Среда, 1 февраля

Налогообложение в киноиндустрии

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Бизнес в сфере кино очень специфичен и имеет ряд особенностей,
которые влияют на его доходность и налогообложение. Чтобы разобраться в
этом достаточно непростом вопросе рассмотрим основные существенные
вопросы по порядку.

1. Срок полезного использования для сложных аудиовизуальных
произведений 

Под фактической (первоначальной) стоимостью нематериальных
активов (далее – НМА) понимается сумма, исчисленная в денежном
выражении, равная величине оплаты в денежной и иной форме или величине
кредиторской задолженности, уплаченная или начисленная организацией при
приобретении, создании НМА и обеспечении необходимых условий для
использования его в запланированных целях.

Таким образом, при приобретении произведения по договору
авторского заказа его первоначальная стоимость будет определяться исходя
из вознаграждения, выплачиваемого автору по договору авторского заказа.

Первоначальная стоимость НМА, по которой он принят к
бухгалтерскому учету, изменению не подлежит, за исключением случаев
переоценки и обесценения НМА (п. 16 ПБУ 14/2007).
Порядок последующей оценки НМА установлен разд. 3 ПБУ 14/2007.
Принимая объект НМА к бухгалтерскому учету, организация должна
определить срок его полезного использования. Причем под сроком полезного
использования понимается выраженный в месяцах период, в течение
которого организация предполагает использовать НМА с целью получения
экономической выгоды.
Так, из Письма Минфина России следовало, что, если организация
приобрела исключительные права на сложное аудиовизуальное
произведение, она учитывает их стоимость в составе налоговых расходов
посредством начисления амортизации. Или в составе рекламных расходов —
если срок полезного использования нематериального актива составляет
меньше 12 месяцев (письмо Минфина России от 15.06.12 № 03-03-10/71,
доведено до инспекторов на местах письмом ФНС России от 27.06.12 № ЕД-
4-3/10519@).
После 1 января 2014 г. в Налоговый кодекс были внесены поправки,
уточняющие определение срока полезного использования нематериального
актива.
Теперь определение срока полезного использования объекта
нематериальных активов производится исходя из срока действия патента,
свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов
интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством
Российской Федерации или применимым законодательством иностранного
государства, а также исходя из полезного срока использования
нематериальных активов, обусловленного соответствующими договорами.
По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок
полезного использования объекта нематериальных активов, нормы
амортизации устанавливаются в расчете на срок полезного использования,
равный 10 годам (но не более срока деятельности налогоплательщика).

По нематериальным активам, указанным в подпунктах 1-3,5-7 абзаца
третьего пункта 3 статьи 257 настоящего Кодекса, налогоплательщик вправе
самостоятельно определить срок полезного использования, который не
может быть менее двух лет.
В пп. 7 абзаца третьего пункта 3 ст. 257 указаны права на
аудиовизуальные произведения, то есть на фильмы.

Соответственно, срок полезного использования актива не может быть
менее двух лет.

В этой связи возникают риски признания ускоренной амортизации
необоснованной.
Полезное использование может быть, в соответствии с Налоговым
кодексом и правилами бухгалтерского учета, исчисляться на основании
ускоряющих (повышенных) коэффициентов.
Однако к нематериальным активам ускоряющие (повышающие)
коэффициенты из ст. 259.3 Налогового кодекса не могут быть применимы,
так как не относятся к соответствующим категориям, а производство
аудиовизуального произведения (кинофильма) не было сопряжено с
опасными условиями производства и т. д. Все это указывает на
невозможность применения повышающих коэффициентов.

Положения п.4 ст. 259.3 Налогового кодекса, предоставляющие
налогоплательщику при принятии учетной политики некоторую возможность
выбора по коэффициентам здесь также неприменимы: можно только
уменьшить коэффициенты, предусмотренные в ст. 259.3 Налогового кодекса,
но не дополнить другими основаниями (категориями) для применения
ускоряющих (повышающих) коэффициентов.

В свою очередь, необоснованное применение повышенных
коэффициентов амортизации влечет доначисление налога на прибыль
организации.

Об этом свидетельствует устоявшаяся и длительная судебная практика.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24
декабря 1996 г. N 3225/96 Налогоплательщик необоснованно включал в
себестоимость продукции износ нематериальных активов, тем самым занизив
налогооблагаемую прибыль. Таким образом, списание нематериальных
активов признано необоснованным, а решение налоговых органов –
правомерным

Согласно, существующей судебной практики можно указать
следующие основания для определения срока полезного использования:

