Воскресенье, 14 апреля

«Аистёнок Кич» и сказочный мир Леонида Домнина

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

2 декабря мы чтим память Зинаиды Чирковой – журналистки, кинодокументалистки и писательницы. Помимо множества срежиссированных фильмов, она ещё и написала сценарий к советскому анимационному мультфильму – «Аистёнок Кич». Но кто ещё приложил руку к созданию данной картины?

Говоря о развитии анимации, невозможно не вспомнить имя Леонида Домнина, который оставил весомый след в молдавской культуре и искусстве. Помимо его художественной деятельности в области станковой и книжной графики, можно смело утверждать, что у истоков молдавской анимации наряду с Антоном Матером и Константином Баланом находился и Леонид Домнин. После окончания ВГИКа (1968, по специальности «художник-аниматор») он по распределению был направлен на киностудию «Молдова-филм» и определен шрифтовиком в цех комбинированных съемок. Это занятие, далекое от его истинных художественных способностей, не приносило ему удовлетворения, поэтому он стал искать другие способы самопроявления. Так, вскоре Л. Домнин устраивается художественным редактором в издательство «Картя молдовеняскэ», специализируясь в области станковой и книжной графики по иллюстрированию детских книг, особенно сказок. Нужно отметить стремление художника познать/постичь специфику молдавского искусства, особенности культуры, традиции народа. Л. Домнин начал свое «путешествие» в молдавскую культуру со сказок, которые он иллюстрировал. Сказки – это тот волшебный мир, в котором отображается весь спектр быта и традиций народа, его мышление и видение окружающего. Именно его чуткость к восприятию и понимание национальной идентичности помогли ему в творчестве.

Одновременно художник сотрудничает с сатирическо-юмористическим журналом «Chipăruș», которому уделяет много времени. Работая в отделе карикатуры, он проявил себя чутким наблюдателем, оценивающим человеческую натуру, удачно обобщая ее недостатки и слабости в своих рисованных историях на бытовую тематику. Этот жанр также не приносил художнику полного наслаждения. Его заветной мечтой еще со студенческой скамьи была анимация. Тем не менее предложение поработать над созданием анимационного фильма в качестве режиссера застало его врасплох, он с трудом принял это приглашение, поскольку у него не было навыков и нужно было все начинать с нуля.

Пройдя через все трудности первопроходца, Леонид Домнин дебютирует в анимации лентой Аистенок Кич (по сценарию Зинаиды Чирковой). Это история об аистенке, пытающемся всем помочь и вознагражденном за свою доброту. О процессе создания этого фильма, как и последующих, режиссер с большим воодушевлением рассказывает в своих воспоминаниях. Иллюстрирование детских книг «Caprele Irinucăi» («Козы тетушки Иринуки», 1970), «La scăldat» («На речке», 1972) Иона Крянгэ, молдавской народной сказки «Дафин-богатырь» (1973), сборника «Молдавские народные сказки» (1978) и др. в известной мере обусловило его художественное направление в анимации, а также тематику будущих фильмов.

Волшебный мир сказок, где этико-эстетические категории четко определены, где добро и красота неизменно побеждают зло и уродливость, становится духовным убежищем для художника. Обладая натурой, чрезвычайно чувствительной к порокам, которые он пытался вскрывать с помощью своих карикатур, Л. Домнин удаляется в мир сказок. Ведь мир анимационной сказки – это тот остров, на котором он чувствует себя творцом-демиургом, устанавливая законы жизни, воздавая должное, по справедливости, каждому из своих персонажей: трудолюбивому и добросердечному бедняку («Марица»), человеку, которого подвергает испытаниям нечистый («За чужим погонишься – свое потеряешь»), показывая примеры доброты с помощью образа аистенка («Аистенок Кич»), давая уроки культурного поведения как хвастуну Петрикэ, которому пчела вонзает жало прямо в кончик задранного вверх носа («Хвастунишка Петрикэ»), так и Лионелу, обидевшему солнце («Мальчик, который обидел солнце»), в результате чего светило покидает свое место на небосводе и на земле наступает темная холодная ночь. Похожий идейно-художественный посыл содержится в фильме Николая Серебрякова Великие холода (1969), где говорится о том, что мальчик обидел маму и на землю пришли холода, под которыми подразумевается душевная холодность.

После создания ленты Аистенок Кич Домнин решил посвятить себя анимации. Последующие его мультфильмы были по сценариям Георгия Раковицэ. Так, на основе молдавских народных сказок рождается фильм Марица, который получил хорошие отзывы со стороны критики. Авторы, «отталкиваясь от знакомых мотивов, сумели создать собственное произведение – настоящий мультипликационный фильм со свойственной ему спецификой». За Марицей следуют фильмы Хвастунишка Петрикэ (1973) и Секрет ЛСУ (1974) тех же авторов. Режиссер быстро собирает рабочую группу, за исключением аниматора, который приглашается с киностудии «Союзмультфильм»: художник-мультипликатор Леонид (Лев) Жданов консультирует и помогает в процессе работы над указанными лентами. Относительно анимационных фильмов для детей, созданных Л. Домниным, который питал особую страсть к этому жанру, киновед Виктор Андон отмечает как фольклорную основу их сюжетов, так и современную тематику: «Поучительными, с элементами юмора, сделал Л. Домнин и две ленты на современные темы для детей – Хвастунишка Петрикэ и Секрет ЛСУ. Остается только сожалеть, что движение кукол, цветовая гамма в передаче фонов в фильмах не всегда находится на высоком профессиональном уровне».

