Четверг, 28 марта

«Показывать нельзя скрывать»: Дегенеративное искусство

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Дрезден – столица Саксонии – всегда был богатым и роскошным городом, который также называли «Флоренцией на Эльбе». И помпезность архитектуры, и утончённость, и меценатство саксонских князей – курфюрстов – всё было под стать этому сравнению. Саксонские монархи грузили искусство, можно сказать, бочками: Старые мастера, картины, скульптуры – из-за такой процветающей вариативности к началу XX века город оказался набит искусством. В то время из Дрездена по всему миру летели открытки с изображениями вневременных живописных шедевров – Вермеер, Рембрандт, Лиотар, Рафаэль.

Жан-Этьен Лиотар “Прекрасная шоколадница”

Все эти шедевры и по сей день хранятся в Дрезденской галерее – в одной из главных сокровищниц мирового искусства. В 1923 году бывший германский солдат и настоящий немецкий художник Отто Дикс пишет полотно, которое навсегда войдёт в историю мирового искусства, которое также окажется в этих стенах.

Эта картина воспримется публикой не только как оскорбление смотрящих на неё, но и как оскорбление всей германской нации. Что же Дикс изобразил на ней? Чтобы разобраться, для начала придётся окунуться в историю.

Художник родился в 1891 году в небольшом городе Гера, но его лично всегда манил именно Дрезден. Юный Отто рано начал рисовать, а вышеупомянутый город всех творческих людей притягивал своей блестящей Академией искусств и ремёсел, а также выдающейся коллекцией Старых мастеров в Дрезденской галерее.
Молодой Дикс делает успехи – его рисунки замечательны, хотя он и не слишком много читает. Но всё же есть один автор, к которому он испытывает настоящую страсть – немецкому философу Фридриху Ницше.

Дикса, как провинциального юношу, как и тысячи других по всей Германии, идеи Ницше вытаскивают в «большой мир». Ему, человеку из «малого мира» они рассказывают о грядущем переустройстве Европы, сломе прежних идеалов, смерти Бога и превосходстве силы, где последнее не может не отсылать к гимну Германии – «Deutschland Über Alles» («Германия Прежде Всего»). Так художника подхватили революционные настроения в стране, подготовив его не к самому гуманному бою за отстаивание германских идеалов. Война – это мерзость, грязь и низость. Но, отправляясь на неё, Отто Дикс ещё ничего из этого не знает. Он идёт воевать, полный идеалистических представлений и ницшеанских идей – и те, и другие улетучатся мгновенно.

Отто Дикс, автопортрет

Сто лет назад, в Первую мировую войну Германия входит окрылённая надеждой и верой в собственное величие, но в «собственном величии» уверена не только Германия, а все воюющие страны. И эта «победоносная» война растягивается на четыре года в окопной грязи, из которой Германия выходит проигравшей.

Отто Дикс вернётся домой только четыре года спустя. Это будет уже совсем другой человек – война развеет былое ощущение превосходства и готовность изменить мир по щелчку пальцев. Рисунки Дикса станут полны ужаса и сострадания ко всему живому, готовящемуся умереть.
Тогда-то, как некий итог этому периоду осознанности, в 1923, девять лет спустя после Первой мировой, Отто начинает создавать свой magnum opus – полотно, на котором лучшим образом передаст коллективное воспоминание соотечественников того тёмного для Германии времени. Закончившаяся война проснётся на его картине снова – повеет запахом смерти на тех, кто уже успел забыть о ней.

Отто Дикс “Окоп”

«Окоп» своими образами отсылает к другим великим работам живописцев, среди которых «Изенгеймский алтарь» Маттиаса Грюневальда и «Распятие» Рогира ван дер Вейдена. Но Старые мастера знали, что за распятием следует воскресение, а как жить после окопа – не знал никто. В том же году «Окоп» выставляют в Кёльне, что вызывает бурный скандал в обществе.
Бургомистр Конрад Аденауэр лично протестует после показа такой работы.

Рогир ван дер Вейден “Распятие”

Своей картиной Отто совершил настоящую революцию живописи – таких тем, настроений и атмосферы на работах раньше не показывали. Он изобразил ужас, из которого война по-настоящему состоит, а также солдат не героического, а дикого и зверского вида. Саму картину в Кёльне выставляли за занавеской, так как боялись, что посетителям станет плохо. Впоследствии Аденауэр запретил покупать картину в личную коллекцию.

Следующие пять лет, с 1923 по 1928, у картины отсутствовал владелец. Дикс и его деловой партнёр пытаются продать скандальное полотно, пока наконец не находится покупатель – в Дрездене. В 1928 году общество покровителей Дрезденской галереи совместно с мэрией Дрездена находят деньги на покупку «Окопа».

К году покупки картины Отто Дикса с Дрезденом связывают не только товарно-денежные отношения, он и сам становится дрезденцем, когда ему назначают ставку профессора в Дрезденской академии искусств. Став академиком, художник, тем не менее, своих убеждений не меняет и начинает работу над новой, огромной военной картиной. Хоть композиционно она и будет похожа на «Окоп», но новое полотно может оказаться ещё чудовищней – в ней тот самый военный смрад, мрак и ужас будут ещё наглядней и реалистичней.

