Суббота, 20 апреля

Интервью директора 4ДСНГ МИД России Д.В.Гончара информационному агентству ТАСС, 10 декабря 2022 г.

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Вопрос: 2022 год стал юбилейным для российско-азербайджанских и российско-армянских отношений. Как Вы оцениваете итоги года и каковы планы на будущее в контексте развития двусторонних связей Москвы с Баку и Ереваном? Какие проблемные моменты в отношениях с Азербайджаном и Арменией беспокоят российскую сторону?

Ответ: Действительно, уходящий год был особым в наших связях с Азербайджаном и Арменией. Как представляется, нам удалось достойно отметить 30-летие установления дипотношений и 25-летие подписания двусторонних договоров о дружбе.

Применительно к Азербайджану символично, что именно в юбилейный год мы смогли вывести наши отношения на качественно новый –союзнический – уровень. 22 февраля в Москве президенты В.В.Путин и И.Г.Алиев подписали соответствующую Декларацию. Этот важнейший документ закрепил ориентиры для развития наших отношений на годы вперед. Выход на союзничество стал результатом многолетней совместной работы, которую мы выстраивали с азербайджанскими друзьями на основе принципов взаимоуважения и учета интересов друг друга. Определяющий фактор – сложившийся беспрецедентно высокий уровень личных отношений между главами наших государств. В этом году наши президенты провели шесть очных встреч и 10 телефонных разговоров.

Достойно прошли юбилейные мероприятия. В их числе – фестиваль «Дни Азербайджана» в Москве, взаимные музейные выставки, концерты и показы кинофильмов, выпуск юбилейных марок и сборника документов.

Мы заключили с партнерами солидный пакет межправительственных и межведомственных соглашений, в том числе о сотрудничестве в сфере международной информационной безопасности, противодействии легализации преступных доходов, о развитии судостроения и пунктов пропуска на границе. Работа по развитию договорно-правовой базы будет продолжена.

Бьет рекорды товарооборот. По итогам года он может достичь отметки в 4 млрд долл.

После пандемийной паузы заметно активизировались контакты на всех уровнях. Только в последние месяцы в Баку побывали Председатель Госдумы В.В.Володин, Председатель Правительства М.В.Мишустин, главы ряда крупных регионов (Астрахани, Дагестана, Татарстана), результативно прошел 11-й российско-азербайджанский Межрегиональный форум. Успешно проведены первый (в марте в Гусарском районе Азербайджана) и второй (в сентябре в Нижнем Новгороде) форумы молодежных инициатив.

Придаем большое значение взаимодействию в рамках доставшегося в наследство России и Азербайджану общего культурного пространства. Весьма отрадно, что в обществах обеих стран традиционно сохраняется высокий спрос на мероприятия культурно-гуманитарной направленности. Кстати, в 2023 г. запланировано проведение в Баку специального мероприятия Минкультуры России – Музейного роад-шоу с презентацией ведущих российских музеев, конференцией руководителей музеев России и Азербайджана и выставкой цифровых копий предметов Музейного фонда России.

Что касается беспокоящих нас моментов. Как вы знаете, на октябрьском саммите в Сочи лидеры России, Азербайджана и Армении отметили в совместном заявлении ключевой вклад Российского миротворческого контингента в обеспечение безопасности в зоне его развёртывания, востребованность его усилий по стабилизации обстановки в регионе. Нам хотелось бы, чтобы азербайджанские медиа и соцсети при освещении деятельности РМК учитывали вышеуказанные оценки, разделяемые руководством Азербайджана. Справедливости ради надо сказать, что и у наших партнеров возникали претензии по поводу «предвзятой» подачи рядом российских СМИ сюжетов, касающихся армяно-азербайджанской нормализации.

Все эти темы мы предметно обсуждаем с азербайджанскими коллегами в уважительном и профессиональном ключе. В частности, они затрагивалась в ходе недавних переговоров министров иностранных дел С.В.Лаврова и Д.А.Байрамова. Готовы и далее искать и находить взаимоприемлемые развязки даже по самым непростым вопросам.