– объем дохода от заключенных лицензионных договоров на
использование;
– объем вложений в создание фильма;
– потенциальный срок получения выгоды (доходы от кинопроката
аккумулируются в течение первых 2-3 месяц от использования фильма,
сумма поступлений от использования фильмов может составлять до 95 % в
первые 12 месяцев использования);
– способы использования фильма (помимо кинопроката — размещение
в онлайн-кинотеатрах и на интернет-площадках, а также пропорции средств,
получаемых от каждого вида использования);
– доходы от размещения рекламы в фильме (product placement) и
способы монетизации рекламы (паушальные выплаты, роялти, иные
способы).
В целом можно говорить о том, что ключевым фактором для
установления срока полезного использования будет реальная возможность
получения экономической выгоды от фильма.
Соответственно и налоговые органы будут исходить из сроков
получения выгоды, но толковать их в свою пользу.
Видимо, надо максимально четко регулировать все вопросы, связанные
со сроками полезного использования. в локальной документации
кинокомпаний.

2. Субсидии на производство национальных фильмов

Субсидии предоставляются Министерством Культуры РФ на
производство анимационных, игровых и неигровых фильмов в соответствии
с постановлением Правительства РФ от 8 октября 2020 г. № 1634 «О
предоставлении субсидий из федерального бюджета на поддержку
кинематографии и признании утратившими силу некоторых актов
Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых
актов Правительства Российской Федерации (вместе с “Правилами
предоставления субсидий из федерального бюджета на поддержку
кинематографии”)», а также локальными приказами Министерства Культуры,
такими.
Такие субсидии НЕ предоставляются некоммерческим организациям,
государственным и муниципальным учреждениям и индивидуальным
предпринимателям. Соответственно, организационно-правовая форма
организации для подачи заявки на субсидию может быть либо обществом с
ограниченной ответственностью (ООО), либо акционерным обществом
(публичным и непубличным). На это прямо указывается в новостях
Министерства культуре о начале отбора организаций для участия в
конкурсах на получение субсидий.
В целях налогообложения наиболее оптимальным является применение
основной системы налогообложения (ОСНО). Так, субсидия учитывается во
внереализационных доходах по мере признания расходов, фактически
осуществленных за счет этих средств (абзац 2 пункта 4.1. статьи 271 НК
РФ [3]). Переводя на простой язык, сколько потрачено было средств на
производство за счет субсидий, столько же в данном налоговом периоде
включается в доходы, итог по налогу на прибыль – нулевой. НДС с сумм
субсидий не начисляется поскольку эти поступления не являются выручкой
(реализацией).
Для компаний с УСН «доходы» и “Доходы минус расходы”
послабления по уплате налогов нет, эти компании обязаны оплатить налог
6% или 15% со всей суммы полученной субсидии в дату ее поступления на
счет. Так как в лимите расходов не предусмотрено включение данного налога
в смету производства, то этот налог должен быть уплачен из собственных
средств компании. Есть многочисленные Письма Минфина,
подтверждающие данную позицию.
Софинансирование (а субсидия по общему правилу предоставляется на
финансирование не более 2/3 стоимости фильма) может быть:
– коммерческой выручкой (облагается налогом ОСНО и УСН),
– безпроцентным/процентным займом от учредителя (не облагается
налогами ОСНО и УСН),
– взносом учредителя в уставный капитал компании (не облагается
налогом ОСНО и УСН),
–  иными заемными средствами (не облагается налогом ОСНО и УСН,
а упроченные проценты включаются в расходы ОСНО и УСН «доходы минус
расходы»),
– целевое финансирование партнеров на производства (облагается
налогом ОСНО и УСН, выручка уменьшается на расходы на производство,
осуществляемыми за счет этого софинансирование для ОСНО и УСН
«доходы минус расходы)). То есть, учитывая целевой характер расходов, то
итоговый налог на прибыль (или налог на УСН «доходы минус расходы»
будет нулевым);
– софинансирование в рамках совместного производства (простого
товарищества). Согласно п.1. Статьи 278 НК РФ не признается объектом
налогообложения имущество и имущественные права, внесенные в качестве
вкладов участников простых товариществ.

3. Президентские гранты на расходы, связанные с созданием
аудиовизуальных произведений

Президентские гранты выделяются только некоммерческим
организациям (НКО). Поэтому любые коммерческие компании подавать
заявки на них не могут.
Для некоммерческих организаций целевое финансирование (при
условии выполнения ряда условий, пп.14 п.1 статьи 251 НК РФ) доходами не
признается при любой системе налогообложения (УСН, ОСНО).
Гранты Президента Российской Федерации, предоставляемые Фондом
президентских грантов, налогом не облагаются (пп.14 п.1 статьи 251 НК РФ).
Софинансирование в данном случае может быть собрано НКО в форме
членских взносов, пожертвований, которые не облагаются налогом. В
текущей практике финансовых отчетов по президентским грантов нет
необходимости напрямую отчитываться по внебюджетному финансированию
(предоставлять первичные документы необходимо только по гранту).

