Пятница, 19 апреля

Фуражка в литературе и кино: Как развивался образ милиционера?

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

⠀⠀В России ежегодно 10 ноября отмечается День полиции. Все хорошо знакомы с комедийным амплуа стражей закона в современных российских комедиях. А как давно образ полицейского вообще проник в кинематографическую, а также литературную канву? Давайте узнаем!

⠀⠀Конечно, становление культурного образа полиции началось в то время, когда она ещё называлась милицией. Сам процесс формированиямилиции в России берёт своё начало, когда была свергнута самодержавная монархия и ликвидирована царская полиция. В такой тяжёлый для России революционный период и появляются первые добровольные милицейские формирования,и народная милиция становится неотъемлемой частью российской, а затем и советской структуры. В это время милиция являлась, действительно, народной: образ благородного милиционера постоянно находил отражение в литературе и кино СССР, что помогло ему прочно укрепиться в общественном сознании.

⠀⠀В советской литературе и кинематографе профессия милиционера – настоящее призвание, а не просто работа. Милиционера отличала смелость, решительность и неподкупность. Его служба – труд на благо Отечества и народа, во имя законности и справедливости. С малых лет детей воспитывали в духе уважения и доверия к милиции, в связи с чем литературный персонаж поэмы для детей, написанной Сергеем Михалковым, «Дядя Стёпа» стал настоящим народным героем, эталоном чести и справедливости. Добрый, сильный и смелый милиционер – именно его примеру хотел следовать каждый ребенок.


⠀⠀А вот о
дним из первых экранизированных детективных романов был «Сержант милиции» Ивана Лазутина. Хотя в одноимённом романе и был создан рыцарский образ милиционера, в нём также открыто поднимаются существенные проблемы. Главный герой сержант Николай Захаров действительно вызывает у читателя, а позднее и у зрителя, уважение: несмотря на свою молодость и неопытность, он твёрд, решителен и благородно предан службе.

⠀⠀Ещё один легендарный персонаж из цикла романов Юлиана Семенова о нелегком деле советского милиционера сотрудника Московского уголовного розыска – полковник милиции Костенкопредставлен читателю мужественным и ответственным следователем. Пенталогияповествует о буднях МУРа, специфике работы сыщиков, сложностях и хитросплетениях в расследовании и раскрытии преступлений.

⠀⠀Произведения, вызывающие особый интерес читателя, выходили на экран кинотеатров и телевизоров. Среди многих: «Петровка, 38», «Огарева, 6» и «Противостояние». Такая оживлённое продвижение деятельности милиции в литературе и кино вполне объяснимо: репрессии, война и тяжёлые послевоенные годы в стране привели к необходимости особенно активной профессиональной работы со стороны правоохранительных органов. Работа милиции в послевоенное время, действительно, стала намного более эффективной. Авторы произведений о советской милиции, а также режиссёры их экранизаций стремились к созданию образа милиционера, который всецело предан своему делуи не страшится опасности. Такому стражу правопорядка наконец может довериться советский человек, испытавший на себе многие тяготы и лишения в годы революций и войн. Популяризациямилицейской деятельности была просто необходима для возрождения у народа веры в будущее и доверия к государству.


⠀⠀Хотя литература и кинематограф советского периода и создавали зачастую немного идеализированный образ сотрудника правоохранительных органов, это не мешало пониманию сложности жизненных реалий
, и, напротив, способствовало пониманию социальных проблем и возможностей их решения.


С Днём п
олиции, наши защитники!

Автор статьи: Варвара Картушина

Share.

Leave A Reply