В отношениях с Арменией уходящий год тоже получился знаковым. Важной вехой стал первый официальный визит в нашу страну Премьер-министра Н.В.Пашиняна, в ходе которого 19 апреля лидеры приняли Совместное заявление, закрепившее привилегированный характер союзнических отношений между Москвой и Ереваном. В рамках юбилея провели серию праздничных акций – выставки архивных и фотоматериалов, перекрестные дни культуры, издание сборника договорно-правовой базы.

Насыщенные контакты на различных уровнях продолжались на протяжении всего года. В октябре-ноябре Армению посетили Президент В.В.Путин и Председатель Правительства М.В.Мишустин, которые «на полях» заседаний по линии ОДКБ и ЕАЭС провели обстоятельные беседы с армянским руководством. Н.В.Пашинян в привязке к различным мероприятиям на территории России посетил Москву, Владивосток, Нижний Новгород, Новосибирск и Сочи.

До конца года намечена очередная сессия Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. В Ереван регулярно направляются бизнес-миссии, проходят межрегиональный и молодежный форумы. Заметно продвинулись связи по линии субъектов Российской Федерации и марзов Республики Армения.

2023 год начнем с 36-го заседания двусторонней Межпарламентской комиссии по сотрудничеству. Готовим организацию в Республике масштабного Образовательного форума.

Если говорить о беспокоящих нас моментах, то таковые обусловлены главным образом назойливыми попытками Запада «вбить клин» в российско-армянскую дружбу. Видим, как в последнее время в Республике активизировались эмиссары из Вашингтона и Брюсселя, а также всевозможные прозападные структуры, которые пытаются настроить власти и население против России, а в реальности – действуют против национальных интересов Армении. Надеемся, что нам, как и прежде, удастся решать все возникающие вопросы в честном и откровенном общении с армянскими союзниками.

Вопрос: Как идет реализация трехсторонних договоренностей лидеров России, Азербайджана и Армении, включая разблокирование транспортно-экономических связей, подготовку мирного договора между Баку и Ереваном, процесс делимитации армяно-азербайджанской границы, контакты по линии общественности?

Ответ: На саммите в Сочи 31 октября лидеры России, Азербайджана и Армении подтвердили приверженность неукоснительному соблюдению трехсторонних договоренностей от 9 ноября 2020 г., 11 января и 26 ноября 2021 г., которые вместе с заявлением по итогам упомянутой сочинской встречи формируют «дорожную карту» комплексной нормализации армяно-азербайджанских отношений.

Еще раз хотел бы подчеркнуть ключевую роль Российского миротворческого контингента в обеспечения безопасности в зоне его развертывания. Это особо отметили лидеры трех стран на саммите в Сочи и акцентировали востребованность усилий наших миротворцев по стабилизации обстановки в регионе.

В том, что касается разблокирования транспортных и экономических связей между Азербайджаном и Арменией, 6 декабря в Москве состоялось 11-ое заседание Трехсторонней рабочей группы под совместным председательством вице-премьеров России, Азербайджана и Армении. Предметно обсуждались вопросы строительства железной дороги, развития железнодорожного сообщения и организации перевозок между тремя странами и в регионе. Азербайджанская и армянская стороны отметили позитивную роль России в усилиях по разблокированию транспортных коммуникаций.

Готовы и далее оказывать всяческое содействие делимитации армяно-азербайджанской границы и подготовке мирного договора между Баку и Ереваном, в т.ч. через организацию соответствующих трехсторонних встреч на высоком уровне на территории России. Эти крайне чувствительные для обеих сторон процессы требуют поиска взаимоприемлемых и долгосрочных решений. Разглашение деталей переговоров или обсуждение в прессе позиций сторон не всегда идет на пользу делу.

Мы также ведем подготовку очередных контактов по линии общественности и экспертных сообществ двух стран. Это важное направление совместных усилий призвано способствовать формированию атмосферы доверия в отношениях между Арменией и Азербайджаном. Свой вклад в этот процесс может внести и трехсторонний межпарламентский диалог, инициатива запуска которого была поддержана на саммите в Сочи. О сроках проведения соответствующих встреч будет объявлено в свое время.