4. Целевое финансирование производства аудиовизуальной
продукции

Организационно-правовая форма компании тут зачастую указывается в
положениях о предоставлении целевого финансирования (целевого
пожертвования, субсидии или гранта). Так, они могут предоставляться,
скажем, только некоммерческим профильных организациям, или широкому
перечню компаний и ИП независимо от их формы существования.
При соблюдении ряда условий суммы целевого финансирования не
учитываются при определении налоговой базы по налога на прибыль
организации. Разъяснение, в частности, представлено Письмом Департамента
налоговой и таможенной политики Минфина России от 18.09.2018 № 03-03-
06/3/66790 «Об особенностях налогообложения грантов».
Важным условием является необходимость ведения раздельного учета
доходов и расходов, полученных в рамках целевого финансирования (не в
кучу все сваливать с другими проектами).
В целях налогообложения грантами признаются денежные средства
или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет
следующим условиям:
– гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах
российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а
также иностранными и международными организациями и объединениями
по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской
Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования,
искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением
профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды,
защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, социального обслуживания
малоимущих и социально незащищенных категорий граждан;
– гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с
обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом
использовании гранта.
Таким образом, гранты, полученные на осуществление конкретных
программ в областях, указанных в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса,
при соблюдении всех перечисленных в данном пункте условий не
учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль
организаций (а соответственно, и налога УСН).
При этом амортизируемое имущество, полученное в виде
вышеуказанного гранта, или приобретенное за счет средств этого гранта, в
целях налогообложения прибыли амортизации не подлежит (пункт 2 статьи
256 Кодекса).

5. Коммерческие заказы

Для коммерческих заказов оплата облагается налогом как выручка в
соответствии с текущей системой налогообложения. Для оптимизации
налогов при осуществлении расходов можно воспользоваться рядом
доступных для кинокомпаний лайфаков, представленных ниже.

6. Государственные и коммерческие закупки на производство
аудиовизуальных произведений

В соответствии с ФЗ №44 или 223 государственные (муниципальные)
учреждения и коммерческие компании с государственным участием обязаны
проводить закупочные процедуры для выбора поставщиков услуг, в том
числе, и на производство аудиовизуальной продукции (коммерческие
ролики, обучающие фильмы, корпоративные фильмы, документальные
фильмы, видеопродукция в любом виде).
Ряд крупных компаний также проводят закупки услуг в соответствии с
собственными локальными нормативными актами.
Так как никаких льготных условий по налогам для таких закупок нет,
то режим налогообложения и организационно-правовая форма для таких
случаев аналогично тем, которые указаны в разделе «Коммерческие заказы».
Есть, однако, часть закупок, которые осуществляются лишь у
субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных
некоммерческих организаций (СО НКО). При применении Федерального
закона №223-ФЗ, для определенных заказчиков доля закупок у них должна
быть не менее 18% от всей совокупной годовой стоимости договоров.
Определение субъектов малого предпринимательства установлено
статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и
среднего предпринимательства в Российской Федерации».

7. Общие правила сокращения налогов в кинопроизводстве

Существует ряд возможных механизмов оптимизации минимизации
налогов для кинокомпаний:

– освобождение от НДС
Освобождение от НДС для организаций, применяющих ОСНО для тех
компаний, у которых выручка от реализации по операциям, облагаемых
НДС, не превышает 2 млн. руб. за любые 3  последовательных календарных
месяца  (п.1 статьи 145 НК РФ).
Начать применять освобождение от НДС по статье 145 НК РФ можно с
первого числа любого месяца в течение календарного года. При этом о
применении освобождения необходимо проинформировать свою ИФНС в
срок, не позднее 20-го числа месяца, с которого начинается применение
освобождение, подав заявление по соответствующей форме и требуемый
пакет документов (п.3 статьи 145 НК РФ)[9].
При этом, входящая выручка НДС не облагается, счет-фактуры
выставляются с нулевым НДС, декларацию по НДС также представлять не
надо. Через 12 месяцев применения освобождения необходимо предоставить
в налоговую инспекцию подтверждение выполнения условия о не
превышении указанного лимита в выручке, а также информацию о
продлении освобождения. При нулевом НДС организация с полученной
коммерческой выручки за производство аудиовизуальной продукции должна
будет заплатить лишь налог на прибыль (разница между доходами и
расходами, умноженная на 20%). При переводе расходов на субподрядные
организации, выплате зарплат по гражданско-правовым договорам с уплатой
страховых взносов, а также включении в расходы амортизации по основным
средствам, такой режим налогообложения наиболее оптимален из всех
возможных для минимизации уплаты налогов.

