Вторник, 23 апреля

В Лувре с большим успехом проходит выставка «Великолепие оазисов Узбекистана. На пересечении караванных путей»

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

С большим успехом в Лувре проходит уникальная выставка «Великолепие оазисов Узбекистана. На пересечении караванных путей».

Президенты Узбекистана и Франции Шавкат Мирзиёев и Эммануэль Макрон с супругами посетили музей Лувра на открытие выставки «Великолепие оазисов Узбекистана. На пересечении караванных путей».

Во время официального визита Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева во Францию осенью 2022 года по приглашению Президента Франции Эммануэля Макрона главы двух государств открыли две крупные выставки: «Великолепие оазисов Узбекистана. На пересечении караванных путей» в Лувре и «Дорога в Самарканд. Чудеса шёлка и золота» в Институте арабского мира.
Обе выставки посвящены истории и культуре Узбекистана. Выставка в Лувре охватывает период V—VI веков до нашей эры до эпохи правления Темуридов, а в Институте арабского мира представлены экспонаты XIX – середины XX веков, а также картины туркестанского авангарда из коллекции государственных музеев Узбекистана.

Выставка «Великолепие оазисов Узбекистана. На пересечении караванных путей» в Лувре рассказывает об истории Великого шелкового пути, который проходил через южную часть нынешнего Узбекистана. На ней представлены предметы монументального и станкового искусства, настенные росписи, резные детали дворцов, предметы декоративно-прикладного искусства. Выставка включает 169 музейных экспонатов, в частности, 138 предметов из 16 музеев Республики Узбекистан, а также 31 экспонат из ведущих музеев мира. Среди них — музей Лувр, Национальная библиотека Франции, Британский музей и Британская библиотека, лондонский Музей Виктории и Альберта, парижские Кабинет медалей, Музей Гиме и Университетская библиотека языков и цивилизаций (BULAC), лиссабонский Фонд Галуста Гюльбенкяна.

Как отметила Саида Мирзиёева, заместитель председателя Совета Фонда развития культуры и искусства при кабинете министров Республики Узбекистан в Лувре, Узбекистан всегда был местом культурного обмена и торговли, а Великий шелковый путь стал, в некотором смысле, первым глобальным экономическим проектом. Охватывая около двух тысяч лет, выставка в Лувре позволит составить многостороннее представление о культуре различных цивилизаций, существовавших на территории нынешнего Узбекистана, а также покажет уникальное наследие страны в мировом культурном контексте, что является одной из наших основных задач.

Настоящими жемчужинами выставки являются уникальный рукописный Катталангарский Священный Коран VIII века и обугленное деревянное панно и из городища Кафыр-кала.

Президент Франции Эммануэль Макрон на выставке “Великолепие оазисов Узбекистана. На пересечении караванных путей”. Фото предоставлено Посольством Узбекистана в Российской Федерации.

Резное обугленное панно из городища Кафыр-кала (VII-VIII века н. э.).

При раскопках цитадели Кафыр-кала (Самаркандская область) был выявлен парадно-монументальный комплекс, богато украшенный росписями и деревянными деталями. По мнению специалистов, на деревянном панно изображена Нана – богиня плодородия и всего живого, самая почитаемая богиня в Согде, древнем государстве, существовавшем на территории современного Узбекистана.

Городище Кафыр-кала существовало с начала первого тысячелетия до XII века. Панно было найдено в центре города, где некогда была высокая цитадель с архивом. Архив сгорел во время нашествия арабов в VIII веке. Сохранились только порядка 700 керамических печатей, которыми скрепляли документы, и несколько мешочков с деньгами. Предполагается, что стены цитадели были украшены резными деревянными панелями – одна из них чудом сохранилась во время пожара. Вероятно, во время разрушения здания панель засыпало землей и другими обломками, что создало почти бескислородную среду, и панель обуглилась.