После войны Германия стремительно прощается с мечтами о собственном величии. Бывшая империя лишилась всего: миллионов сограждан, колоний, богатств и непоколебимой уверенности в себе. В то же время в Германии происходит расцвет искусства – немецкий экспрессионизм становится лидирующей во всём мире художественной силой: Эмиль Нольде, Эрнст Кирхнер, Эрих Хеккель и, конечно, Отто Дикс. Видно, что музеи Германии отдают себе отчёт в том, что происходит, и скупают себе в коллекции молодое немецкое искусство.

В 1919 году после окончания Первой мировой войны союзники-победители подписывают Версальский мирный договор – он определяет послевоенное устройство мира и последовательно унижает Германию. По договору, она обязывалась выплатить огромные репарации, которые лягут тяжким бременем на экономику страны и станут главной причиной недовольства населения. Германия также теряет 13 процентов своих территорий и 1/10 часть населения. Эльзас-Лотарингия снова отходит Франции, а весь левый берег реки Рейн должен быть демилитаризирован. Самое худшее среди этого – от Германии отделяется Восточная Пруссия для восстановления Польши, которая теперь получит выход к морю. Польский коридор станет той проблемой, которая, в конце концов, приведёт ко Второй мировой войне.
В глазах многих немцев условия по разоружению военизированных антиреволюционных формирований усугубит и без того трудную ситуацию. Они наблюдают за разрушением своих подводных лодок, боевых кораблей и самолётов. Немецкая армия сокращается до ста тысяч человек. Целое десятилетие страна живёт в статусе отверженной, пока один человек не решает использовать ущемлённое национальное самосознание в собственных целях.

Будучи демобилизованным вопреки своему желанию, будущий канцлер Германии оказывается в Баварии, где процветают ультраправые экстремистские движения. Здесь он впервые попадает на киноплёнку во время демонстрации ДАП – Немецкой Рабочей Партии. Еще в 1919 году армия поручила ему внедрится в эту группу и наблюдать за ней. Но из-за отсутствия лучших перспектив он остаётся членом Партии и становится её главным политическим агитатором.

В политическом отношении Бавария оставалась ультраправой, в то время как правительство новообразованной Веймарской республики в Берлине взяло левоцентрийский курс. Быстро превратившись в типичного баварца, будущий диктатор стал клеймить проклятиями «Ноябрьских преступников» – сторонников перемирия и Версальского диктата. Эти взгляды разделяла и армия, в особенности, ветераны войны, собиравшиеся в просторных пивных Мюнхена. Одной из таких пивных была «Бюргербройкеллер», где 13 августа 1920 года Адольф Гитлер совершил политический дебют с лекцией под названием «Почему мы антисемиты?»
Для самого Гитлера ответ звучит так: «Помимо неприязни к евреям, из-за поражения Германии в войне, антисемитизм – это лучшая стратегия для привлечения националистически настроенных военизированных формирований».

Пивная “Бюргербройкеллер”

В июле 1921 года он активизирует радикалов своей небольшой ультраправой экстремистской группы – они провозглашают его лидером и покупают ему автомобиль в качестве атрибута его высокого положения. Тогда Гитлер меняет название партии, объединяя слова «национализм» и «социализм». Его цель – привлечь как можно больше сторонников и показать свой антикапиталистический настрой. Партия ДАП превращается в НСДАП – Национал-социалистическую немецкую рабочую партию Германии, членов которой начали называть нацистами.

НСДАП, лидер которой утверждает вернуть Германии былое величие становится популярнее с каждым днём, когда в январе 1933 года национал-социалисты триумфально выигрывают выборы. Теперь новый канцлер страны – тоже в прошлом художник, только лишённый новаторского духа. «Модернизм» для него – слово обсценное. По его собственным словам, «миссия искусства состоит не в том, чтобы валяться в грязи во имя грязи; не в том, чтобы показывать человека в разложении; не в том, чтобы рисовать кретинов как символ Родины; не в том, чтобы изображать идиотов как представителей человеческой силы».
Вопрос был в том, где у модернистов представлено это самое «величие Германии»? В качестве антипримера – работа Отто Дикса «Женщина с ребёнком». Национал-социалисты считали, что у настоящих патриотов, уверенно смотрящих в будущее своей Родины, и дети, и женщины здоровые. А у Дикса этого не видно.

Отто Дикс “Женщина с ребёнком”

Суждения новых лидеров Германии подкрепляются теорией Макса Нордау – венского психиатра и критика еще XIX века. Он объясняет, что предрасположенность к такого рода искусству есть ничто иное как вырождение или дегенерация.
Термин «дегенеративное искусство» будет использоваться нацистами как главное оружие против модернизма – против всего, что будет не до конца понятным и однозначным и не будет нести в массы «величие Германии» и лично её фюрера.

