидеров от
9 ноября 2020 г., 11 января и 26 ноября 2021 г.которые последовательно выполняются. Россия оказывает всесторонне содействие азербайджанским и армянским партнерам на всех треках, включая разблокирование транспортных связей, делимитацию границы, налаживание общественного диалога и разработку мирного договора.

Мы видим упорные попытки ЕС вклиниться в процесс реализации трехсторонних договоренностей на высшем уровне. Рассчитываем, что Брюссель будет помогать их реализовывать, а не пытаться вести геополитические игры.

Назад к оглавлению

Вопрос: Министр иностранных дел КНР Ван И на онлайн-встрече глав внешнеполитических ведомств БРИКС предложил начать процесс расширения объединения. Он считает, что это поможет повысить влияние клуба, а также внести вклад в поддержание мира. Как Москва оценивает такое предложение? Какие страны могут быть в числе потенциальных кандидатов?

Ответ: Вопросы наращивания сотрудничества БРИКС с развивающимися странами и государствами с формирующимся рынком, в том числе посредством механизмов партнерства «аутрич»/«БРИКС плюс», то есть диалоговый механизм взаимодействия расширения «пятерки» неизменно находятся в поле пристального внимания объединения. В той или иной форме эта тема затрагивается на саммитах, совещаниях министров иностранных дел. В текущем году китайское председательство БРИКС предложило активизировать эту работу. Мы такую инициативу поддерживаем.

Тема расширения объемная и многоплановая. Не такая простая, как кажется. Предстоит определиться по ключевым параметрам такого процесса. Необходимо выстроить внутрибриксовский консенсус по стандартам, критериям и собственно процедуре присоединения новых участников. Все это требует вдумчивой деликатной внутренней работы «пятерки». Сейчас было бы преждевременно раскрывать ее детали, в том числе называть потенциальных кандидатов. Внутри формата должны произойти и рабочий процесс, и согласие.

Одновременно не меньшего внимания заслуживает укрепление формата «аутрич»/«БРИКС плюс» как механизма постоянного диалога нашего объединения с развивающимися странами и государствами с формирующимся рынком. Положительно оцениваем распространение подобной практики не только на саммиты, но и на другие мероприятия БРИКС. В частности, отмечаем интересные и плодотворные дискуссии 19 мая с.г. на заседании сегмента «БРИКС плюс», состоявшегося впервые в рамках совещания министров иностранных дел стран объединения.

Назад к оглавлению

Вопрос: МИД России сообщил о начале разработки новой концепции внешней политики России в радикально изменившихся геополитических реалиях.

Будут ли учитываться какие-либо идеи и пожелания от соотечественников, проживающих за границей? Все же их десятки миллионов и они, ежедневно входя в соприкосновение с западным обществом, подчас могут дать ценные идеи. Ни в коем случае не хочу принизить роль наших официальных заграничных учреждений – они мужественно защищают интересы России и это показали наши героические послы в Польше, Словакии и других странах. Однако опыт соотечественников имеет ту ценность, что

– соотечественники  десятки лет живут в различных странах и подчас хорошо видят динамику и логику развития событий за последние 20-30 лет;

– они входят в неформальные связи и контакты с местным населением и видят другую сторону жизни многих стран и народов, что не всегда видно на официальном уровне;

– они фиксируют определенные изменения в настроении тех граждан в других странах, которые на выборах и формируют руководство своих стран.

Ответ: Действительно в соответствии с поручениями Президента России в настоящее время разрабатывается новая редакция Концепции внешней политики Российской Федерации. Это аналитическая работа целого ряда ведомств.

Если у Вас есть то, что Вы считаете важным для отражения в данном документе, то можете нам направить конкретные предложения от Вашего имени, от имени группы или ассоциаций соотечественников. Мы с удовольствием примем Ваши предложения и передадим их разработчикам Концепции для возможного учета.

Назад к оглавлению

Вопрос: Поскольку ситуация с ковидом улучшилась, может быть можно было бы для тех журналистов, кто находится в Москве, делать очные брифинги? Хотелось бы Вас видеть и общаться.

Ответ: Подумаю на эту тему и вернусь к Вам с ответом на Ваше предложение.

Хотя подобный формат Вам экономит массу времени. Не все же находятся в паре остановок от пресс-центра МИД. Кто-то живет в других частях Москвы или вообще за рубежом.

Работаем в таком режиме из-за большого количества информации и их источников. Такая форма, по нашему мнению, давала всем возможность экономить время.

Посмотрим. Может быть, устроим в гибридном формате.

Назад к оглавлению

Источник: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1814705/

Share.

Leave A Reply