Вопрос: В сентябре на армяно-азербайджанской границе было серьезное обострение обстановки. Ереван обратился за содействием к Евросоюзу и ОБСЕ, пригласив их миссии. Как Вы оцениваете такое решение армянской стороны? Остается ли в повестке дня направление в регион мониторинговой миссии ОДКБ? Не считаете ли Вы, что Вашингтон и Брюссель перехватывают у Москвы инициативу в посредничестве между Ереваном и Баку?

Ответ: Хотел бы напомнить, что именно благодаря усилиям командования РМК в контактах с обеими сторонами удалось остановить сентябрьскую эскалацию напряженности в районе армяно-азербайджанской границы. По просьбе армянской стороны по линии ОДКБ также был оперативно предпринят ряд шагов, включая созыв внеочередной сессии СКБ ОДКБ, направление Генерального секретаря Организации и начальника Объединенного штаба для оценки ситуации на месте, проработку отправки в приграничные районы Армении мониторинговой миссии ОДКБ. Ситуация в приграничье предметно обсуждалась на ежегодном заседании СКБ ОДКБ в Ереване 23 ноября. По нашей оценке, в случае заинтересованности армянской стороны необходимые решения на этот счет могут быть оперативно приняты при том понимании, что большинство стран-членов ОДКБ видит долгосрочное урегулирование пограничных проблем между Баку и Ереваном через реализацию трехсторонних договоренностей лидеров России, Азербайджана и Армении, включая запуск практической и ритмичной работы комиссии по делимитации границы.

Теперь о том, как мы относимся к действиям западных коллег. Продолжаем фиксировать их настойчивое стремление вклиниться в наши трехсторонние с Азербайджаном и Арменией форматы. И сколько бы ни пытались в Брюсселе и Вашингтоне представить иное, за этим стоит желание выдавить Россию из Закавказья, а не реально и искренне помочь в установлении мира и стабильности в регионе. Показательно, что в Вашингтоне и Брюсселе боятся даже упоминать Россию в позитивном ключе и признавать ключевую значимость трехсторонних договоренностей для нормализации армяно-азербайджанских отношений. В русле таких оценок мы и воспринимаем деятельность временной мониторинговой миссии ЕС в Армении, а также попытки организовать направление в регион миссии ОБСЕ в обход правила консенсуса.

Вопрос: Остается ли релевантным формат Консультативной региональной платформы «3+3» (Азербайджан, Армения, Грузия плюс Россия, Иран, Турция)? Когда может состояться вторая встреча и возможно ли участие в ней Грузии?

Ответ: Убеждены в востребованности Консультативной региональной платформы «3+3» в интересах расширения взаимовыгодного сотрудничества между странами-участницами.

Напомню, что в ходе учредительной встречи в Москве в декабре 2021 г. было решено сфокусироваться на темах, представляющих общий интерес – развитии торгово-экономических, транспортных и культурно-гуманитарных связей, а также борьбе с общими вызовами и угрозами. Особое значение придаем раскрытию транзитного потенциала региона, чему будут способствовать восстановление транспортных маршрутов. Большой интерес представляют перспективы совместной проектной деятельности в модернизации инфраструктуры не только в сфере транспорта, но и энергетики. Такое сотрудничество будет способствовать укреплению доверия в регионе через налаживание всесторонних региональных связей, станет одной из опор в поддержке процессов армяно-азербайджанской и армяно-турецкой нормализации.

В настоящее время продолжается проработка организационных модальностей проведения второго заседания «3+3». Рассчитываем, что оно состоится в ближайшие месяцы. Судя по настрою всех участников, приглашение на него может быть направлено и Грузии.

Вопрос: 1 декабря текущего года Сухум посетил Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В.Володин. 6 декабря состоялось заседание российско-абхазской МПК под сопредседательством вице-премьер-министра А.В.Новака и премьер-министра А.З.Анкваба. Каковы основные итоги? Планируются ли контакты на таком же уровне с Республикой Южная Осетия?

Ответ: Абхазия и Южная Осетия – наши ближайшие союзники, отношения с ними развиваются динамично и поступательно. Между нашими странами идет активный делегационный обмен, позволяющий быстро и эффективно решать актуальные вопросы двусторонней повестки дня.