Как отмечают кураторы выставки, деревянное панно — уникальный шедевр согдийского искусства. На досках с лицевой стороны вырезана композиция из 46 человеческих фигур, размещённых в четырёх ярусах. Основной сюжет композиции — массовый ритуал поклонения божеству. В центре двух верхних ярусов помещена крупная фигура богини Нана, сидящей на троне в виде лежащего льва.

«Наверное, это самый важный экспонат сегодняшней выставки, потому что он никогда не был экспонирован до этого и находился в не очень надлежащих условиях, когда мы его обнаружили. Совместно с французскими экспертами в течение трёх лет реставрировали поэтапно. Прошло около шести этапов реставрации, чтобы довести до сегодняшних кондиций. На Кафыр-кале мы видим большое разнообразие обликов людей, их костюмов, причёсок… Я думаю, что после этой выставки начнутся очень активные исследования, потому что нам удалось отреставрировать экспонат, но не так много исследований проведено», — сообщила исполнительный директор Фонда развития культуры и искусства Гаянэ Умерова.

Коран из Катта Лангара (VIII век).

Фото: РИА Новости

Рукопись была написана на пергаменте одним из древнейших видов арабского письма — почерком куфи и хиджазий. Средний размер страниц составляет 53×35 см. Долгое время Коран хранился в мечети Лангар-ота Камашинского района Кашкадарьинской области.

К реставрации уникальной книги были привлечены Национальная библиотека Узбекистана имени А. Навои, Фонд развития и культуры при министерстве культуры, Управление мусульман Узбекистана. Работы выполнены реставраторами музея Лувр Аксель Делё и Аурелией Стрети.

Голова Дакшита (VII век н. э.).

Голова Дакшита

Голова Дакшита, считающегося богом зла, укоренённая черепом (VII век н. э.) Скульптура из необожжённой глины, найденная при раскопках буддийского храма VII века в древней Куве (Ферганская долина).

Дакшит — демоническое существо, воинствующее «защитник закона», «хранитель веры» буддизма. Его появление в буддийской сакральной традиции связано с более поздними временами, когда «из-за гонений на буддийскую веру приходилось обращаться к грозным воинам неба в надежде на духовную помощь», говорится в описании.

Будда с монахами из Фаязтепы (I-II века н. э.)

Будда с монахами из Фаязтепы (I-II века н. э.)

Будда с монахами из Фаязтепы (I-II века н. э.) была найдена в 1968 году узбекистанским археологом Лазарем Альбаумом в комплексе Фаязтепа в Термезе, вблизи северо-западных руин старого Термеза.

Будда сидит под священным деревом бодхи, ветви которого образуют нимб, по его сторонам фигуры двух монахов. Вся композиция включена в килевидную арку, опирающуюся на колонны с капителями коринфского типа. Будда сидит в позе размышления, голова слегка наклонена вперёд, лицо в спокойной самоотрешённости. Его тело скрыто под накидкой сангхати. Два стоящих монаха по сторонам держат сложенные ладони в преклонении перед божеством. Руки обоих монахов обломаны.

«Зал послов» из городища Афрасиаб.

«Зал послов» из городища Афрасиаб

«Зал послов» из городища Афрасиаб (середина VII — начало VIII века н. э.). В 1965 году в городище Афрасиаб в Самарканде археологи открыли дворцовый комплекс с настенными росписями, относящимися к доарабскому периоду.

Сюжетные росписи украшали все четыре стены большого квадратного зала размером 11×11 м и сохранились в высоту 2,5−2,7 м. Росписи, представленные в центральном зале музея Лувра, украшали зал приёмов в аристократическом доме. Это может быть дворцом самого царя, который должен был находиться на севере городища у подножия цитадели. Возможно, это резиденция семьи царя Вархумана, который царствовал в третьей четверти VII века.