– получение удостоверения национального фильма на создаваемый
продукт
При условии  выполнения создаваемой кинопродукцией условий
получения данного удостоверения (более 50: авторского состава граждане
РФ и т.п.[10][11]) и успешным прохождением процесса его получения[12] ,
реализация на территории РФ услуг по производству кинопродукции,
выполняемой организациями кинематографии с УНФ освобождена от
налогообложения НДС в соответствии с пп.21 п.2  статьи 149 НК РФ[13].
Под кинопродукцией понимаются фильм, исходные материалы фильма,
кинолетопись, исходные материалы кинолетописи, тираж фильма или часть
тиража фильма.
Организацией кинематографии является организация независимо от
организационно-правовой формы и формы собственности, основными
видами деятельности которой являются производство фильма, производство
кинолетописи, тиражирование фильма, прокат фильма, показ фильма,
восстановление фильма, техническое обслуживание кинозала, изготовление
киноматериалов, изготовление кинооборудования, выполнение работ и
оказание услуг по производству фильма (прокат кинооборудования, аренда
павильонов, кинокомплексов, пошив костюмов, строительство декораций,
изготовление грима, постижерских изделий, реквизита, игровой техники,
специальных эффектов, обработка пленки, звуковое оформление фильма и
др.), образовательная, научная, исследовательская, издательская, рекламно-
пропагандистская деятельность в области кинематографии, хранение фильма,
хранение исходных материалов кинолетописи. Об этом сказано в ст. 3 Закона
N 126-ФЗ.
К работам и услугам по производству кинопродукции, освобождаемым
от обложения НДС, относятся работы и услуги организаций кинематографии
по предоставлению напрокат кинооборудования и в аренду павильонов и
кинокомплексов, по пошиву костюмов, строительству декораций,
изготовлению грима, постижерских изделий, реквизита, игровой техники,
специальных эффектов, обработке пленки, звуковому оформлению фильма, а
также иные работы и услуги организаций кинематографии, включенные в
смету на производство кинопродукции. Соответственно, работы (услуги) по
производству кинопродукции не освобождаются от обложения НДС при их
выполнении иными организациями и индивидуальными предпринимателями,
даже если эта кинопродукция имеет удостоверение национального фильма.
Такие разъяснения дают чиновники Минфина РФ в Письме от 29.07.2011 N
03-07-14/79. Аналогичной точки зрения придерживается налоговая служба в
Письмах УФНС по г. Москве от 23.01.2009 N 19-11/4811, от 11.08.2008 N 19-
11/75204, от 12.05.2008 N 19-11/45240, от 5 ноября 2004 г. N 24-11/71751.
Например, в случае аренды помещения у компаний, применяющих
НДС, можно подать письмо об освобождении от НДС арендной платы с
предоставлением удостоверения национального фильма, лимита затрат с
выделенной статьей об аренде, календарно-постановочного плана с
указанием на срок производства (соответственно, периода освобождения от
НДС) и на эту сумму (в случае адекватного арендатора) уменьшить расходы
на аренду офиса/павильона.
Соответственно, от НДС для национальных фильмов, имеющих УНФ,
освобождаются и лицензионные договора на прокат таких фильмов.
Понятно, что данное освобождение актуально лишь для компаний с
ОСНО, для организаций, применяющих УСН, они не актуальны.

– Уменьшение налога УСН 6% на уплаченные страховые взносы на
работников
Компании на УСН 6% может снизить налог (не более 50% от суммы
налога) на страховые взносы за сотрудников в налоговую на пенсионное,
медицинское и социальное страхование, а также в ФСС на травматизм, на
больничные сотрудникам за первые три дня, также взносы за сотрудников на
ДМС. Взносы надо оплатить в тот же период, за который считается налог.
Например, налог за 1 квартал можно уменьшить на страховые взносы,
оплаченные с 1 января по 31 марта. Не имеет значения за какой период
оплачены взносы (пп.1 п.3.1 статьи 346.21 НК РФ[14]).
Таким образом, кинокомпании могут спланировать объем заключаемых
гражданско-правовых договоров для возможности снижения уплачиваемого
налога с доходов 6% так, чтобы они могли его компенсировать на 50%.
Скажем, при получаемой выручке в 1 млн. рублей, налог на УСН 6% будет
исчислен в размере 60 000 рублей. Можно свободно оформить договор
гражданско-правового подряда на сумму 110 700 рублей без дополнительных
затрат (помимо уплаченного НДФЛ 13%), считаем пропорцию: 60 000
умножить на 50% – это 27,1% страховых взносов на гражданско-правовые
договора, соответственно, сумма заключаемого гражданско-правового
договора (100%) считается как 60 000 умножить на 0.5 умножить на 100 % и
поделить на 27,1%.

