Thursday, March 28

Интервью статс-секретаря – заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации Е.С.Иванова МИА «Россия сегодня», 2 ноября 2022 года

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Вопрос: Как Москва оценивает решение ряда государств, в том числе Польши, Финляндии и стран Прибалтики, запретить въезд россиянам по шенгенской визе в условиях частичной мобилизации? Есть ли причины рассматривать российских граждан в качестве угрозы безопасности, как, например, об этом заявили в Варшаве? Являются ли подобные действия нарушением международного права? Подготовлен ли ответ Москвы на решение этих стран, в чем он будет заключаться? Коснутся ли данные ограничения российских дипломатов?

Ответ: На сегодня российским гражданам запрещен въезд с туристическими целями в Латвию, Литву, Польшу, Финляндию, Чехию и Эстонию. Такое решение принято руководством большинства указанных стран еще до объявления в России частичной мобилизации и, к сожалению, является продолжением необоснованного конфронтационного курса на стремительное сокращение взаимных поездок граждан.

Соответственно, корректнее, вероятно, было бы говорить о том, что на фоне частичной мобилизации некоторые из этих государств лишь озвучили отказ делать исключения для россиян, подпадающих под критерии частичной мобилизации. Пусть это станет еще одним сигналом для тех, кто убежден, что на Западе их «ждут с распростертыми объятиями».

Процесс оформления дипломатических виз также стал гораздо более сложным и длительным. Впрочем в деятельности наших загранучреждений, находящихся в данных странах, с лихвой хватает и других искусственно созданных проблем.

Что касается возможных ответных действий российской стороны, то мы полагаем, что победителей в игре на разрушение международных отношений не бывает, а проигравшими всегда оказываются обычные люди вне зависимости от их гражданства, которые теряют возможность увидеться с родственниками, отправиться на лечение или учебу, принять участие в научных, культурных, спортивных мероприятиях.

Именно поэтому мы считаем нерациональным вводить какие-либо зеркальные ограничения в связи с продолжающимися мелочными попытками прибалтийских стран и примкнувших к ним соседей доказать, что поездка в «священный» Евросоюз является привилегией лишь для очень узкого круга «хороших русских».

Вопрос: Планируется ли введение новых требований к выдаче виз гражданам ЕС в связи с договоренностями, достигнутыми главами внешнеполитических ведомств стран Евросоюза 1 сентября с.г., приостановить действие соглашения с Россией об упрощенном порядке выдачи виз?

Ответ: Давать какие-либо комментарии на данный счет видится преждевременным. Хотелось бы лишь отметить, что сущностный ответ на любые недружественные действия в визовой сфере в первую очередь должен отвечать национальным интересам государства, которые мы видим в сохранении межчеловеческих контактов, а также открытости России для питающих симпатию к нашей стране иностранцев вне зависимости от их гражданской принадлежности.

Вопрос: МИД России возобновил прием документов на выдачу загранпаспортов сроком на 10 лет после решения проблемы с переформатированием электронного носителя. Какой объем загранпаспортов оформляет МИД от общего числа выданных документов такого рода? Для каких категорий граждан оформляются паспорта именно в МИД, касается ли это только россиян, проживающих за рубежом? После урегулирования ситуации с электронным носителем изменится ли внешний вид паспорта?

Ответ: В системе МИД России ежегодно оформляется около 350 тыс. заграничных паспортов, примерно 60% которых – паспорта нового поколения с электронным носителем информации. 98% от общего объема «мидовских» загранпаспортов выдается дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации в иностранных государствах. На территории Российской Федерации МИД России и его территориальные органы (за исключением представительства в г. Калининграде) выдают заграничные паспорта только по заявкам зарегистрированных в МИД России организаций, направляющих граждан Российской Федерации в командировку за рубеж, а также по обращениям органов государственной власти Российской Федерации. Общее количество таких паспортов не превышает 6 тысяч в год, что составляет менее 0,15% от общего количества загранпаспортов, выдаваемых терорганами МВД России.

Технические работы, необходимость проведения которых привела в сентябре с.г. к временной приостановке оформления паспортов с электронным носителем информации в системе МИД России, были нацелены на повышение надежности и импортонезависимости наших документов. На внешнем виде паспортов это никак не отразилось.

Вопрос: Поступали ли в российское внешнеполитическое ведомство требования ограничить выдачу загранпаспортов мужчинам, которые потенциально могут подпадать под мобилизацию? Если да, то какие для них существуют особые требования?

Ответ: Порядок выдачи заграничных паспортов, в том числе перечень оснований, по которым в выдаче паспорта гражданину может быть отказано, установлен Федеральным законом от 15 августа 1996 года № 114-Ф3 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Никакие изменения, связанные с проведением частичной мобилизации, в этот порядок не вносились.

Вопрос: Когда планируется начать оформление иностранным гражданам единых электронных виз? Имеются ли планы сократить в этой связи число сотрудников консульских учреждений?

Ответ: В настоящее время проводятся работы по модернизации консульских информационных систем и специализированного сайта МИД России по оформлению иностранным гражданам единых электронных виз с целью обеспечения их эффективной защиты от массированных DDoS-атак.

Указанные работы планируется завершить к концу текущего года, после чего руководству страны будут представлены предложения о практическом запуске системы оформления единых электронных виз с сохранением полного перечня из 52 иностранных государств, гражданам которых оформляются единые электронные визы, и полного перечня из 92 пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, через которые иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию по этим визам, утвержденных распоряжениями Правительства Российской Федерации от 6 октября 2020 года № 2571-р и от 23 октября 2020 года № 2741-р, соответственно.

Возможные варианты перераспределения рабочей нагрузки среди сотрудников загранучреждений, а также оптимизации самого штатного расписания консульств будут рассматриваться по итогам анализа первых результатов эксплуатации системы.

Вопрос: Рассматривается ли возможность открытия новых российских консульств за рубежом? В каких странах?

Ответ: В текущих реалиях перераспределение кадровых ресурсов Министерства, включая входящие в его систему загранучреждения, с акцентом на расширение взаимодействия со странами СНГ, Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки – объективная потребность.

В рамках этой работы намечены и шаги в целях укрепления нашего консульского присутствия, прежде всего в регионах с крупными диаспорами российских соотечественников, а также популярных у российских туристов. В конкретном плане в настоящее время прорабатываются вопросы об открытии генеральных консульств России в г. Гродно (Белоруссия), г. Актау (Казахстан), г. Самарканде (Узбекистан), г. Мале (Мальдивская Республика) и г. Денпасаре (о.Бали, Республика Индонезия).

Share.

Leave A Reply