В последнее время заметно активизировался и межпарламентский диалог. 4 октября новый спикер Народного Собрания Абхазии Л.Н.Ашуба посетил Москву с официальным визитом, а 1 декабря Председатель Государственной Думы В.В.Володин совершил ответный визит в Сухум, провел обстоятельные и предметные переговоры с Президентом А.Г.Бжанией и своим коллегой.

Помимо парламентского трека были предметно обсуждены текущее состояние российского-абхазских отношений, наше взаимодействие на международной арене, особенно в контексте ситуации вокруг Украины. Подписано Соглашение о сотрудничестве между Государственной Думой и Народным Собранием.

До конца года возможны двусторонние контакты и с недавно избранным Председателем Парламента Южной Осетии А.Ю.Алборовым. В проработке обмен официальными визитами на уровне руководства парламентов. Повестка обещает быть насыщенной, нам есть что обсудить с югоосетинским друзьями.

Также хочу отметить, что важнейшими площадками для решения прикладных вопросов взаимоотношений между Россией и молодыми закавказскими республиками являются Межправительственные комиссии по социально-экономическому сотрудничеству. Так, 21 ноября с.г. утверждена на очередной трехлетний период Инвестиционная программа содействия социально-экономическому развитию Абхазии, которая определяет параметры и направления масштабной финансовой помощи, предоставляемой нашей страной союзникам. 6 декабря прошло 19-е заседание российско-абхазской МПК под сопредседательством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В.Новака и Премьер-министра Абхазии А.З.Анкваба. Обсуждены результаты совместной работы по ряду ключевых тем, представляющих взаимный интерес, а также ход реализации Программы формирования общего социального и экономического пространства между Россией и Абхазией на основе гармонизации законодательства двух стран и Государственной программы «Социально–экономическое развитие Республики Абхазия на 2022-2025 годы», разработанных с участием российской стороны.

Аналогичное мероприятие с югоосетинскими коллегами запланировано на начало 2023 г.

Вопрос: Как развиваются отношения Москвы и Тбилиси в нынешних геополитических условиях? Каковы перспективы возобновления прямого авиасообщения и визовой либерализации для граждан Грузии?

Ответ: Несмотря на непростые геополитические условия и отсутствие дипломатических отношений, российско-грузинские связи не стоят на месте. Важным элементом двустороннего диалога остаются контакты председателя Комитета по международным делам Совета Федерации Г.Б.Карасина со спецпредставителем премьер-министра Грузии по связям с Россией З.Абашидзе, в рамках которых обсуждаются практические аспекты с акцентом на торгово-экономическую, транспортную и гуманитарную сферы.

Это касается, в частности, бесперебойного функционирования единственной действующей автомобильной дороги между нашими странами. С грузинской стороны ведется модернизация автодорожной инфраструктуры, включая строительство тоннеля под перевалом Крестовый, с нашей – расширяется пункт пропуска Верхний Ларс. Профильные службы координируют свои действия с тем, чтобы не допустить снижения пропускной способности этой транспортной артерии.

Видим, что, несмотря на провокационные призывы извне, правительство Грузии придерживается прагматичной линии. Это дает положительный эффект. Торгово-экономическая статистика говорит сама за себя. За 10 месяцев 2022 г. товарооборот Грузии с Россией по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. вырос на 51% и приблизился к рекордным 2 млрд долл. За 11 месяцев текущего года в Грузии побывал без малого 1 млн граждан России. В 3,5 раза – до 1,4 млрд долл. – в текущем году возросли денежные переводы из России в Грузию.

В значительной степени благодаря впечатляющим доходам Грузии от въездного туризма, денежных переводов и торговли с Россией прогноз экономического роста Грузии в этом году повышен до двузначной цифры.

Что касается перспектив возобновления прямого авиасообщения и визовой либерализации в отношении граждан Грузии, то в случае формирования нужных для этого предпосылок (условия в Тбилиси хорошо известны) не исключаем принятия решений на этот счет.

Вопрос: Как Вы могли бы прокомментировать взаимодействие по вопросам биобезопасности с Арменией и Азербайджаном? Есть ли рабочие контакты с грузинской стороной по деятельности Центра им.Р.Лугара?