– Льготные ставки страховых взносов для СО НКО на УСН
В соответствии с Письмом Минфина от 01.08.2018 № 03-15-
06/54260[15] пониженные ставки страховых взносов (20% вместо 30%) с
2019 по 2024 год установлены для социально-ориентированных
некоммерческих организаций (СО НКО), применяющих упрощенную
систему налогообложения и осуществляющих деятельность в области
социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок,
образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров,
библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением
профессионального), а также благотворительных организаций, применяющих
УСН. В указанный период данные организации могут использовать
пониженный тариф страховых взносов на УСН – только пенсионные
отчисления в размере 20%, остальные взносы будут рассчитаны по нулевому
тарифу.

– Профессиональные налоговые вычеты авторам произведений
Профессиональные налоговые вычеты позволяют уменьшить доход,
облагаемый НДФЛ по ставке 13 % на сумму фактически произведенных и
документально подтвержденный расходов, непосредственно связанных с
выполнением работ (оказанием услуг) по гражданско-правовому договору
(п.3 статьи 221 НК РФ[16]).
Если расходы не могут быть подтверждены, по расходы, уменьшающие
доход, облагаемый НДФЛ для авторов может быть уменьшен на суммы от 20
до 40% по установленным нормативам для разных категорий авторов (п.3
статьи 221 НК РФ). Для получения права на профессиональный вычет,
авторы должны предоставить продюсеру (налоговому агенту) письменное
заявление.

– Оплата командировочных расходов волонтерам
По общему правилу, командировочные расходы (компенсация за
проезд, проживание, суточные расходы в установленных нормативах) не
облагаются налогом НДФЛ только в рамках трудовых договоров. Для
гражданско-правовых договоров и договоров на оказание услуг/выполнение
работ с ИП, компенсации командировочных расходов облагаются НДФЛ.
Однако, в случае, если нет оформленных договоров с командируемыми
и ими выполняются работы в рамках волонтерской или деятельности по
стажировке, можно применить пп.3.1 Статьи 217 НК РФ[17], когда доходы,
полученные волонтерами (добровольцами) в рамках гражданско-правовых
договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ,
оказание услуг в виде выплат на возмещение расходов на проезд к месту
осуществления благотворительной, добровольческой деятельности и
обратно, на питание (в сумме нормативов суточных расходов).

– Оформление патента для ИП на услуги аренды кинооборудования
Патентная система в России предназначена только для
индивидуальных предпринимателей (ИП). Есть перечень видов
деятельности, разрешенных Налоговым кодексом и попадающим под патент
в 2019 году для ИП, они установлены в статье 346.43 НК РФ[18].
Так, под патент попадают:
8) услуги фотоателье, фото и кинолаборатрий,
25) монофоническая и стереофоническая запись речи, пения,
инструментального исполнения заказчика на магнитную ленту, компакт-
диск, перезапись музыкальных и литературных произведений на магнитную
ленту, компакт-диск;
40) услуги по прокату
Согласно статье 626 ГК РФ прокат – аренда движимого имущества, в
том числе – кинооборудования. По договору проката арендодатель,
осуществляющий сдачу имущества в аренду в качестве постоянной
предпринимательской деятельности, обязуется предоставить арендатору
движимое имущество за плату во временное владение и пользование.
Имущество, предоставленное по договору проката, используется для
потребительских целей, если иное не предусмотрено договором или не
вытекает из существа обязательства.
Стоимость патента устанавливается каждым субъектов РФ на год. Так,
для Москвы, стоимость патента на услуги фотоателье, фото и
кинолабораторий в 2019 году составляет 59 400 рублей, монофоническая и
стереофоническая запись речи и т.п. – 39 600 рублей в год, услуги по прокату
– 59 400 рублей в год. Эта та сумма налога, не зависимо от дохода в год (в
пределах сумм применения УСН), которую надо заплатить в течение года.
При значительных суммах оборотов на ИП, патентная система может быть
выгодной для применения.
Однако, при применении патента предприниматель не может
уменьшить сумму уплачиваемого налога на страховые взносы в
фиксированном размере. Они должны быть также уплачены в полном объеме
в размере фиксированной части. Патент может быть оформлен и на срок от 6
до 12 месяцев. Более подробно о получении патента для Москвы описано на
сайте налоговой инспекции[19].
Так, если оборот по аренде оборудования ИП больше 1 670 000 в год,
то  патент выгоден.

