Thursday, March 28

Комментарий специального представителя Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в области информационной безопасности, и.о. директора ДМИБ МИД России А.В.Крутских «Киберпространство: мир или война?» журналу «Ньюсуик», 22 марта 2022 года

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

 

Современная жизнь невозможна без информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Они определяют и наше благосостояние, и безопасность, и выживание. От них зависит, станем ли мы богаче или потеряем все наши накопления. Они трансграничны и практически всемогущи. В этой новой реальности главная задача не пугать друг друга, а попытаться договориться, пока не стало слишком поздно.

В последние годы в мире наблюдается откровенный разгул информпреступности. Хакерские группировки все чаще избирают мишенями для своей деятельности крупный бизнес, банковские и финансовые учреждения. Рушатся представления о традиционных принципах предпринимательства. Возрастающая с каждым днем зависимость человечества от ИКТ делает всех без исключения уязвимыми перед лицом угроз их злонамеренного использования. Дальнейший прогресс невозможен без обеспечения кибербезопасности.

Угрозы усугубляются фактором анонимности информационного пространства, поскольку она затрудняет определение источника вредоносной деятельности. Но изобретать врага мнимого значит не видеть врага настоящего. В таких условиях киберкриминал все чаще используется в качестве маскировки для атак на критическую инфраструктуру, подрыва политической и экономической обстановки внутри государств. Резкий срыв в работе электронных средств связи в сферах здравоохранения, водоснабжения, санитарии или энергетики соизмерим с чрезвычайной ситуацией, которая может привести к серьезным последствиям и даже потере человеческих жизней.

Опасно то, что экологическая, техногенная или социально-экономическая катастрофа глобального масштаба может быть спровоцирована в киберсфере политическим просчетом, неосторожностью или, как в свое время писал американский сенатор Дж.Уильям Фулбрайт, в силу «высокомерия власти».

Более того, кибератака, осуществлена ли она случайно или преднамеренно, в том числе под чужим флагом, способна привести к эскалации напряженности между государствами вплоть до полномасштабного столкновения. Таким образом, обеспечение международной информационной безопасности становится одним из ключевых факторов, оказывающих непосредственное воздействие на стратегическую стабильность. Именно в таком ключе эта проблематика обсуждалась в ходе российско-американского саммита в Женеве в июне 2021 г. Ни одно государство не способно самостоятельно оградить себя от всех этих угроз.

Россия давно настаивает на необходимости коллективных действий международного сообщества. Еще в 1998 г. наша страна инициировала на площадке ООН обсуждение вопросов информационной безопасности и предотвращения конфликтов в этой сфере. Формат дискуссии эволюционировал от узкой экспертной группы до полноценного переговорного процесса – своего рода кибер-Генассамблеи – созданной в 2018 г. по инициативе России Рабочей группы ООН открытого состава (РГОС). Цель наших усилий – сохранение киберпространства в качестве арены для диалога и сотрудничества, а не сведения счетов. Только так можно гарантировать безопасность конечных пользователей по всему миру. Государства должны играть лидирующую роль и иметь равные права в этом процессе.

Построение по-настоящему эффективной системы глобальной информационной безопасности возможно лишь на базе справедливого международно-правового режима. Действующих – на основе резолюций Генассамблеи ООН – добровольных и необязательных норм поведения недостаточно. Представьте себе, как бы выглядела наша повседневная жизнь без правил дорожного движения или если бы они не были обязательными к соблюдению? Сказать, что воцарился бы хаос, – ничего не сказать. Так же и в сфере использования ИКТ: в отсутствие международно-правового регулирования мы, по сути, движемся по минному полю.

Осознавая эту очевидную банальность, Россия с трибуны ООН первой призвала выработать всеобъемлющий кодекс поведения в киберпространстве. Необходимо зафиксировать перечень обязательств государств не использовать ИКТ в качестве оружия, механизма для наказания или вмешательства во внутренние дела. Настаиваем на том, чтобы ИКТ не применялись для подрыва критической инфраструктуры, подстрекательств к насилию, разжигания ненависти, осуществления, финансирования или сокрытия террористической, экстремистской и иной преступной деятельности.

Вне зависимости от геополитической обстановки Россия остается открытой к диалогу и сотрудничеству в сфере информбезопасности со всеми государствами, и США в этом смысле не исключение. Поскольку наши страны несут особую ответственность за поддержание глобального мира и безопасности, Россия предложила американским партнерам заложить основы двустороннего взаимодействия в киберсфере.

Впервые эта тематика была включена в Совместное заявление об общих вызовах безопасности на рубеже XXI века, подписанное президентами двух стран 2 сентября 1998 г. в Москве. В дальнейшем взаимодействие с Соединенными Штатами выстраивалось по-разному, но с нашим неизменным настроем на достижение практических результатов. 25 сентября 2020 г. Президент Российской Федерации В.В.Путин выступил с комплексной программой мер по восстановлению российско-американского сотрудничества в области международной информационной безопасности. Мы честно и прямо предложили американским партнерам предпринять конкретные шаги, которые способствовали бы укреплению безопасности и повышению доверия. Предметной реакции на наше предложение не последовало.

Непросто выстраивается наше взаимодействие и в многосторонних форматах. Но сколько ни пытались США заблокировать продвигаемые Россией переговоры по ИКТ-безопасности под эгидой ООН, эти усилия оказались напрасными. Так не лучше ли совместно интенсифицировать процесс, а не пытаться растащить его по разным окопам? Разве выиграла американская безопасность от того, что сейчас Вашингтон тормозит наше двустороннее общение? Ведь проблема общая, а опыт позитивного взаимодействия с Вашингтоном у нас был при всех администрациях. Недавний пример – женевские договоренности президентов В.В.Путина и Дж.Байдена, в развитие которых был запущен профильный экспертный диалог.

Перспективы же в глобальном формате у нас весьма широкие. Стоят задачи выработать правила ответственного поведения в информпространстве. Среди других целей – создать универсальную конвенцию о противодействии использованию ИКТ в преступных целях, гарантировать бесперебойное функционирование Интернета при сохранении естественного для государств суверенитета и равенства в управлении «Всемирной паутиной».

Безопасность в киберсфере требует международных договоренностей. Ставки слишком высоки, чтобы полагаться на игру без правил.

28 марта – 1 апреля в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке состоится вторая субстантивная сессия РГОС по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ и самих ИКТ 2021-2025. Рассчитываем на здравомыслие партнеров, которое станет залогом прагматичных и содержательных переговоров с делегациями всех государств-членов ООН. Этот настрой был закреплен в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН №76/19, разработанной совместными усилиями России и США и единогласно одобренной всем мировым сообществом. Насколько нам известно, такой же логики придерживаются и наши друзья из числа развивающихся стран.

Реальный кибермир невозможен без консенсуса. А последний недостижим, если пытаться получить военно-политические преимущества за счет безопасности других государств, полагаться на диктат силы или угрозу ее применения с целью лишения доступа отдельных стран к благам технического прогресса.

Источник: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1806093/

Share.

Leave A Reply