Война против модернизма начнётся в Дрездене. Уже осенью 1933 года, через считанные месяцы после прихода нацистов к власти, в дрезденской ратуше проходит выставка «Дегенеративного искусства». Её лично открывает мэр Дрездена, полностью одетый в нацистскую униформу. Выставка уникальна тем, что она представляет полотна, по отношению к которым надо испытывать не восхищение, а возмущение. На ней показывались все картины, купленные Дрезденской галереей за последние годы, среди которых было и полотно, созданное для оскорбления высоких гражданственных чувств – «Окоп» Отто Дикса.

В том же 1933 году художника выгоняют из Дрезденской академии. А в это время, только-только пришедшие к власти нацисты, уже распоряжаются всем: жгут антинемецкие, по их представлению, книги. Однако, в изобразительном искусстве было всё не так однозначно. Национал-социализм провозглашает высокие идеалы и искусство без калек, чтобы было красиво и понятно. Загвоздка была в том, что на верхушке власти был не только Гитлер, а ещё и другие люди, такие как, например, Йозеф Геббельс – министр пропаганды – который очень ценил и даже защищал некоторых модернистов. Из-за такой неоднородности во мнениях немецкому искусству было словно суждено стать целым полем для политических интриг и битв.

Когда после дрезденской «Дегенеративной выставки» проходит четыре года, нацисты окопались у власти всерьёз и надолго. Прошедшая олимпиада в Берлине показала человеческое лицо национал-социализма – силу, мощь и безупречность. В жизни всегда есть место подвигу, а всему другому в жизни – нет. Поэтому все модернистские приобретения немецких музеев 20-х годов убраны глубоко в «запасники», ведь показывать такое – осквернять «величие Германии».

В 1937 году в Мюнхене было решено провести большую германскую художественную выставку, для места проведения которой начали строить нынешний мюнхенский Дом искусства. На этой выставке должно появиться всё, что германские вожди, отвечая за весь народ, считают прекрасным. За несколько месяцев до открытия, летом 1937 года, Гитлер лично отправляется в Мюнхен посмотреть, что будет олицетворять великое немецкое искусство, но приходит в ярость. По пути назад он устраивает Геббельсу целую лекцию о том, почему работы модернистов ни в коем случае не должны выставляться на германской выставке. Чтобы успокоить фюрера, Йозеф придумывает план – сделать две выставки, одна из которых будет классической, а другая, как та, что была в Дрездене.

Для воплощения плана снаряжается отряд во главе с верным Гитлеру художником – Адольфом Циглером. Он объезжает все крупные музеи Германии и реквизирует у них все полотна художников-модернистов. Всего за две недели в июне они объезжают 32 коллекции в 28 городах, забирая оттуда 5328 полотен. В числе реквизированных художников конечно же числится и Отто Дикс. План Геббельса был чрезвычайно прост: сокращая большую германскую выставку до пятисот экспонатов, через дорогу, в парке, открыть выставку «Дегенеративного искусства».

Выставка с модернистской направленностью открывается триумфально, по крайне мере, для Геббельса – он лично водит по ней фюрера. Шедевры цвета германской живописи висят криво и косо, а на стенах намалёваны издевательские подписи.

Когда как через дорогу – настоящая благодать и величественность.

По иронии, посмотреть на выставку, представляющую калек и мерзость, приходит целых два миллиона человек – в пять раз больше, чем на выставку прекрасного. В число «дегенератов» попадает и Отто Дикс – его шедевр «Окоп» путешествует вместе с выставкой по всему Рейху.

Отряд Циглера продолжает колесить по Германии, изымая модернистские шедевры отовсюду – 17000 картин из более, чем ста музеев. Большая часть из них будет продана за границу, только не во имя искусства, а чтобы выручить твёрдую валюту для новых танков и автоматов.

«Окоп» продали в 1939 году, на очередной распродаже «Дегенеративного искусства». Полотно собирался купить один из швейцарских музеев в Базеле, но по итогу его приобрёл кто-то другой – с этого момента след картины потерялся.

Так, шедевр Отто Дикса навсегда сгинет в хронике Второй мировой, а нынешнему поколению она достанется лишь в виде чёрно-белой репродукции. Другая, упомянутая ранее картина Дикса той же композиции и той же ужасающей тематики «Война» окажется в Дрезденской галерее, но её путь будет таким же непростым. Когда художник закончил работу над ней в 1932 году, нацисты уже пришли к власти всего через год. Учитывая опыт «Окопа», эту картину нельзя было не то что выставлять, а даже хранить у себя. Так, Дикс спрячет «Войну» у друга – Фридриха Бинарда – крупного промышленника. Полотно, на протяжении всех двенадцати лет нацистской власти, пролежит спрятанным на мукомольном заводе в Дрездене.

Отто Дикс “Война”

Безработного и изгнанного отовсюду Отто Дикса призовут в армию в 54 года, в 1945 году. Он попадёт в плен и встретит конец войны во Франции, а нацистские идеи будут преданы осуждению и забвению Нюрнбергским трибуналом.

 

Автор статьи: Варвара Картушина

Share.

About Author

Leave A Reply