8. Налог на профессиональный доход (налог на самозанятых
граждан)


Пока эксперимент по данному налогу проводится только на
территориях Москвы, Московской и Калужской областях, республике
Татарстан. Применять этот налог могут физических лица, в том числе
индивидуальные предприниматели (вместо УСН или ОСНО), местом
деятельности которых являются указанные регионы[20].  Специальный
налоговый режим регулируется Федеральным законом от 27.11.2018 №422-
ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового
режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального
значения Москве, в Московской и Калужской областях, в также Республике
Татарстан».
Возможно, применение такого налогового режима может быть полезно
для работников киноиндустрии, а также продюсеров, совмещающих в себе
функции режиссера, автора, оператора, работающих с коммерческими
заказами.
Для этого налога существуют особенности: его нельзя применять, если
есть наемные рабочие, если доход за год может превысить 2,4 млн. рублей,
ряд других ограничений, перечисленных в законе.
Так, при работе с физическими лицами ставка налога составляет 4%, с
юридическими – 6%. Положительное отличие от УСН 6% в том, что нет
необходимости уплачивать страховые взносы в фиксированном размере (а в
2019 году эта сумма составляет 36 238 рублей в год) и 1% с превышения
300т.
Минусом (для тех, кому это важно), является соответствующее
отсутствие страхового стажа, исчисляемого ПФР. Ведение учета ведется
через программу «Мой налог» (https://npd.nalog.ru/app/), которая передает все
сведения в налоговую, которая и рассчитывает налоги к уплате.
При применении данного налогового режима можно также получить
налоговый вычет 10 000 рублей, уменьшив на него сумму налога следующим
образом: уменьшив на 1% ставку налога при работе с физическими лицами, и
на 2% – при работе с юридическими лицами.
Еще положительным моментом является то, что налоговая декларация
по налогу не представляется, а в приложении «Мой налог» можно создать
поручение, по которому налоговая самостоятельно будет инкассировать
налог с карты или расчетного счета применяющего его физического лица.
Есть такой момент, что объектом доходов по данному налогу не
признается доход по гражданско-правовым договорам при условии, что
заказчиком является предыдущий(ие) работодатели менее двух лет назад.
Это введено для того, чтобы работодатели массово не переводили своих
работников на этот налоговый режим, экономя на страховых взносах по
трудовым отношениям.
НДС в киноиндустрии
“НДС: проблемы и решения”, 2011, N 10
В соответствии с пп. 21 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождаются от
налогообложения работы (услуги) по производству кинопродукции,
выполняемые (оказываемые) организациями кинематографии, и реализация
прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции,
получившей удостоверение национального фильма.
Применяя данную норму на практике, хозяйствующие субъекты
сталкиваются с определенными трудностями и вопросами, ответы на которые
приходится искать не только в Налоговом кодексе или в официальных
разъяснениях контролирующих органов, но и в арбитражной практике.
Условия для льготы
Освобождение от НДС на основании пп. 21 п. 2 ст. 149 НК РФ
предоставляется в случае, если хозяйствующим субъектом выполнены
условия, предусмотренные ст. 4 Закона N 126-ФЗ <1>, и получено
удостоверение национального фильма (в порядке, предусмотренном этим
законодательным актом), в отношении которого не было впоследствии
принято решение об аннулировании (Письмо УФНС по г. Москве от
18.10.2010 N 16-15/108644).
<1> Федеральный закон от 22.08.1996 N 126-ФЗ “О государственной
поддержке кинематографии Российской Федерации”.
Вначале отметим, что под кинопродукцией понимается фильм,
исходные материалы фильма, кинолетопись, исходные материалы
кинолетописи, тираж фильма или часть тиража фильма (ст. 3 Закона N 126-
ФЗ).
Итак, какие условия ставит перед хозяйствующими субъектами ст. 4
Закона N 126-ФЗ?
По большому счету данная норма предъявляет требования к
национальному фильму. Фильм будет признаваться национальным, если:
– продюсер фильма – гражданин РФ или юридическое лицо,
зарегистрированное в установленном порядке на территории России;
– авторы фильма – граждане РФ;
– в состав съемочной группы фильма (режиссеры-постановщики,
операторы-постановщики, операторы, звукооператоры, художники-
постановщики, художники по костюмам, монтажеры, актеры –
исполнители главных ролей) входит не более чем 30% лиц, не
имеющих гражданства РФ;


