Вопрос: На пресс-конференции в январе с.г. Министр иностранных дел России С.В.Лавровзаявил о согласовании своего визита в Японию. После этого началась специальная военная операция на Украине, и внешнеполитическая ситуация радикально изменилась, но я верю, что политический диалог между Россией и Японией все еще важен и нужен. Продолжается ли подготовка визита главы МИД России в Японию? Вероятно, визит мог быть отложен или полностью отменен.
Ответ: С началом специальной военной операции на Украине официальный Токио активно включился в режиссируемую Западом русофобскую кампанию, открыто заявляет о том, что цель проводимого антироссийского курса – нанести максимальный ущерб нашей стране. Администрация Ф.Кисиды пошла на беспрецедентные для современных двусторонних отношений деструктивные шаги, разрушающие накопленные за долгие годы результаты взаимовыгодного сотрудничества. В таких условиях вести речь о диалоге на высоком уровне не приходится, поэтому вопросы организации соответствующих контактов с японской стороной нами не рассматриваются.
Вопрос: В связи с началом специальной военной операции на Украине Япония вместе со странами Запада ввела санкции против России. После этого Япония была внесена в список «недружественных государств». В свою очередь, МИД России в марте с.г. опубликовал заявление об отсутствии намерений в нынешних условиях «продолжать переговоры с Японией по мирному договору ввиду невозможности обсуждать подписание основополагающего документа о двусторонних отношениях с государством, занимающим откровенно недружественные позиции и стремящимся нанести ущерб интересам» России. Означает ли это заявление, что возможности вести переговоры по мирному договору в дальнейшем отсутствуют полностью? Или переговоры все же возможны, но только в случае изменения внешнеполитических условий, таких как снятие Токио санкций?
Ответ: Хотел бы сразу подчеркнуть, что российская сторона и ранее вела переговоры не о мирном договоре, а об отвечающем современным реалиям полноценном всеобъемлющем документе о мире, дружбе и добрососедстве, который был призван заложить основные направления ускоренного развития всего комплекса российско-японских связей, включая масштабное расширение торгово-экономического сотрудничества и кооперации в других практических областях, зафиксировать намерение сближать подходы по ключевым международным и региональным проблемам, а также гарантии неучастия в инициативах и шагах третьих стран, направленных против другой стороны.
Совершенно очевидно, что обсуждение такого документа с государством, которое перешло на откровенно недружественные позиции и позволяет себе прямые угрозы в адрес нашей страны, стало невозможным. Безусловно, нынешняя антироссийская линия Токио прямо проецируется на выстраивание дальнейших отношений с Японией, в том числе на долгосрочную перспективу.
Вопрос: Помимо приостановки переговоров по мирному договору с Японией в вышеупомянутом заявлении МИД России упоминается прекращение безвизовых обменов между Японией и южными Курильскими островами и облегченного режима посещения мест проживания бывшими японскими жителями южных Курил. Распространяется ли это заявление на гуманитарные визиты для посещения могил предков бывшими японскими жителями южных Курил?
Ответ: Исходя из гуманитарных соображений, формат поездок на основе межправительственной договоренности от 1986 г. на данном этапе пока сохраняется. Однако при его осуществлении – после полной нормализации эпидемической обстановки в России и Японии и восстановления полноценного сообщения между двумя странами – какие-либо льготы и упрощенные процедуры, в том числе введенные ранее в соответствии с другими двусторонними договоренностями, применяться не будут.
Вопрос: Японское правительство объявило о высылке восьми российских дипломатов. Ответит ли Россия на этот шаг высылкой восьми японских дипломатов из Москвы? Мне представляется, что это может привести к такому охлаждению российско-японских отношений, которого не было даже в советский период. Расскажите, как Россия оценивает политику кабинета Ф.Кисиды по отношению к России. Ранее Премьер-министр Ф.Кисида дважды проводил телефонные переговоры с Президентом Российской Федерации В.В.Путиным. Существует ли возможность их личной встречи?
Ответ: Высылка российских дипломатов – беспрецедентный враждебный шаг со стороны Токио. О наших контрмерах Вы уже знаете.
