Saturday, April 20

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова по итогам переговоров с Заместителем Премьер-министра – Министром иностранных дел Республики Казахстан М.Б.Тлеуберди, Москва, 22 апреля 2022 года

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Уважаемые дамы и господа,

Мы провели конструктивные, доверительные и полезные переговоры.

Для наших государств текущий год особенный. В октябре будем отмечать 30-летие установления дипломатических отношений. За этот период Россия и Казахстан вывели двусторонние связи на уровень союзничества и стратегического партнерства. Традиционные узы добрососедства и взаимопомощи дополняются привилегированным сотрудничеством в торгово-экономической, культурно-гуманитарной, военной и военно-технической областях. Подписанный только что план совместных мероприятий, посвящен нашему общему юбилею, но нацелен на практические дела, которые идут в русле выполнения договорённостей, достигнутых между нашими президентами, согласованные 10 февраля 2022 г. в ходе визита Президента Казахстана К.-Ж.К.Токаевым в Российскую Федерацию.

Будем уделять приоритетное внимание расширению договорно-правовой базы двусторонних отношений. Практические проекты осуществляются быстро и требуют договорного подкрепления, чем и занимаются наши соответствующие министерства и ведомства.

Подтвердили, что мы ждем Президента Казахстана К.-Ж.К.Токаева на Петербургском международном экономическом форуме (в июне 2022 г.) и Форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана (осенью 2022 г., г. Оренбург). 73 региона из 85 Российской Федерации активнейшим образом участвуют в реализации совместных проектов с партнёрами в Казахстане.

Констатировали продолжающийся рост объемов взаимной торговли. В 2021 г. достигнут рекордный показатель товарооборота, превысивший отметку в 25 млрд долл. Значительно выросли взаимные поставки. Видим в этом подтверждение обоюдовыгодного характера нашего взаимодействия. Намерены работать над сохранением позитивной динамики. Соответствующие министерства и ведомства сообщают, что все намеченные проекты будут реализованы без изменений и в срок.

Дали высокую оценку гуманитарным связям. В числе положительных примеров отметили Соглашение о создании и функционировании филиалов вузов двух стран на территории друг друга, подписанное «на полях» визита Председателя Правительства Российской Федерации М.В.Мишустина в Нур-Султан в феврале с.г. Во исполнение этой договоренности в качестве ближайшего шага планируем открыть в Казахстане филиалы МИФИ и РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина.

Приветствуем усилия казахстанского руководства по поддержанию межнационального согласия, обеспечению равенства прав и свобод всех граждан. Совместно с казахстанскими друзьями намерены купировать любые провокационные заходы, направленные на расшатывание объединяющих наши народы всеохватных дружеских связей. Договорились активизировать работу Совместной рабочей группы историков России и Казахстана.

Подробно, доверительно, в товарищеском ключе обменялись оценками по наиболее актуальным международным проблемам. У нас общее мнение, что российско-казахстанское союзничество служит весомым фактором поддержания стабильности в Центральной Азии и на евразийском континенте. Большое внимание уделили перспективам взаимодействия по линии таких интеграционных объединений, как ЕАЭС, ОДКБ, СНГ, ШОС и Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Это инициатива первого президента Казахстана, которая последовательно реализуется и сейчас может обрести новое дыхание. Со своей стороны выразили поддержку России обозначенных казахстанским председательством в СНГ приоритетов в экономической и гуманитарной сферах, а также в области безопасности.

Договорились продолжать и активизировать подготовку к Шестому Каспийскому саммиту. Он должен состояться в Туркменистане. Окажем вместе с казахстанскими друзьями хозяевам Туркменистана самое активное и всемерное содействие в том, чтобы саммит был успешным и завершился принятием значимых договорённостей, над которыми сейчас прикаспийские государства работают.

В контексте региональной безопасности затронули тему Афганистана. Сегодня её обсуждали в первой половине дня на видеоконференции в формате «ЦА5 + Россия». Сложная обстановка в этом государстве (имею в виду Афганистан) оказывает влияние на положение во всём регионе. Январские события в Казахстане наглядно продемонстрировали, насколько важна совместная борьба с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и трансграничной, организованной преступностью.

На встрече «ЦА5 + Россия» и сегодня на переговорах рассмотрели ситуацию на Украине и вокруг нее. Подробно проинформировал и коллег о ходе специальной военной операции, направленной на защиту жителей Донбасса, демилитаризацию и денацификацию Украины. Поделились оценками медленного продвижения российско-украинских переговоров.

