Понедельник, 22 апреля

История российской печати

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

13 января в России отмечается профессиональный праздник работников периодической печати, средств массовой информации, а также журналистов – День российской печати.

Условия деятельности газет и журналов всегда в значительной степени определяло всё государство. Первые газеты в России появились благодаря Петру I, который в 1702 году основал первую официальную российскую газету «Ведомости».

Начиная с петровской эпохи, государство регулировало и развивало печатное и книжное дело, проводило определенную информационную политику, способствовало просвещению, развитию самих средств массовой информации. А в СССР именно государство, реализовав политику всеобщей грамотности и обязательного образования, воспитало у широких слоев населения привычку выписывать и читать газеты и журналы. Тем более что государство в советское время оплачивало деятельность СМИ и дотировало за счет низких цен на бумагу и полиграфические расходы производство газет, журналов и книг.

Печать для России стала импортным продуктом. Пётр I основал первую русскую газету «Ведомости», для которой даже сам писал заметки. Идею выпуска газеты он привез из Голландии во время ознакомительной поездки по Европе. Царь Пётр способствовал и развитию печатного дела, которым поначалу занимались всё те же голландцы – среди которых можно выделить имя Ивана Тесенга – получившие право издания печатной продукции на русском языке и продажи её в России.

Во время царствования Петра II открываются государственные типографии при Сенате и Академии наук, а право печатания церковной литературы имеет только Синод. Финансовый контроль за деятельностью типографий ведется Верховным тайным советом. Это объясняется тем, что именно религия, защищая церковные догмы и постулаты, основала цензуру. Она действовала задолго до появления периодической печати, ещё во времена царя Алексея Михайловича, когда первые инакомыслящие, противники исправления церковных обрядов и книг, стали жертвами идеологического и физического притеснения. Это не могло не сыграть крайне отрицательной роли для последующего развития общества. И всё же цензура не была последовательной, раз и навсегда установленной. Менялись императоры, изменялось отношение к цензуре, что проявлялось в проводимой политике. Каждый новый император или смягчал жесткие правовые акты и вводил более либеральные нормы, или, наоборот, ужесточал акты о печати. Государство не упускало из поля своего зрения процессы производства и распространения информации.

Императрица Анна Иоанновна утвердила решения Сената о запрещении ввоза в Россию иностранных книг и контроле за церковными книгами, издающимися на языках народов России. А во время царствования императрицы Елизаветы был издан Указ от 9 декабря 1743 года, запрещавший ввоз в страну книг, отпечатанных за рубежом на русском языке, а все церковные книги подлежали обязательному одобрению святейшего Синода. Таким образом, государственный контроль за изданием и распространением книг был ужесточен и окончательно сформирован институт церковной цензуры.

При Екатерине II открываются первые частные типографии, а также появляется частная пресса. Иностранец Иоганн Гартунг получил право завести типографию и печатать книги на иностранных языках. Вейтбрехт и Шнор получили разрешение печатать книги и разные объявления на всех языках, но надзор за выпуском духовых книг осуществлял в обязательном порядке святейший Синод. В 1783 году своим Указом от 15 января 1783 года Екатерина II ввела новые послабления в книжном деле, разрешив «заводить типографии и печатать книги во всех городах империи, не требуя ни от кого разрешения, а только давая знать о заведении таковом». Но вместе с послаблениями следовали и ужесточения, причиной которых могли послужить самые неожиданные поводы, ослаблявшие, по мнению императрицы, государство. Екатерина внимательно следила за книжными пристрастиями и нравственностью своих подданных. В 1790 году она издала именной Указ «О наказании коллежского советника Радищева за издание книги, наполненной вредными умствованиями, оскорбительными и неистовыми выражениями противу сана и власти царской». Александр Радищев был приговорен к смертной казни за объявленный в Указе проступок. Но хорошее известие о заключении долгожданного мира с Швецией смягчило гнев царицы, и она сохранила жизнь Радищеву, однако, лишив его чинов, наград и дворянского достоинства, сослав на 10 лет в Сибирь – в Илимский острог. Причиной императорского гнева были не тольковредные умствования автора, «разрушающие покой общественный», но и обман цензуры. Радищев издал в своей типографии книгу, добавив листы дополнительно к тем, что были разрешены цензурой. Последним Указом императрицы, относившимся к книгопечатанию, был Указ от 16 сентября 1796 года, ограничивавший свободу книгопечатания и ввоза иностранных книг, запрещавший деятельность частных типографий и вводивший цензурные учреждения в ряде крупных городов России и на таможнях.

