Пятница, 29 марта

Параллельный импорт и защита интеллектуальных прав в fashion-бизнесе

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

«Мода не стоит на месте, но одежда остается неизменной!»

Джанни Версаче

Ритейл в Fashion-бизнесе стремительно меняется: многие иностранные бренды уже покинули Россию, торговым центрам рекомендовано обратить внимание на российских дизайнеров, бренды уходят в маркетплейсы, а Правительством Российской Федерации разрешает параллельный импорт товаров.
Сложившаяся ситуация в целом открывает новые возможности для предпринимателей и делает особенно актуальными вопросы защиты интеллектуальной собственности.

На практике параллельный импорт имеет ряд сложностей. Быстрая закупка прежних объемов товаров того или иного бренда практически невозможна, т.к. необходим предварительный заказ. Даже в монобрендах есть байеры, которые делают закупки своего же бренда с учетом особенностей спроса региона, в котором они работают, объемами, которые необходимы для удовлетворения локального спроса. По этим заказам товар производится брендом. Если официальных заказов нет, то и товар этот не производится. Так называемый «свободный склад» имеется не у всех брендов, т.к. это невыгодно для компании.

Работая с брендами дистрибьюторы и ритейлеры на протяжении многих лет выстраивали с ними деловые отношения, и завоз одежды партнеров «в обход», без их разрешения, означает конец репутации и сжигание всех мостов. Сейчас все игроки рынка находятся в переходном периоде, пытаются создать новые формулы, схемы и правила работы.

Основные направления деятельности, работающие сейчас:

  • Передача прав, продажа бизнеса близким партнерам внутри РФ. Поставки продолжаются, в целом механизмы остаются прежними.
  • Закрытие официального российского офиса и собственных монобрендовых магазинов, но при этом сохранение франчайзинговых торговых точек. Таким образом бренд фактически остается в стране, закупки могут быть разные у разных франчайзи, поставки они обеспечивают сами. Также параллельно могут быть организованы онлайн продажи бренда на маркетплейсах.
  • Полное закрытие всех магазинов, включая франчайзинговые, но при этом сохранение продаж через мультибренды и маркетплейсы. Здесь мы видим, что на такие схемы идут даже вертикальные ритейлеры, которые традиционно производят товар для определенных торговых площадей.  Конечно, есть и предприниматели, вставшие на путь параллельного импорта. Они активно занимаются ввозом товаров разных брендов из других стран, через партнеров, вторые руки. Если это товар, действительно, оригинальный, то логистика и сложности с банковскими переводами, приводят к его удорожанию. Так что, когда мы видим в продаже товар под известным брендом, но дешевый – к нему возникают резонные вопросы, как такое возможно. Пожалуй, на данный момент ориентировочная цена товара – это единственный критерий, на который хоть как-то можно полагаться, при определении контрафакта.

Завоз одежды брендов масс-маркета, ушедших с рынка, также невозможен в больших объемах. Бренды Inditex, H&M, Uniqlo производят коллекции исключительно под собственные торговые площади. Нет площадей – не производится одежда. То, что мы видим сейчас на маркетплейсах, это либо остатки ушедших или уходящих брендов, либо какие-то официально-неофициальные договоренности с ними же о небольших поставках.

Так, например, когда на Lamoda начали продавать Massimo Dutti, платформа официально заявила, что они «по-прежнему работают с брендами или их официальными дистрибьюторами только напрямую». Есть информация, что некоторые бренды, действительно, планируют продажи остатков на Lamoda и продумывают варианты дальнейшего сотрудничества. Так по-прежнему здесь можно купить и известные спортивные бренды. Просто выбор меньше, меньше новинок и инновационных моделей, и материалов.  Wildberries уже активно продает стоки, купленные у брендов, покинувших российский рынок. Маркетплейс нередко слышит упрёки в свой адрес относительно недостаточно активной борьбы с контрафактом, и тема параллельного импорта делает эти разговоры еще более актуальными. Так, если покупатель видел коллекцию марки в офлайн-магазине, может сравнить позиции и цены на маркетплейсе и в магазине – это одно, при поступлении вещей по схеме параллельного импорта сравнить будет не с чем, проблема подделок встанет остро.