– фильм снимается на русском языке или других языках народов РФ;
– не менее чем 50% общего объема работ в сметных ценах по
производству фильма, тиражированию фильма, прокату фильма и
показу фильма осуществляется организациями кинематографии,
зарегистрированными в установленном порядке на территории РФ;
– иностранные инвестиции в производство фильма не превышают 30%
сметной стоимости данного фильма.
Кроме того, на основании ст. 4 Закона N 126-ФЗ в качестве
национального фильма может рассматриваться также фильм, производство
которого осуществляется совместно с иностранными организациями
кинематографии при соблюдении условий, определенных соответствующими
международными договорами и соглашениями РФ.
Получение удостоверения национального фильма осуществляется в
порядке, предусмотренном Положением о национальном фильме <2>.
<2> Утверждено Приказом Минкультуры России от 27.09.2004 N 60.
Согласно п. 4 данного документа выдача удостоверения национального
фильма осуществляется Минкультуры. Порядок получения и продления
срока действия удостоверения устанавливается Регламентом <3>.
<3> Административный регламент Минкультуры России по
исполнению государственной функции по выдаче удостоверений
национального фильма, утв. Приказом Минкультуры России от 03.02.2009 N
38.
Учитывая изложенное, льгота по НДС, предусмотренная пп. 21 п. 2 ст.
149 НК РФ, распространяется на ситуации, когда фильм удовлетворяет
вышеизложенным требованиям и признан национальным (имеется
удостоверение). В противном случае указанная льгота по НДС применяться
не может.
Аналогичное мнение содержится в Письме Минфина России от
04.02.2008 N 03-07-08/25.
Передача прав на использование (распространение) копии на
видеоносителях
На сегодняшний день некоторые хозяйствующие субъекты
зарабатывают тем, что на законных основаниях реализуют права на
использование или распространение лицензионных копий фильмов на
видеоносителях. Могут ли данные субъекты воспользоваться льготой по
НДС, предусмотренной пп. 21 п. 2 ст. 149 НК РФ?
Позиция контролирующих органов на этот счет высказана в Письме
УФНС по г. Москве от 18.10.2010 N 16-15/108644. Сославшись на нормы гл.
21 НК РФ, а также на ст. 4 Закона N 126-ФЗ, московские налоговики пришли
к выводу, что операции по передаче продавцом прав на использование
(распространение) определенного количества изготовленных копий
национального фильма на видеоносителях покупателю освобождены от
обложения НДС.
Таким образом, при оплате покупателем приобретенного права на
использование (распространение) определенного количества изготовленных
копий национального фильма на видеоносителях НДС не взимается в
соответствии с указанным порядком.
В то же время контролеры отмечают, что если деятельность
хозяйствующих субъектов связана с реализацией физическим и юридическим
лицам изготовленных копий на видеоносителях (оптовая торговля), то в
отношении нее следует начислять и уплачивать НДС в общеустановленном
порядке, поскольку Налоговым кодексом не предусмотрено освобождение от
налогообложения реализации кинопродукции, получившей удостоверение
национального фильма.
Обратите внимание! Если деятельность хозяйствующего субъекта
связана как с передачей прав на использование (распространение) копий на
видеоносителях, так и с реализацией кинопродукции, то не следует забывать
о п. 4 ст. 149 НК РФ, который устанавливает для налогоплательщиков
обязанность по ведению раздельного учета при осуществлении операций,
подлежащих налогообложению, и операций, в отношении которых НДС не
уплачивается.
Распространяется ли льгота на предпринимателей?
Могут ли индивидуальные предприниматели воспользоваться льготой
по НДС в отношении операций, указанных в пп. 21 п. 2 ст. 149 НК РФ?
Из дословного прочтения данной нормы (текст представлен в
преамбуле к статье) видно, что льгота по НДС распространяется на
реализацию:
– работ (услуг) по производству кинопродукции, выполняемых
(оказываемых) организациями кинематографии;
– прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции,
получившей удостоверение национального фильма.
Итак, чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо выяснить,
что же понимается под организацией кинематографии. В соответствии со ст.
3 Закона N 126-ФЗ таковой признается организация независимо от
организационно-правовой формы и формы собственности, основными
видами деятельности которой являются:
– производство фильма, кинолетописи;
– тиражирование, прокат, показ, восстановление фильма;
– техническое обслуживание кинозала;
– изготовление киноматериалов, кинооборудования;
– выполнение работ и оказание услуг по производству фильма (прокат
кинооборудования, аренда павильонов, кинокомплексов, пошив
костюмов, строительство декораций, изготовление грима,
постижерских изделий, реквизита, игровой техники, специальных
эффектов, обработка пленки, звуковое оформление фильма и др.) <4>;
– образовательная, научная, исследовательская, издательская, рекламно-
пропагандистская деятельность в области кинематографии;
– хранение фильма и исходных материалов кинолетописи.
<4> Следует отметить, что само по себе выполнение работ в зоне
кинозалов не означает, что в данных помещениях хозяйствующим
субъектом осуществлялась деятельность, подпадающая под освобождение
от уплаты НДС (Постановление ФАС ПО от 08.04.2010 N А12-15498/2009).
Согласно ОКВЭД <5> деятельность, связанная с производством,
прокатом и показом фильмов, имеет код 92.1.
<5> Общероссийский классификатор видов экономической
