Четверг, 25 апреля

История интернет-мемов: глобальное и национальное

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Как понятие, мем впервые был определен исследователем Ричардом Докинзом в 1976 году в его книге «Эгоистичный ген». Мемы, аналогичные генам в генетике, представляются как единицы культурной информации, несущими какую-либо идею или символ, которая может передаваться различным носителям посредством имитации или научения.

По своей природе мемы являются подражанием – первые мемы давали своим носителям преимущество в выживании. Те, кто был способен принимать мемы, то есть подражать, воплощали собой подходящих кандидатов на продолжение рода. Так, на таких ранних стадиях человеческого развития мемы в форме поведенческих тенденций выбирались для биологического преимущества перед другими. Как только люди стали проявлять себя в качестве умелых подражателей, они стали способны производить собственные мемы, без привязки к цели выжить.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что мем в своем оригинальном понимании предстает своеобразной общечеловеческой единицей, положенной в основу сознания человека. Очевидно, что понимание этого концепта развивалось и продолжает развиваться в тесной связи с человеческим развитием – от бессознательного триггера, как реакции первобытного сознания на природные раздражители, до феномена шутки.

Говоря о современных реалиях, нужно сказать, что шуточный характер современных мемов, отличных от доцифровых, обусловлен в первую очередь уникальными особенностями интернета, превративших распространение мемов в повсеместную и глобальную рутину, что обеспечило их дальнейшее развитие и деление на множество видов. Таким образом, современные интернет-мемы больше представляются группами содержательных единиц, а не единой хорошо распространенной культурной единицей. Переход мемов от единственного числа к множественному также объясняется появлением новых способов их восприятия в цифровую эпоху. Если в прошлом люди сталкивались лишь с одной версией мема (например, слышали одну версию шутки на вечеринке), то в настоящее время требуется всего пара щелчков мышки, чтобы увидеть сотни версий любого мыслимого мема.

В настоящем мемы – это коллекции текстов и изображений, подразделяющихся на определенные темы, что позволяет разделить их на жанры. Например, согласно исследованию Кевина Кроустона «Жанры в цифровых документах», жанры в современном понимании могут быть определены как текстовые кластеры с общим формообразующим и контекстным содержанием, зависящим от культурных особенностей различных национальностей. В поддержку такого определения можно отнести и такую характеристику жанров, как «социально признанные типы коммуникативного действия» (Орликовски В., Уэйтс Дж. «Жанровый репертуар: Структурирование коммуникативных практик в организациях»), разделяющие не только формы и темы, но и предполагаемую аудиторию. В связи с целостным восприятием, можно сказать, что жанры существуют только в том случае, когда люди признают их таковыми – жанры формируются только через культурные практики.

Поскольку по Ц. Тодорову жанры функционируют как «горизонты ожидания» для читателей и как «модели письма» для авторов, их формирование предполагает постоянное взаимодействие между текстом, читателем и автором. Подобная корреляция делает классификацию по жанрам необходимым ключом к пониманию социальных и культурных процессов в обществе.
Так, развитие тенденции мемов в жанровой ипостаси является ответом на изменения в социальной, политической и технологической сферах человеческой жизни. Особенно примечательно учение о жанрах в цифровой среде тем, что данные сферы стирают грань между производством и потреблением контента, что характерно и для течения интернет-мемов. Нередко та аудитория, которая производит цифровой контент, также является и той, которая потребляет его. Таким образом, если раньше акты народного творчества понимались лишь в бытовых условиях определенного социокультурного слоя, то в цифровую эпоху они были переформатированы в целостную общественную культуру. В отношении подобной формулировки, мемы стали неким слиянием масс-опосредованных жанров и риторических действий, доносящих важную идею или концепт до читателя.

Жанры мемов вполне можно рассматривать в качестве выдающихся примеров народного творчества. Можно выделить такие яркие жанры, как:

1) Image Macros – макросы мемов, подразумевающие какое-либо фото с фразой, отображающей стереотипное поведение персонажа, изображенного на фото.