На выставке представлена Южная стена росписи, которая лучше сохранила яркость красок. Согласно китайским хроникам, каждый год в Навруз (Новый год зороастрийцев), согдийские правители возглавляли процессию к мавзолею своих родителей, находящемуся к востоку от столицы (восток и юг у зороастрийцев — направление в рай), а в конце церемонии совершалось жертвоприношение животного.

Центральная часть композиции подтверждает эту интерпретацию. Можно увидеть двух персонажей с повязками на лице — такие и сегодня носят зороастрийские священнослужители, чтобы не осквернять своим дыханием священный огонь. Здесь изображены не жрецы (мужчины одеты в светские костюмы и вооружены), а представители знати, которая считала за честь сопровождать жертвенных животных.

Как говорится в описании, осёдланная лошадь использовалась в погребальных жертвоприношениях и вероятно предназначена богу солнца и судье мёртвых Митре. Что касается гусей, то они, возможно, предназначались Зурвану, которого согдийцы отождествляли с богом Брахмой, — богом бесконечного времени, который имел четыре облика и его символом были дикие гуси.

Директор Института искусствознания Академии наук Шокиржон Пидаев назвал фреску из Афрасиаба «бесценной». По его словам, экспонат был найден во время строительства дороги.

«Фреску выкапывали в течение шести лет, поскольку если её выкопать сразу, то из-за взаимодействия с кислородом могут пропасть цвета. Поэтому археологи выкапывали по чуть-чуть и сразу же наносили специальные химические средства. Кроме того, не получится сразу вытащить 11-метровую фреску, поэтому пришлось её разделить», — отметил он.

Бодхисаттва (II-III век н. э.).

Бодхисаттва (II-III век н. э.)

Голова Девата и голова кушанского принца.

Голова Девата и голова кушанского принца.

Дальверзинский клад (I век н. э.).

Дальверзинский клад (I век н. э.).

Скульптуры периода Кушанской империи, Буддийские стату, сокровища Дальверзинтепа, Халчаяна и Варахши.

Дальверзинтепа на юге Узбекистана была одним из крупных городов Северной Бактрии. Археологические раскопки выявили здесь несколько историко-культурных слоёв: греко-бактрийский (III-II вв. до н. э.), юэджийско-кушанский или раннекушанский (II-I вв. до н.э.), великокушанский (вторая половина I—II вв. н.э.), позднекушанский или кушано-сасанидский (III-IV вв.) и эфталитский (V в.) и чаганхудатский (VI-VII вв. н.э.) периоды.

Халчаян — древний город, существовавший в период с середины первого тысячелетия до н. э. до конца III века н. э. на территории Денауского района Сурхандарьинской области Узбекистана. На данной территории археологические раскопки велись с 1959 по 1963 годы.

Красный зал дворцового здания Варахши, VII век н. э., был найден в городище Варахша в Бухарской области в 1953 году.

Книги, миниатюры, манускрипты.

Двенадцать миниатюр, рассказывают об истории эпохи Бухарского Эмирата. Кроме этого, впервые выставляется копия книги Марко Поло XIV века, которая включает рассказы о путешествиях Марко Поло по Азии, совершенные им в конце XIII века. Данный экспонат предоставлен Национальной французской библиотекой.

Научный куратор выставки Рокко Ранте отметил, что выставка Узбекистана — первая выставка про историю Центральной Азии в Лувре.

“Выставка “Великолепие оазисов Узбекистана. На пересечении караванных путей” уникальна. Впервые во Франции и вообще в Европе мы выставляем такие редкие экспонаты из Узбекистана. Их более 130, причём некоторые из них были найдены совсем недавно. Эта экспозиция является плодом больших усилий и реставрационных работ, и научных изысканий. Думаю, что ближайшие 30 лет подобную выставку повторить не удастся”, – сказал Рокко Ранте.

Выставка продлится до 6 марта 2023 года.

Электронное сетевое издание “Посольская жизнь” выражает благодарность Посольству Республики Узбекистан в Российской Федерации за предоставленную информацию и медиафайлы.

Share.

Leave A Reply