Нет сомнений, что наши союзники, стратегические партнёры в Центральной Азии чётко понимают глубинные причины происходящего в Европе и в Евро-Атлантике, Евразии, равно как и понимают геополитическое измерение нынешней ситуации.

Удовлетворены итогами переговоров. Договорились поддерживать тесные контакты. В 2022 г. будет немало возможностей общаться и продолжать диалог, приносящий значимые и практические результаты.

Вопрос: Каким Россия видит будущее ЕАЭС в условиях санкционного давления? Как это повлияет на торгово-экономические отношения?

С.В.Лавров: Вопрос не в том, как российская сторона видит будущее ЕАЭС, а в том, как все страны-члены объединения намерены развивать и углублять в этих рамках стратегическое партнерство. Санкции были введены западными партнерами незаконно, нелегитимно, в беспрецедентном масштабе. Они увидели, что провалились их планы по превращению Украины в плацдарм для агрессивного, силового сдерживания России.

Действия западных коллег показывают их полное пренебрежение принципами и нормами, которые они сами закладывали в основу нынешней модели глобализации, в том числе в рамках ВТО, МВФ, Всемирного банка и т.д. Любому непредвзятому наблюдателю очевидны несостоятельность и недоговороспособность западных партнеров, в одночасье разорвавших свои «ценности», на основе которых они убеждали весь остальной мир подключаться к процессам глобализации.

Общаюсь с коллегами в рамках ЕАЭС и в других объединениях Латинской Америки, арабских стран. Во всех частях мира начинают задумываться, как сделать, чтобы «прихоти» западного мира, объединившегося в рамках концепции однополярности под «зонтиком» США, в будущем не влияли на объективные процессы, развивающиеся в том или ином регионе; чтобы Запад не пытался использовать преимущественное влияние, созданное в контексте продвижения концепции глобализации на универсальных принципах, для того, чтобы злоупотреблять своим положением в международных делах.

Пример злоупотребления, например, долларом у всех на слуху, наблюдается несколько лет. Независимо от того, что сейчас происходит, уже не первый год многие страны, в том числе Россия с партнерами в ЕАЭС и с другими ключевыми торговыми и экономическими союзниками, занимаются диверсификацией механизмов и методов ведения финансовых отношений, переходом на национальные валюты во взаимных расчетах, использованием национальных систем передач финансовых сообщений. Это создает страховочную «сетку» от «причуд», характерных для поведения нынешнего «коллективного Запада».

Что касается ЕАЭС, то в последние месяцы на уровне вице-премьеров было несколько заседаний, специально посвященных вопросам продолжения интеграционных планов в новых условиях. Нам нужно гораздо больше полагаться на себя и на надежных партнеров из других регионов, таких как КНР. У ЕАЭС есть Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем. Сопрягаются процессы евразийской интеграции с китайским проектом «Один пояс, один путь». К этим тенденциям подключаются и другие коллеги в Азии, в том числе в Юго-Восточной.

Развивается интенсивное сотрудничество с Индией, в том числе по созданию транспортных коридоров, которые будут выгодны для членов ЕАЭС.

В рамках СНГ (где действует зона свободной торговли) тоже налажены процессы по рассмотрению путей продолжения нашего продуктивного сотрудничества в условиях, когда дискриминационные меры применяются для того, чтобы его затормозить.

Будущее у ЕАЭС есть. Все страны-члены занимаются тем, чтобы оно было светлым.

Вопрос: Казахстан успешно зарекомендовал себя местом проведения переговоров по сирийскому урегулированию. Рассматривает ли Россия эту площадку для российско-украинских переговоров?

С.В.Лавров: Основные переговоры по сирийскому урегулированию – Женевский процесс – идут в соответственно в Женеве. Астанинская «тройка» традиционно проводит свои мероприятия с участием правительственной и оппозиционной делегаций, стран-наблюдателей на территории дружественного и гостеприимного Казахстана. Будем продолжать эту традицию.

Я бы говорил не про «площадки» для российско-украинских переговоров, а про то, как Украина относится к этим возможностям. Странно каждый день слышать заявления украинских представителей разного «сорта», включая Президента В.А.Зеленского и его советников, которые наводят на мысль, что переговоры им совсем не нужны. Они смирились со своей судьбой.

Вопрос: Обсуждалась ли на переговорах деятельность биолабораторий в Казахстане и решение тех проблем в банковской сфере, с которыми сейчас в Казахстане сталкиваются многие российские компании?