Сюда можно отнести, например, коллекцию мемов, схожих по тематике, но отличающихся по национальному контексту. Чтобы показать тенденцию распространения мема как глобального концепта, будет целесообразно взглянуть на англоязычный и русскоязычный макросы, презентующие стереотипный образ родителей: “High Expectations Asian Father” и “Типичные родители”. В первом случае комический эффект достигается путем сравнения языка программирования «C++» с высшим баллом по американской системе оценок «A++», что гиперболизирует образ родителя, зацикленного на отличной успеваемости своего ребенка. Во втором случае объектом мема становится часто встречаемое, но противоречивое поведение у русскоговорящих родителей, выраженное в сравнении учебных успехов собственного ребенка с успехами другого с целью прибавить первому мотивации, и единовременной формулировке, отображающей незаинтересованность в успехах того, кого ставят в пример. Данное поведение на текстовом уровне чаще всего реализуется с помощью фразы, строящейся по принципу: «[Кто-то] учится лучше тебя… (Почему ты не можешь также?) [Кто-то] нас не интересует, нам интересно, как учишься ты».

Очевидно, в обоих случаях можно наблюдать использование одного типа макроса на разных языках для выражения схожего стереотипного поведения родителей, нацеленных на высокую учебную успеваемость. Тем не менее, несмотря на одинаковое тематическое содержание, мемы в данном случае лексически различны, что обуславливает и их отличный национальный контекст. Это может быть отражением процесса глокализации – изменения глобализированного контента с учетом местной специфики. На примере мемов “High Expectations Asian Father” (“Азиатский отец с высокими ожиданиями”) и “Типичные родители” глокализация выражена путем замены оценки «A++» фразой «учится лучше». В первую очередь это объясняется тем, что американская система оценок неактуальна для русской культуры, и её замещение в локализации данного макроса для русского цифрового пространства позволительно, ведь общий смысл мема сохраняется неизменным. Таким образом, оба мема несут одну и ту же идею независимо от различного национального контекста.

2) Реакционный Фотошоп – коллекция отредактированных изображений, созданных в ответ на выдающуюся фотографию, которая может быть обозначена как меметическая фотография.

Стоит отметить, что появление цифровой фотографии проблематизировало подлинность изображенного на фото контента. В случае с интернет-мемами цифровую фотографию принято рассматривать, как желанную возможность деконструировать объективную реальность. Так, мемы, созданные с помощью фоторедактирующих программ по типу Фотошопа, чаще всего несут цель обличить «правдивость» содержания изначального фото, гиперболизируя и иронизируя исходно заложенный в них смысл. Такой процесс несет название гиперсигнификации (англ. hypersignification; “переозначение“) и особенно широко распространен в рекламе и так называемых «политических» фотографиях, которые часто создаются с целью создать идеальную картину мира.

В меметических фотографиях, отсылающих к политическим лицам, разоблачение конструктивности фотографий превращается в критический комментарий и политике в целом. Многие из таких фотографий представляют тщательно артикулированные кадры политиков в их кажущемся подлинном «закулисье», которые затем распознаются интернет-пользователями, как неаутентичные и манипулятивные. Одним из широко известных примеров национальной критики подобных фото является коллекция мемов по “Ситуационной комнате” (“The Situation Room”). Многие интернет-пользователи подчеркивали очевидный «сюжетный» характер данной фотографии, учитывая то, что на ней запечатлен «закулисный» брифинг членов Совета Национальной Безопасности США об операции, в ходе которой был убит Усама бен Ладен. Довольно популярной мем-интерпретации данного фото является та, где высокопоставленные чиновники изображены в виде вымышленных персонажей, что еще больше стирает грань между правдой и вымыслом в цифровой политической медиа. Более иронизирующим мемом из данной коллекции можно обозначить тот, где один из участников исходной фотографии заменен на погибшего террориста, смерть которого и является главным контекстом фото. Тем не менее, оба мема относятся к сходному типу критики: в своих меметических ответах пользователи описывают поведение политиков как постановочную аутентичность.

Таким образом, интернет-мемы отражают несколько тенденций в межкультурной коммуникации. Интернет-мемы отражают, во-первых, процесс глобализации, который выражается в определенной унифицированности глобального интернет-контента, во-вторых, процесс глокализации, который проявляется в том, что, глобализированный интернет-контент изменяется в контексте национальных культур.

 

Автор статьи: Варвара Картушина

Share.

About Author

Leave A Reply