Институт цензуры в Российской империи в основном сформировался в период правления Павла I, и тому способствовали как внешние, так и внутренние причины. Революция во Франции представляла угрозу для царской России и могла своими идеями, по мнению царя и его окружения, взорвать изнутри огромную империю, в которой всё ещё существовал такой архаизм для просвещенной Европы, как крепостное право. Эти «вредные» революционные идеи разносила периодическая печать. В результате при Павле I ввоз печатной продукции из-за границы был запрещен, а отечественные печать и книгоиздание находились под неусыпным оком тотальной цензуры, ставшей особым государственным институтом. Все поступавшие из-за границы книги представлялись цензорам под страхом предания суду за неисполнение данного повеления. Под запрет попали даже опубликованные вне пределов Российской империи музыкальные сочинения.

Император Александр I уже в начале своего царствования Указом от 31 марта 1801 года установил либеральные послабления, и отменил запрещение о ввозе из-за границы книг и музыкальных нот и вновь разрешил деятельность частных типографий. А уже в 1804 году им был подписан новый юридический документ, регламентировавший деятельность в сфере печати – Устав о цензуре.

Достоинством Устава было то, что он строго обозначал права и обязанности как сочинителей и издателей, так и должностных лиц – цензоров. Цензурные комитеты были отданы в непосредственное ведение университетов и формировались из профессоров и магистров. Все сомнения в толковании текстов для исключения пристрастного к ним отношения, толковались в пользу сочинителей. Кроме того, цензура не должна была задерживать рукописи, присылаемые на рассмотрение, в особенности периодические издания, чтобы не препятствовать их своевременному выходу в свет.

Царствование императора Николая I началось с восстания декабристов. На основании современного взгляда на историю восстание декабристов можно трактовать как попытку представителей элиты российского общества изменить форму государственного устройства, заменив её на более либеральную – трансформировав абсолютную монархию в конституционную или введя республиканскую форму правления. Можно сказать, что это была попытка части просвещенных представителей дворянства вывести Россию из пут тоталитаризма на путь демократических преобразований в соответствии с европейскими традициями. Николай I жестоко подавил восстание, расправившись с его участниками. Но поскольку многие из декабристов и сами принимали участие в производстве и распространении информации, являясь талантливыми поэтами, писателями, публицистами, царь постарался в

максимальной степени ограничить свободу информационной деятельности в стране. В июне 1826 года им был подписан Устав о цензуре, который его современники называли «чугунным». Отныне цензурированию подвергались вообще все книги, сочинения, географические и топографические карты, рисунки, чертежи, планы, картины, портреты и музыкальные ноты, издаваемые внутри государства. Главное управление цензуры находилось в ведении министра народного просвещения.

В 1837 г. на базе действующих губернских типографий стали выпускаться государственные газеты – «Ведомости». Значительным событием в Российской империи стали реформы Александра II, в числе которых была проведена отмена предварительной цензуры для ряда государственных и частных общественно-политических изданий, если на то было желание самих издателей. Освобожденные от предварительной цензуры издания подвергались в случае нарушения законов судебному преследованию. Важным положением реформы, проведенной Александром II, стало право каждого гражданина издавать газету или журнал, получив на то разрешение от Главного управления по делам печати.
Тем не менее, в 1886 году, во время царствования Александра III, права журналистов были вновь ограничены цензурными требованиями на основе нового Устава о цензуре, в значительной степени ограничившего права граждан в области периодической печати и книгоиздания мелочными цензурными требованиями, выполнить которые досконально было довольно сложно.

В начале XX в. в России царил жесточайший тотальный контроль за информационной деятельностью, что способствовало возникновению нелегальной прессы. Одной из самых главных причин возникшего в 1905 году социального взрыва стали информационные запреты и ограничения вкупе с политическими, военными провалами и ошибками в проведении Россией внутренней и внешней политики. Первой реакцией высших органов управления в результате общественных потрясений стали введенные послабления для прессы.
Когда революционная ситуация в стране стала смягчаться, а социальные волнения пошли на убыль, император и правительство принимают новые акты, ужесточавшие ответственность граждан, совершивших преступные действия в сфере печати и книгоиздания, вплоть до уголовной ответственности или денежного взыскания до тысячи рублей, если нарушение было совершено повторно.