Мотивы народных сказок лежат также в основе фильма «За чужим погонишься – свое потеряешь» (1986, сценарий и постановка Л. Домнина). Автор проводит некоторые параллели с таким героем Иона Крянгэ, как Данила Препеляк, показывая целый ряд процедур обмена, подстраиваемых нечистым, – волов на телегу, телеги на козу, козы на гусака. Персонажи четко обрисованы, обладают характерной идентичностью, проявляющейся в костюме, поведении, голосе и даже в стиле речи. Сами метаморфозы, производимые лукавым, начиная с маскировки под разных лиц, встречаемых на пути, до камней, превращающихся в телегу, козу, гусака, прекрасно сообразуются со спецификой и природой анимационного фильма. Образы обладают отдельной ценностью и за счет элементов, характерных для молдавской культуры и искусства. Наиболее показательны в этом смысле ворота с глазами, что отсылает нас к символике картины Михая Греку. Здесь ворота означают открытость миру сказок, а глаза – новый взгляд на сюжет и замысел. В видении режиссера герой в конечном счете возвращает себе утраченное, а сверх того получает еще и хвост беса, который чуть было его не попутал.

“За чужим погонишься – свое потеряешь”

Заслуга Леонида Домнина состоит и во введении рисованной техники. Первой попыткой освоить стиль «а-ля Дисней» была лента «Ученые рыболовы» – дипломная работа группы художников-аниматоров, которой он руководил в Художественной школе им. Репина. В целом, замысел фильма принадлежит Л. Домнину, он же был его сценаристом, режиссером и художником-постановщиком – от предложения юмористического сюжета, полного комических эпизодов, до стиля создания героев, рисованных толстыми закругленными линиями. Относительно выбора данной техники режиссер объясняет: «В процессе постановки «Ученые рыболовы» мы ощутили и преимущество рисованного фильма – его динамику, движение, возможность разнообразнейших трансформаций. Всего этого мы были лишены в плоскокукольной мультипликации, поэтому и хотелось попробовать сделать фильм в классической технике».

Режиссер утверждает: «„Ученые рыболовы”, первый наш рисованный мультфильм, имел самую долгую жизнь на экране из всех наших фильмов – Центральное телевидение на протяжении многих лет раз в году демонстрировало его – во Всесоюзный День рыбака». В период работы на студии Л. Домнин пробовал снимать и сатирические фильмы для взрослых – «Труба на прогулке» (1978), по сценарию детского писателя Вадима Чиркова. Фильм, затрагивающий проблемы экологии, был сделан без особых усилий и сдан на всесоюзный экран. Но этот жанр не вдохновил режиссера, и он решил больше не делать фильмов для взрослых.

“Ученые рыболовы”

Будучи приверженцем сказочного жанра на протяжении всей своей деятельности на киностудии «Молдова-филм», Л. Домнин создает более десятка лент, бόльшая часть которых посвящена юным телезрителям. Его фильмография охватывает широкий спектр фильмов-сказок, созданных как по мотивам народных сказок («Марица», «За чужим погонишься – свое потеряешь»), так и на основе литературных сюжетов («Сказка об охотнике» по А. Чокану, «Как нашли друга» по стихотворению В. Берестова, «Мальчик, который обидел солнце» по С. Лесня). Тематический диапазон его фильмов очень широк – истории из жизни животных («Аистенок Кич»), дидактико-назидательные и даже юмористические ленты («Ученые рыболовы») и т. д. К сожалению, часть из них остались на иллюстративном уровне, что затеняло и некоторые их художественно-эстетические проблески.

Вклад Леонида Домнина в молдавскую анимацию является бесспорным. В первую очередь это подготовка целого поколения молодых художников-аниматоров, которые успешно включились в процесс создания мультфильмов. Вместе со своими подопечными он постигал эстетические тенденции рисованной анимации по методу Диснея. От американского мастера был перенят и перенесен в молдавскую анимацию гэг. Л. Домнин был примером профессиональной работы с материалом – как в технике перекладки (марионетки), так и в рисованной.

Уехав из Молдовы в 1995, Леонид Домнин написал свои воспоминания о работе на киностудии «Молдова-филм», о творческом процессе, о трудностях того времени и радости побед, о людях, с которыми работал рядом – сценаристах, художниках, постановщиках, композиторах, операторах и т. д. Это и частица истории, и путь восхождения молдавской анимации к призванию, и оценка фильмов.

Автор статьи: Варвара Картушина

Share.

About Author

Leave A Reply