Thursday, March 28

Ответ официального представителя МИД России М.В.Захаровой на вопрос СМИ о ситуации с продовольственной безопасностью в контексте заявлений официальных представителей иностранных государств о якобы «блокировке» акватории Черного моря

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Вопрос: Ряд официальных лиц зарубежных стран продолжают обвинять Россию в создании проблем в сфере продовольственной безопасности, в т.ч. путем воспрепятствования вывоза зерна с Украины морским путем. Не могли бы Вы прокомментировать эти обвинения?

Ответ: Мы отмечаем, что в настоящее время на глобальном продовольственном рынке складывается тревожная ситуация из-за проблем с поставками аграрной продукции. Нас как крупнейшего поставщика пшеницы на международные рынки это крайне беспокоит. Попытки Запада списать все беды на специальную военную операцию и обвинить Россию в блокировании иностранных судов в портах Черного и Азовского морей абсолютно беспочвенны. Скачок цен на сельхозпродукцию произошел еще в 2020 г. и отнюдь не является следствием специальной военной операции. Пандемия COVID-19 привела к серьезным сбоям в работе производственно-сбытовых цепочек и значительному удорожанию услуг по транспортировке продуктов питания.

Эксперты ФАО не раз отмечали, что цены достигли рекордно высокого уровня до февраля 2022 г. Так, с 2019 г. до февраля 2022 г. индекс цен на продовольствие вырос почти на 50%. Произошло это не по вине России, а из- за пандемийной денежной эмиссии, высоких цен на энергию, удобрения и прочие аграрные ресурсы.

Главным же катализатором существующих негативных тенденций стали антироссийские санкции Запада, которые привели к разрыву связей в сфере глобальной логистики и транспортной инфраструктуры. США и ЕСзапретили кораблям под российским флагом пользоваться их береговой инфраструктурой. К санкциям против России присоединились крупнейшие мировые грузоперевозчики, их суда не заходят в российские порты. В санкционный список ЕС включен Новороссийский морской торговый порт, через который ранее отгружалось на экспорт до 50% российского зерна. ЕС ввел режим квот на импорт удобрений. Все это – вместе с санкциями в отношении транспортировки грузов из России, сложностями с оплатой поставок, запретами на транзакции и таможенными проблемами – привело в марте с.г. к сокращению отгрузки российских удобрений в страны ЕС на 40%.

В результате цены на пшеницу, кукурузу и ячмень, которые и так находились на рекордно высоких уровнях, выросли еще больше. По данным ООН, по итогам марта 2022 г. стоимость продуктов питания превысила прошлогодний показатель на 24%, а в странах ЕС цена пшеницы за этот период взлетела на 70%.

Произведенное в ЕС обнуление пошлин на зерновые, кукурузу, масличные культуры привело к тому, что украинские власти организовали ежедневный массовый вывоз своей сельхозпродукции в Европу.

США и ЕС намерены в течение 2,5 месяцев вывезти с Украины 20 млн тонн зерновых якобы для их переправки в страны Африки и Ближнего Востока в целях предотвращения продовольственного кризиса. Однако в реальности зерно транспортируется на склады в Европе. Организованы железнодорожные, автомобильные и речные маршруты по его доставке в пункты назначения в Германии, Польше, Литве, Румынии и Болгарии.

Заявление Президента США Дж.Байдена 10 мая с.г. о необходимости поиска возможностей для вывоза с Украины 20 млн тонн зерна совпали с подписанием закона об украинском «ленд-лизе». Получается, что Киев будет расплачиваться за оружие пшеницей. По сути, американцы сами провоцируют на Украине продовольственный кризис, лишая ее запасов зерна.

Что касается прозвучавших накануне заявлений официальных представителей иностранных государств о «блокировании» российскими военными иностранных судов в акватории Черного и Азовского морей, то они не соответствуют действительности. Порт в Мариуполе возобновил работу после того, как военные России и ДНР получили над ним контроль, был разблокирован фарватер, созданы условия для выхода судов.

Российские вооруженные силы ежедневно с 08:00 до 19:00 открывают два морских гуманитарных коридора – безопасные полосы для движения судов. В Черном море для выхода из портов Херсон, Николаев, Черноморск, Очаков, Одесса и Южный в юго-западном направлении от территориального моря Украины открыт коридор протяженностью 80 миль и шириной 3 мили. С 25 мая с.г. функционирует коридор в Азовском море, который представляет собой безопасную полосу движения судов от района сбора в непосредственной близости от Мариуполя до района расформирования в месте впадения Керченского пролива в Черное море. Протяженность гуманитарного коридора составляет 115 морских миль, ширина полосы движения – 2 мили.

В то же время киевские власти отказываются взаимодействовать с представителями иностранных государств и компаний-судовладельцев по обеспечению безопасного выхода заблокированных судов, фактически взяв их и экипажи в заложники.

Россия продолжает оставаться ответственным участником мирового продовольственного рынка. Намерены и далее добросовестно исполнять обязательства по международным контрактам в части экспортных поставок сельхозтоваров, удобрений, энергоносителей и другой критически важной продукции. Хорошо осознаем значение таких поставок для обеспечения социально-экономической устойчивости различных регионов мира.

Источник: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1815137/

Share.

Leave A Reply