Вопрос: В отношениях России и Японии помимо территориального спора и вопроса рыбных ресурсов есть опыт сотрудничества в экономике и энергетике, а также культурные обмены и многое другое. Возможно ли в будущем сохранить российско-японские экономические связи? И будет ли необходимость Японии оплачивать в рублях закупки российского сжиженного газа?
Ответ: Всегда оставались и остаемся последовательными сторонниками комплексного развития российско-японских связей на основе добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества во всех областях, включая торгово-экономическую кооперацию, гуманитарные и культурные обмены. За время премьерства С.Абэ было накоплено немало позитива, подготовлены к реализации масштабные проекты. Однако правительство Ф.Кисиды, очевидно, в угоду Вашингтону решило присоединиться к деструктивным действиям Запада и взяло курс на тотальный демонтаж отношений по всем направлениям, в том числе отменило режим наиболее благоприятствуемой нации в отношении России, закрепленный в двустороннем Торговом договоре. При таком развитии событий трудно представить, какими будут российско-японские экономические связи. В санкционном запале Токио даже не понимает, что вводимые им незаконные меры по блокированию торговли с Россией бьют в конечном итоге и по японским производителям и потребителям.
Знаем о беспрецедентном политическом давлении на японские деловые круги. Уверены, что компаниям, которые несмотря ни на что продолжают работать в нашей стране, будут создаваться благоприятные условия. Для тех, кто временно приостановил свой бизнес и намерен вернуться, двери остаются открытыми. Тем же предпринимателям, которые приняли скоропалительное решение уйти, в дальнейшем будет крайне сложно восстановить утраченные здесь позиции. Оставленные ими экономические ниши будут заполняться другими инвесторами, в том числе иностранными. В целом же картина представляется очевидной: за последние три месяца Япония утратила имидж надежного и перспективного делового партнера.
Вопросы оплаты экспортируемого в Японию сжиженного природного газа не входят в компетенцию МИД. Вместе с тем хотел бы напомнить, что российская сторона неоднократно предлагала нарастить долю расчетов в национальных валютах во взаимной торговле. Во всяком случае, бесплатно российские полезные ископаемые поставляться не будут.
Вопрос: Проблема Украины относится к разряду вопросов обеспечения безопасности в Европе, однако в Азиатско-Тихоокеанском регионе существует собственная сфера безопасности. Япония углубляет сотрудничество с новыми организациями по безопасности в регионе, такими как австралийско-англо-американская AUKUS, а также QUAD, куда Япония входит вместе с Индией и Австралией. Остается ли в таких условиях возможность для российско-японских совместных усилий по обеспечению безопасности в АТР?
Ответ: На протяжении десятилетий в АТР формировалась многосторонняя система кооперации, ориентированная на укрепление региональной стабильности и безопасности, ключевым элементом которой стали механизмы, созданные АСЕАН (Региональный форум АСЕАН по безопасности, Совещание министров обороны АСЕАН, Восточноазиатский саммит и др.).
К сожалению, США при поддержке союзников, прежде всего Японии и Австралии, в последние годы взяли линию на отказ от сложившейся архитектуры равноправного взаимодействия в пользу расширенных блоковых форматов, ориентированных не на сотрудничество, а на обеспечение собственного единоличного доминирования через наращивание военно-силового компонента и агрессивное сдерживание развития любых полюсов формирующегося полицентричного мира. Именно под эти цели и создавались такие структуры, как QUAD и AUKUS.
Серьезно усложняет ситуацию в регионе и подтягивание в АТР евроатлантического фактора в лице НАТО. Эта линия получила свое закрепление на недавней встрече министров иностранных дел Североатлантического альянса, в которой приняли участие Япония, Республика Корея, Австралия и Новая Зеландия.
Нельзя не отметить целенаправленные шаги Токио по снижению дееспособности многосторонних механизмов взаимодействия в системе «АСЕАН плюс». На ее площадках отметаются любые, абсолютно неполитизированные предложения по развитию практического сотрудничества, которые могли бы способствовать деэскалации накопившейся в АТР напряженности. Япония – среди тех, кто пытается торпедировать конкретные общерегиональные проекты.
Таким образом, не видим с японской стороны реальных шагов, нацеленных на поддержку общерегиональных процессов взаимодействия. К сожалению, в настоящее время все усилия Токио брошены на альтернативные блоковые треки, призванные размыть центральную роль АСЕАН в региональных делах.
Источник: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1814149/