Консультант по вопросам бизнеса, проработавший более 25 лет с крупнейшими модными брендами (Givenchy, Valentino, Vivienne Westwood, John Galliano), Хью Девлин, рассказывает, что правовые споры в сфере моды чаще всего возникают из-за неправильно составленных договоров. «Большинство людей думают, что в сфере моды приходится защищать права на товарный знак или дизайн, хотя таких случаев немного. Чаще всего возникают споры в отношении договорного права. Каждый раз, когда у дизайнера есть отношения с покупателем, консультантом или фрилансером, это контракт. Дизайнерам важно в них разбираться. Большая проблема, что люди подписывают то, чего не понимают», — считает эксперт.
В сотрудничестве дизайнера с инвесторами эксперт также советует внимательно читать договор и убедиться, что ваши взгляды на будущее совпадают. «Сделка LVMH с Дж. У. Андерсоном и Николасом Кирквудом, сделка Kering с Кристофером Кейном были заключены после шести месяцев переговоров…» — делится Девлин.

Менеджер отдела защиты брендов в LVMH (Louis Vuitton, Moët, Hennessy) и вице-председатель комитета по интеллектуальной собственности Франко-российской торгово-промышленной палаты, Жорж Жофруа, рассказывает, что за последние годы в России увеличилось количество дел, связанных с контрафактными товарами. Он поясняет, что это связано с повышением активности комитета.
Контрафакт нарушает исключительные права на товарный знак. Помимо этого, злоумышленники могут нарушить авторское право, а также право на патент, которым защищают промышленный образец и право на секрет производства (ноу-хау).

Произведения графики, дизайна, изобразительного и декоративно-прикладного искусства будут объектами авторского права. Защита на них действует всю жизнь автора и еще 70 лет после его смерти.
В России небольшая судебная практика по вопросам авторского права в области дизайна. Примеры в законе доказывают, что дизайн одежды или изделия (перчаток, очков, сумок) является объектом авторского права. То же самое касается дизайна на тканях. Например, в 2013 году российский суд принял решение в пользу истца, который пожаловался на нарушение исключительного права на дизайн постельного белья конкурентом.

Внешний вид изделия может быть защищен патентом на промышленный образец. Он регистрируется как изображение и запрещает другим создавать изделия, которые будут внешне напоминать ваш объект.

Чтобы получить охрану, внешний вид изделия должен соответствовать двум условиям: быть новым и оригинальным.

  • изделие считается новым, если до даты регистрации товара в качестве промышленного образца его внешний вид (совокупность всех его элементов) не стал общедоступным
  • изделие признается оригинальным, если его внешний вид (совокупность всех его элементов) был разработан творческим путем. А также в мире нет похожего изделия, которое производит такое же впечатление, что и оригинальное

Процесс получения патента небыстрый: Роспатент одобрит заявку минимум через 10 месяцев после подачи. В случае одобрения патент выдается на 5 лет с правом продления. Максимальный срок действия охраны исключительного права на промышленный образец —  25 лет.
Если хотите зарегистрировать промышленный образец после обнародования, то сделайте это не позднее 12 месяцев со дня публикации.

В модной индустрии дизайнеры часто регистрируют в качестве промышленных образцов сумки, ювелирные изделия, оправы для очков и флаконы для парфюма.
В Федеральном законе «О коммерческой тайне» коммерческая тайна представляет из себя режим секретности, который позволяет ее обладателю получить материальную выгоду: заработать, сэкономить или удержаться на рынке.

В зарубежной и российской практике много судебных споров по поводу нарушения коммерческой тайны. Например, Louis Vuitton выдвинула иск на 500 тыс. долларов к бывшему вице-президенту французского модного дома. Он перешел работать к конкурентам, и компания посчитала, что этим бывший сотрудник нарушил обязательства об отказе от конкуренции и неразглашении информации.
Российская индустрия моды сегодня находится еще на этапе развития. Для того, чтобы одежду отечественных производителей покупали, бизнесу нужно решить несколько проблем: менеджерские, логистические, маркетинговые и, разумеется, надо уметь управлять интеллектуальной собственностью и защищать ее.

 

Ваш юрист, Анна Грецкая
Руководитель Юридического
бутика «Формула успеха»

https://форм-успеха.рф/
@anna_gretskaya.urist
+79183898677

Share.

Leave A Reply