Однако установленные права и свободы действовали недолго и были ограничены введением военной цензуры в годы Первой мировой войны. Конец монархической формы правления в феврале 1917 года позволил установить свободу печати. Таким образом, цензура была упразднена. Обязанности по регистрации всей текущей печати, а также типографий и других подобных организаций, были возложены на Книжную палату.
Российская печать действовала свободно всего несколько месяцев. На смену ей уже в конце того же года, в связи с приходом к власти большевиков, пришел новый идеологический и политический диктат – диктат советской власти, продолжавшийся вплоть до 1990-х.

Как можно понять, в дореволюционной России в истории развития печати были периоды, характеризовавшиеся некоторой либеральностью верховной власти в проводимой информационной политике. Но в периоды ужесточения давления государства на прессу культура достигала невероятных высот. Таким образом, экстремальные политико-идеологические условия могут служить хорошей почвой для духовной культуры.

Захватив власть, большевики приняли экстренные меры, издав Декрет о печати и на его основании закрыв все издания, которые комментировали приход большевиков к власти как переворот и призывали население к неподчинению и сопротивлению новому рабоче-крестьянскому правительству. Такого рода газеты прекратили свое существование, а типографии переданы большевистским органам. В 1919 году в Москве при Наркомпросе РСФСР было учреждено Государственное издательство (Госиздат), централизовавшее цензуру в стране. Политика в области печати была направлена на устранение инакомыслия и установление господствующих идей одной политической силы – РКП(б), затем ВКП (б) и КПСС. К цензуре государственной добавилась цензура партийная. Именно КПСС отвела себе роль главного управляющего органа, определявшего задачи, функции и характер деятельности печатной прессы, а затем телевидения и радио. СМИ были встроены в систему государственной пропаганды и агитации. Главное отличие советской политической цензуры заключалось в отсутствии законности. Это приводило к тому, что любое произведение могло быть объявлено идеологически вредным на основании сфабрикованной мотивации.
Подобные кампании, целью проведения которых было развенчание «идеологически вредных» авторов и их произведений, проводились в СССР неоднократно. Советская политическая цензура активно вмешивалась в творческий процесс журналистов, рекомендовала, как и о чем нужно писать, контролировала деятельность средств массовой информации. В то же время во всеуслышание говорилось, что в СССР цензуры не существует, действует свобода слова и печати.

В 1960 году в газете «Комсомольская правда» по инициативе самой редакции был открыт отдел, который получил название Институт общественного мнения. Его возглавил уже довольно известный тогда философ Борис Грушин. Отдел просуществовал до конца 1967 года, проведя 27 опросов, в том числе один международный и двадцать всесоюзных, используя большие для того времени технические, финансовые и административные возможности популярной молодежной газеты, которой необходимо было знать своего читателя, осуществлять с ним «обратную связь». В 1966 году редакция газеты «Известия» обратилась к социологам с просьбой о проведении всесоюзного исследования читателей газеты. Позднее исследование читательской аудитории было проведено и по другим центральным газетам – «Правда», «Литературная газета», «Труд».

Результаты подобных социологических исследований уже в 1960-е показывали, что действие партийной идеологии вовсе не было всеобъемлющим. На этой почве в конце 1980-х в СССР начались важные и серьезные перемены, получившие названия «перестройки» и «гласности». Средства массовой информации обрели возможность постепенно сбросить с себя путы идеологической зависимости. А показателем того, что СМИ владели умами и сердцами граждан, были огромные тиражи газет, среди которых: «Аргументы и факты» – 33 млн экземпляров – рекорд, отмеченный в книге рекордов Гиннесса; «Комсомольская правда» – 17 млн; «Труд» – 15 млн; «Известия» – 12 млн; «Советская Россия» – 8 млн экземпляров. Многомиллионные тиражи были и у общественно-политических, и у литературных журналов, таких как «Огонек», «Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Нева», «Дружба народов» и других.

Набравшие силу процессы гласности увенчались принятием в 1990 году советского, а уже в 1991 году – российского «Закона о СМИ», в которых были закреплены права и свободы в деятельности СМИ и которые отменили предварительную цензуру, упразднив Главлит.

 

Автор статьи: Варвара Картушина

Share.

About Author

Leave A Reply