деятельности, утв. Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N
454-ст.
Таким образом, работы, услуги по производству кинопродукции,
оказываемые предпринимателями, не могут подпадать под действие пп. 21 п.
2 ст. 149 НК РФ.
Аналогичного мнения придерживается финансовое ведомство. В
Минфин с вопросом обратился предприниматель, основным видом
деятельности которого является киновидеопроизводство (код ОКВЭД 92.1).
Он заключил договор на оказание услуг по организации производства
художественного кинофильма, имеющего удостоверение национального
фильма. Может ли ИП в отношении выручки, полученной по указанному
договору, не уплачивать НДС на основании пп. 21 п. 2 ст. 149 НК РФ?
В Письме от 29.07.2011 N 03-07-14/79 чиновники, сославшись на ст. 3
Закона 126-ФЗ, пришли к выводу, что освобождение от обложения НДС
услуг по организации производства художественного кинофильма,
оказываемых индивидуальными предпринимателями, действующим
законодательством не предусмотрено.
Подобным образом рассуждали в более ранних разъяснениях и
представители налоговой службы: работы (услуги) по производству
кинопродукции не освобождаются от обложения НДС при их выполнении
иными организациями (которые не относятся к организациям
кинематографии) и индивидуальными предпринимателями (Письма УФНС
по г. Москве от 23.01.2009 N 19-11/4811, от 11.08.2008 N 19-11/75204, от
12.05.2008 N 19-11/45240).
Следует отметить, что в указанных Письмах налоговики ссылались на
Общесоюзный классификатор “Отрасли народного хозяйства” (ОКОНХ) <6>,
который утратил силу на территории РФ с 01.01.2003 в связи с изданием
Постановления Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, утвердившего
ОКВЭД. Однако, как показывает практика, данный факт никак не повлиял на
позицию проверяющих.
<6> Утвержден Госкомстатом СССР, Госпланом СССР,
Госстандартом СССР 01.01.1976.
Обращаем ваше внимание на то, что в вышеприведенных разъяснениях
чиновники высказывали свое мнение только в отношении операций по
производству кинопродукции. Льгота по остальным операциям,
поименованным в пп. 21 п. 2 ст. 149 НК РФ, распространяется и на
индивидуальных предпринимателей.
Подтверждением данной точки зрения являются разъяснения
контролирующих органов. Так, в Письме от 18.10.2010 N 1615/108644
столичные налоговики, отвечая на вопрос хозяйствующего субъекта, указали,
что при реализации (уступке, переуступке) прав на использование (включая
прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального
фильма, от уплаты налога освобождаются организации любой формы
собственности и ведомственной принадлежности (в том числе организации
кинематографии) и индивидуальные предприниматели. Аналогичная
позиция содержится в Письмах УФНС по г. Москве от 07.07.2005 N 19-
11/48961, МНС России от 17.01.2002 N 03-2-09/96/25-Б506.
Сдача в аренду помещений для производства фильмов
В Письме от 30.01.2008 N 03-07-07/07 Минфин ответил на вопрос,
освобождаются ли от обложения НДС оказываемые организацией
кинематографии услуги по предоставлению в аренду помещений для
производства фильмов, получивших удостоверение национального фильма.
Сославшись на ст. 3 Закона N 126-ФЗ, чиновники отметили, что одним
из основных видов деятельности организации кинематографии является в
том числе оказание услуг по производству фильма, включая аренду
павильонов и кинокомплексов. Таким образом, услуги по сдаче в аренду
помещений, предназначенных для производства фильмов, в рассматриваемой
ситуации освобождаются от обложения НДС.
Обращаем ваше внимание на то, что если в качестве арендодателя
выступает хозяйствующий субъект, не являющийся организацией
кинематографии, то услуги по предоставлению в аренду помещений следует
облагать НДС в общеустановленном порядке. Данный вывод следует из
определения понятия “организация кинематографии” (ст. 3 Закона N 126-ФЗ).
Счета-фактуры без НДС
На практике у бухгалтеров иногда возникает вопрос: могут ли
организации кинематографии при осуществлении основного вида
деятельности выставлять первичные документы и счета-фактуры без НДС?
В Письмах от 11.08.2008 N 19-11/75204, от 12.05.2008 N 19-11/45240
столичные налоговики подтвердили правомерность выставления
организацией кинематографии счета-фактуры без НДС в отношении
основного вида деятельности. При этом контролеры руководствовались
следующими нормами.
Согласно п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг),
передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене
(тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных
прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг),
имущественных прав соответствующую сумму налога.
В силу п. 5 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг),
операции по реализации которых не подлежат обложению НДС, а также при
освобождении налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ от
исполнения обязанностей налогоплательщика расчетные документы,
первичные учетные документы оформляются, счета-фактуры выставляются
без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных
документах делается соответствующая надпись или ставится штамп “Без
налога (НДС)”.
Таким образом, налогоплательщик (при условии отнесения его к
организациям кинематографии) вправе при оказании услуг по производству
кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма,
выставлять первичные учетные документы и счета-фактуры без НДС.

 

Ваш юрист, Анна Грецкая
Руководитель Юридического
бутика «Формула успеха»

https://форм-успеха.рф/
@anna_gretskaya.urist
+79183898677

Share.

About Author

Leave A Reply