Ответ: На фоне разоблачения военно-биологической активности США и их сателлитов на Украине уделяем повышенное внимание сотрудничеству по этой проблематике со странами постсоветского пространства, включая государства Закавказья. Нам важно убедиться, что ведущиеся в непосредственной близости от наших границ биологические исследования, особенно проводимые совместно с США и другими странами НАТО, не несут угрозы безопасности России.

Армянская сторона конструктивно воспринимает продвигаемые Россией инициативы по формированию правовой базы сотрудничества по биобезопасности на двусторонней основе и в рамках ОДКБ и СНГ. 6 мая 2021 г. в ходе визита С.В.Лаврова в Армению подписан двусторонний Межправительственный меморандум о взаимопонимании по вопросам обеспечения биологической безопасности. В соответствии с его положениями в марте с.г. состоялись полезные межведомственные консультации по биологической безопасности. Армянским партнерам были продемонстрированы российские наработки в области медико-биологической безопасности. Видим, что в Ереване готовы наращивать кооперацию с российскими коллегами, включая изучение опыта законодательного регулирования, совершенствование инфраструктуры, подготовку и повышение квалификации кадров, совместное производство вакцин и медико-технического оборудования.

Рассчитываем на более активное взаимодействие в этой чувствительной области с нашими азербайджанскими партнерами. Это полностью идет в русле подписанной нашими лидерами Декларации о союзническом взаимодействии, где зафиксировано, что стороны изучат возможности налаживания сотрудничества в области биологической безопасности. Такой диалог отвечает интересам как Москвы, так и Баку.

Что касается Грузии, то по-прежнему ожидаем ответа от официального Тбилиси на наш запрос о посещении российскими экспертами на основе согласованных параметров функционирующего в пригороде Тбилиси национального Центра здравоохранения имени Р.Лугара с целью убедиться в том, что на его базе не ведется никаких закрытых военно-биологических исследований.

Вопрос: После многомесячной паузы в октябре состоялся очередной раунд Международных женевских дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье. Когда может состояться новое заседание? В чем причины простоя этого важного переговорного формата? Остается ли он востребованным? Какие надежды российская сторона связывает с продолжением его работы?

Ответ: Действительно, после девятимесячного перерыва 5 октября прошел очередной раунд Международных женевских дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье. Мы дали согласие на его проведение в Женеве и наше участие в нем после получения от принимающей швейцарской стороны гарантий недискриминационного отношения Берна к членам российской делегации с учетом присоединения Конфедерации к известным антироссийским санкциям и ограничительным мерам, введенным Евросоюзом.

К сожалению, вопреки заверениям сопредседателей от ООН, ОБСЕ и Евросоюза, они не смогли обеспечить восстановление прежнего рабочего ритма Женевского формата. Вместо того, чтобы объявить дату следующего – декабрьского – раунда, «тройка» международников решила вновь поставить Дискуссии на паузу, на этот раз – до февраля 2023 г. Причем, как в начале текущего года, так и теперь сопредседатели принимали эти решения кулуарно, без консультаций со всеми участниками. И это при том, что большинство национальных делегаций, включая российскую, были готовы собраться на очередные встречи, в т.ч. в конце текущего года, о чем организаторам было хорошо известно. В итоге в 2022 г. состоялся лишь один раунд вместо обычных четырех.

Несмотря на отсутствие внятных разъяснений, мы четко видим истинную подоплеку происходящего: у наших коллег из Вашингтона и Брюсселя верх взял соблазн привнести геополитику и на закавказское направление.

Со своей стороны, исходим из того, что востребованность Женевских дискуссий в меняющейся геополитической обстановке только возрастает. Императивность регулярных контактов официальных представителей Тбилиси, Сухума и Цхинвала становится очевидной на фоне звучащих из Киева и отдельных западных столиц провокационных призывов к властям Грузии открыть «второй фронт» против России в Абхазии и Южной Осетии. В этих условиях приоритетный характер приобретают продвигаемые Москвой и ее абхазскими и югоосетинскими союзниками вопросы выработки юридически обязывающего соглашения о неприменении Грузией силы против Абхазии и Южной Осетии, а также делимитации грузино-абхазской и грузино-югоосетинской государственных границ и их последующей демаркацией.

Share.

Leave A Reply