Tuesday, September 17

Выступление Директора Департамента экономического сотрудничества МИД России Д.А.Биричевского на сессии «Большое Евразийское партнерство и БРИКС+: стратегическое взаимодействие и перспективы сотрудничества» в рамках VI Международного муниципального форума стран БРИКС, Москва, 28 августа 2024 года

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Уважаемые друзья,

В мировой экономике прослеживаются две основные тенденции. С одной стороны происходит слом, или как минимум эрозия, западноцентричной системы институтов глобального управления экономикой и фрагментация устоявшихся мирохозяйственных связей. С другой – мы наблюдаем созидание, формирование центров экономического развития и выстраивание вокруг новых полюсов роста многоплановых интеграционных объединений. Речь идет, прежде всего, об укреплении позиций стран Глобального Юга.

В сфере экономической дипломатии не можем не учитывать эти изменения и предлагаем конструктивно настроенным партнерам осмысленный ответ на глобальные трансформации. Мы говорим о нашем магистральном проекте по формированию Большого Евразийского партнерства (БЕП), который в 2015 г. был предложен Президентом России В.В.Путиным. Флагманский характер российской инициативы, ее безусловный внешнеполитический приоритет зафиксированы в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации 2021 г. и Концепции внешней политики 2023 г.

БЕП представляет собой «зонтичное» объединение, которое охватывает и гармонично объединяет потенциалы рынков государств, зон свободной торговли, многосторонних экономических форматов, в первую очередь таких стержневых для Евразии структур, как ЕАЭС, ШОС и АСЕАН. В отраслевом плане речь идет о создании устойчивых производственно-сбытовых цепочек, транспортной взаимосвязанности нашего континента, продвижении автономных расчетно-платежных систем, состыковке энергетических проектов и регуляторных норм.

Важнейшую роль в становлении Большой Евразии будут играть крупные трансконтинентальные проекты, которые призваны прочно «сшить» единую экономическую «ткань» континента в интересах развития расположенных здесь государств и повышения благосостояния их граждан. Примеры таких проектов – Северный морской путь, МТК «Север-Юг», модернизация Трансиба и БАМа, газопроводы «Сила Сибири», «Турецкий поток» и т.д.

Один из основных компонентов проектной работы по формированию БЕП видится в сопряжении ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП), а также связывании транспортно-логистической сетью нашего рынка со странами Южной и Юго-Восточной Азии через МТК «Север-Юг», Севморпуть и морской маршрут «Владивосток – Ченнай». Здесь же было бы уместным упомянуть усилия по созданию зон свободной торговли между ЕАЭС и целым рядом международных партнеров.

Касаясь тематики форума, хотел бы акцентировать, что приоритетными в процессе интеграции на пространстве Большой Евразии должны стать проекты, нацеленные на дальнейшую инфраструктурную взаимосвязанность приграничных регионов и муниципалитетов наших стран. Слаженное и гармоничное межрегиональное сотрудничество будет способствовать созданию действительно бесшовного широкого экономического пространства. К примеру, упоминавшийся мной транспортный коридор «Север-Юг» и его сопряжение с другими региональными проектами, подстегнёт инфраструктурное развитие приграничных районов России, Азербайджана, Ирана, Центральной Азии. Это позволит расширить пропускные возможности магистралей, устранить «узкие места» в логистике и повысить в целом благосостояние граждан в районе Каспия – важном с точки зрения геополитики, безопасности и экологии регионе.

Концептуальная широта БЕП открывает возможности для сопряжения и взаимного дополнения самых разнообразных инициатив, имеющих целью, прежде всего, налаживание экономической кооперации. В этом смысле наша инициатива сверхактуальна, поскольку надо признать, евразийский континент пока еще представляет собой разрозненное экономическое пространство с разной экономической динамикой и неоднородной инфраструктурой. Цель – достигнуть такого уровня макрорегиональной взаимосвязанности, который позволил бы нашим экономоператорам по максимуму использовать имеющиеся конкурентные преимущества общей географии.

Что касается внешнеполитических усилий по продвижению БЕП и координации национальных стратегий экономического развития, то в противовес западным блокам мы создаем открытое, основанное на равноправном участии стран сопряжение уже существующих разноуровневых и разноплановых объединений. Келейное принятие решений одной группировкой стран и озвучивание их остальным «по факту» недопустимо и в условиях многополярного мира вряд ли возможно. Никого не отталкивая, предлагаем партнёрам инклюзивно, согласованно и скоординированно развивать и, где это возможно, связывать трансграничные инфраструктурные проекты для получения максимальной экономической отдачи. Такие договоренности зафиксированы на бумаге, в частности, с партнерами по БРИКС – Китаем и Индией. Открыты к диалогу со всеми странами БРИКС+.

У нас есть положительный опыт в институционализации такого взаимодействия между непохожими в культурном плане игроками международных отношений с порой не всегда совпадающими интересами и видениями. Не могу не сослаться на пример БРИКС. По линии этого объединения сообща адаптируем ключевые механизмы глобального управления к формирующейся новой архитектуре многополярного миропорядка. Согласуем общие подходы к построению независимой от Запада финансовой архитектуры, проблемам продовольственной безопасности, плавного энергоперехода и равного доступа к низкоэмисионным технологиям. Не могу не упомянуть также «Группу двадцати», в рамках которой год от года растет сплоченность и координация развивающихся стран. Их совместные усилия во многом способствуют переориентации данного глобального экономического форума на учет интересов и потребностей Мирового большинства. Указанные примеры подтверждают: если работать сообща в деполитизированном ключе с настроем на выработку взаимоприемлемых решений, то результаты могут быть впечатляющими. Такой же подход будем использовать и при построении БЕП.

Источник

Главная – Министерство иностранных дел Российской Федерации (mid.ru)

Share.

Comments are closed.