С.В.Лавров: Мы обсуждали наше сотрудничество в сфере биологической безопасности. Сейчас завершаем подготовку двустороннего меморандума. За последний год были приняты соответствующие заявления и документы по этой теме: по проблеме биологической безопасности, по вопросам укрепления конвенции по запрещению биологического и токсинного оружия на уровне глав государств ОДКБ и на уровне министров ОДКБ и СНГ.

Что касается вопросов, связанных с деятельностью российских банков в Казахстане, этот вопрос тоже затрагивали. М.Б.Тлеуберди его сейчас прокомментирует.

Вопрос: Долгое время в российских СМИ причиной оттока русскоязычного населения из Казахстана называли притеснение по национальному признаку. Однако, с конца февраля с.г. после введения санкций из России в Казахстан уехали тысячи российских граждан. Судя по их отзывам, они чувствуют себя в Казахстане неплохо. Не кажется ли Вам проблема притеснений надуманной?

С.В.Лавров: Если мы будем определять наше отношение к развитию союзничества и стратегического партнерства на основе некоторых СМИ в России и в Казахстане, думаю, мы будем немного искажать реальную картину. Всегда есть желающие найти проблему там, где ее не существует. Либо сделать «из мухи слона».

У меня нет информации о количестве российских граждан, переехавших в последнее время в Казахстан. Тем более не знаком с их отзывами, ни с причинами, побудившими их уехать. Процесс идет абсолютно естественным образом. Мы братские страны. У нас нет никаких ограничений на перемещение наших граждан, которые, как и граждане Казахстана, вольны выбирать себе место жительства. В российской Конституции такое право гарантировано. Наши общие задачи (об этом говорили наши президенты 10 февраля с.г. в Кремле) сделать так, чтобы не было практически никакой разницы для российских граждан и казахстанцев, когда они находятся на территории одной или другой страны.

Развитие наших отношений в рамках ЕАЭС призвано сделать так, чтобы экономические и социальные условия к этому располагали. Именно в этом заключается задача, поставленная перед нами президентами.

Вопрос: Россия согласилась с тезисом, что Украине потребуются гарантии безопасности со стороны третьих стран, если она сама согласится закрепить нейтральный статус в своей конституции или международных документах. Какие страны Москва видит потенциальными гарантами безопасности для Украины и с какими ведет переговоры на этот счет?

С.В.Лавров: Мы ни с кем не ведем переговоров на эту тему.

Вели переговоры. Сейчас они застопорились. Семь дней назад очередное предложение переданное нами украинским переговорщикам, сформулированное с учетом поступивших на тот момент их комментариев, остается без ответа. Когда у Президента В.А.Зеленского спросили, как он относится к этому очередному варианту российских предложений, он сказал, что они ничего не получали. Не мне судить, насколько он владеет ситуацией, но это характеристика того, где находится этот процесс под названием «переговоры».

До настоящего момента мы вели переговоры с украинской стороной в двустороннем формате, и в этих рамках Украина согласилась обязаться быть нейтральной, внеблоковой, безъядерной страной при предоставлении гарантий безопасности международного характера. Это ровно то, о чем говорил Президент России В.В.Путин еще в начале с.г. на одной из своих встреч и пресс-конференций, с Президентом Э.Макроном, если не ошибаюсь. Он сказал, что расширение НАТО неприемлемо по принципиальным причинам, о чем всем хорошо известно, но мы готовы рассматривать гарантии безопасности для Украины, для европейских стран и для России в любом другом формате. Это было изначально нашей позицией, которой мы придерживались.

В ходе первых контактов украинцы в переговорном формате выступали за то, чтобы эти гарантии были предоставлены целой группой зарубежных стран. На бумаге они эти страны не перечисляли, но упоминали постоянных членов Совета Безопасности ООН, Турцию, Германию. Мы не против. Главное, что будет являть собой существо этих гарантий и чтобы эти гарантии, будучи приемлемыми для Украины, не создавали угроз для кого-нибудь еще.

Вопрос: 16 апреля с.г. Президент Украины В.А.Зеленский заявил, что откажется вести все переговоры с Россией, если украинские военные, националисты на заводе «Азовсталь» будут уничтожены. Буквально вчера Президент России В.В.Путин отменил решение о штурме территории завода. Означает ли это, что Россия согласилась с поставленными Киевом условиями? Как Москва впредь будет реагировать на такие ультиматумы?

С.В.Лавров: Мы не терпим никаких ультиматумов. Не могу квалифицировать каким-либо образом заявления Президента В.А.Зеленского. Не уверен, что он понимает, о чем идет речь.

Источник: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1810518/

Share.

Leave A Reply