Искусство армянского ковроделия возникло много сотен лет назад. С течением времени возникали новые стили и орнаменты, но они всегда таили в себе культурные коды, историю и главные символы национальной культуры. Армянский музей Москвы рассказывает об Обществе армянских ковров, — тех, кто сохраняет и популяризирует традиции коврового искусства.
Общество армянских ковров — это базирующаяся в Лос-Анджелесе организация, членами которой являются ценители древней культуры армянских ковров. Каждый из них делает постоянные денежные взносы. На эти средства организовываются выставки, а также другие массовые общественные мероприятия в густонаселённых армянских районах. Например, в 2015 году в Глендейле (штат Калифорния) проходила конференция «Ткачество ради выживания», посвящённая выражению жизнестойкости армянского народа, пережившего геноцид, давшая надежду беженцам, посетивших выставку. В экспозиции были представлены тканые ковры, вышивки и кружева, изготовленные в лагерях беженцев, спасавшихся от Геноцида, по всему Ближнему Востоку. Послание выставки было позитивным: через искусство и историю кураторы стремились заложить «основу для лучшего будущего для себя и своих детей». Общество армянских ковров также объединилось с некоммерческой организацией для обучения ковроделию более 400 человек в девяти различных армянских деревнях, отдавая дань уважения армянской культуре и создавая возможность для заработка.
Фото: Armenian Rugs Society
Общество армянских ковров продолжает свою работу по «представлению, поддержке и сохранению армянского тканого искусства» как напоминания о стойкости армян. Однако стоит отметить, что существование подобной организации обусловлено не только гуманистическими идеями и необходимостью сохранения гуманистической памяти. Армянское ковроделие — это настоящее искусство. Уже в Средневековье (считающееся золотым веком армянского ковроделия) в нём выделилось несколько стилей:
Драконовые ковры (на армянском — вишапагорг). На них изображены драконы, дерево жизни, птица Феникс, восставшая из пепла, треугольные орнаменты, зазубренные бриллианты и символы вечности.
Орлиные ковры (на армянском — арцвагорг) с символическим изображением орлов.
Змеиные ковры (на армянском — оцагорг). Они были с изображениями змей. Древние армяне поклонялись змеям, потому что они, по поверьям, приносили счастье в дом. Украшения в виде змеи были частым аксессуаром у армянских женщин, потому что животное также считалось символом плодородия. Армянское слово «капа» имело два значения: кожа змеи и одежда людей.
Более поздние варианты ковров выглядели несколько иначе. Их основная структура была разделена на медальоны, которые могли иметь различные формы. Они были ромбовидными, звездообразными, крестообразными, полностью закрытыми или с силуэтом дракона. Образцы и символы ковров ХХ века могли покрывать всю его поверхность множеством рядов, могли быть расположены исключительно вдоль центральной оси или разбросаны так же, как узоры, расположенные в центральной части ковра.
Центральная часть содержала много дополнительных стилизованных элементов: кресты, птицы и змеи в сочетании с символами, означающими вечный круг жизни, такими, как солнечные знаки, бесчисленные типы гнёзд, древо жизни, домашние животные и всадники.
Сложная семиотика орнамента, использование характерных для многих древних культур знаков и символов, существование полноценных стилей позволяет вписать армянское ковроделие в контекст мировой истории интерьера и декоративно-прикладного искусства в частности.