Пятница, 29 марта

Российские заповедники

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

11 января в России отмечается День заповедников и национальных парков. Но как давно существует российская заповедная система? Давайте разберемся.

Заповедная система России – уникальная система, не имеющая равных в мире. Именно в заповедниках сконцентрированы не затронутые хозяйственной деятельностью человека леса и степи, реки и горы. На территории заповедников обитает более 80% видов животных, занесенных в Красную книгу России. В истории заповедников приняли участие почти все слои населения, начавшись давным-давно.

Цари и чукчи

Заповедные территории устраивали издревле – из чисто утилитарных соображений. Сначала возникли охотничьи заказники, основной целью которых являлась охрана элитных охотничьих угодий от простолюдинов. Хорошо знакомая система по забавам советских вождей, возникла на самом деле очень давно. Известная на весь мир Беловежская пуща стала заповедной ещё восемь веков назад. Большой любитель охоты князь Данила Галицкий издал указ, по которому был создан заповедник Беловежской и Цуманской пущ. Это – одно из первых исторических упоминаний об охраняемых природных территориях. В период царствования Алексея Михайловича Романова, также к охоте неравнодушного, была организована сеть режимных территорий вокруг Москвы с запретом охоты (для всех, кроме царя) и жестким ограничением хозяйственной деятельности. Это Сокольники, Измайлово, Останкино, Кунцево. Территории, предназначенные только для высочайшей охоты (государевы займища, потешные луга, потешные острова, на которых князья и цари «деяли ловы»), имелись и вокруг Киева (урочища Зверинец и Соколий рог), и в окрестностях Петербурга (Заячий ремиз, Гатчинская охота). Места царских охот в Крыму и на Кавказе (Кубанская охота, Караязский лес) охранялись казачьими конными сотнями и опытными егерями. И хотя в таких местах при массовых охотах гибло много дичи, они, тем не менее, способствовали сохранению природы, так как перерывы между охотами были длинными и принимались особые меры для увеличения численности дичи. Недаром многие современные заповедники возникли на месте тех «охот». В те же давние времена возникали и сезонные заказники, в которых полностью прекращалась охота в определенное время. Уже упомянутый царь Алексей Михайлович установил «государеву заповедь» на Семи островах у Мурманского побережья (сейчас это часть территории Кандалакшского заповедника), где ловили кречетов для царских охот. Птиц здесь отлавливали только по особым разрешениям, пребывание посторонних, охота и хозяйственная деятельность запрещались или сильно ограничивались.

Беловежская пуща

Но не только царям мы обязаны первым инициативам в охране природы. Чукчи устраивали заказники моржей в арктических морях. Русские промышленники договаривались не бить зверя в определенных таежных урочищах. Тувинцы соблюдали запрет на добычу бобров в истоках Енисея. Все эти меры реализовали на практике один и тот же принцип: сохранить ценные в промысловом отношении виды и среду их обитания. Уже очень давно охотники осознали, что если человек не сможет ограничить сам себя, то останется «у разбитого корыта», без объекта промысла вообще. Однако такие меры были эффективны, пока человечество было сравнительно немногочисленно, а орудия охоты относительно несовершенны. Чем большая часть территории государства подвергалась хозяйственному освоению, тем актуальнее становилась охрана природы на государственном уровне.

Оставивший след почти в каждой области государственного строительства Пётр I преуспел и в деле охраны природы. Именно в период его правления государственные природоохранные мероприятия стали целенаправленными и систематическими. По указу царя были определены водоохранные леса, где запрещалась вырубка деревьев в 30 верстах от больших рек и в 20 – от малых. В этих лесах нельзя было даже пасти скот. Ограничивалась или полностью запрещалась рубка корабельных сосновых лесов в окрестностях Петербурга, в Поволжье, на Урале. Для охраны лесов царь создал специальную лесную стражу и установил суровые наказания за нарушения – вплоть до смертной казни. Кроме того, Пётр начал регулировать рыболовство и охоту.

Водоохранные леса

Дворяне и ученые

Однако, несмотря на столь глубокие исторические корни, первые настоящие заповедники в России начали возникать только в конце прошлого века. И произошло это отнюдь не на государственном уровне, а по инициативе отдельных землевладельцев. Многие из дворян были не только и не столько «эксплуататорами трудового народа», сколько людьми высокообразованными и прогрессивно мыслящими, способными анализировать настоящее и раньше других задумываться о будущем. А потому нет ничего удивительного в том, что именно они начали создавать заповедники на своих землях. Эти заповедники уже во многом были похожи на нынешние: на их территории полностью прекращалась хозяйственная деятельность, а иногда даже проводились научные исследования. Так было в степном заповеднике Чапли, знаменитой теперь на весь мир Аскании-Нова, созданной в 1874 г. Ф.Э. Фальц-Фейном в Херсонской губернии. Тогда же граф Потоцкий учредил заповедник в своем имении Пилявин на Волыни, где охранялись зубры, олени, бобры и другие животные. Строгий заповедный режим соблюдался в лесах по реке Ворскла, принадлежавших графу Шереметеву (сейчас это заповедник «Лес на Ворскле»). Вход туда был разрешен только по особым билетам, выдаваемым лесной стражей. Заповедники существовали в имении Карамзиных в Саратовской губернии, в имении графини Паниной в Валуйском уезде, около Воронежа. И все-таки, при всём том неоценимом вкладе, который внесли эти люди в дело охраны природы, специалисты понимали, что решить проблему, организуя заповедники в отдельных частных владениях, нельзя. В конце XIX в. развернулось движение за создание государственных заповедников.

Имение Паниной

Почти все видные биологи того времени внесли свой вклад в создание концепции заповедной системы России. Причем речь с самого начала шла именно о системе – целой сети охраняемых территорий, которая должна охватывать все типичные и редкие для нашей страны природные сообщества. Уже в 1895 г. В.В. Докучаев выдвинул идею создания сети степных целинных заповедников, при которых предлагал учредить научно-исследовательские станции для детального наблюдения за природными процессами. Предполагалось использовать такие участки как природные эталоны, сравнивать развитие почвообразовательных процессов на них и на хозяйственно преобразуемых землях.

Практически одновременно с концепцией заповедной системы возник и вопрос об общественной поддержке охраняемых территорий. В 1911 г. на 12-м Всероссийском съезде естествоиспытателей и врачей в докладе пионера охраны природы профессора В.И. Талиева прозвучало: «Одними заповедниками мы природу не защитим. Надо, чтобы народ понял, осознал, зачем мы это делаем. А он пока слеп и глух». В 1912 г. в Петербурге при Русском географическом обществе была создана специальная природоохранная комиссия, которая ставила целью содействие организации заповедников, а уже в 1917 г. было организовано Московское общество охраны природы. В этом же году Природоохранительная комиссия Русского географического общества поручила В.П. Семенову-Тян-Шанскому разработать предложения о развитии сети заповедников в России.

Большая часть литературы о заповедниках была опубликована во времена безраздельной власти КПСС, а потому в ней неизбежно описывалась огромная роль Ленина в деле охраны природы. В частности, обязательно указывалось, что при жизни Ленина создано шесть заповедников: Астраханский, Ильменский, «Столбы», «Лес на Ворскле», Крымский и Кавказский. По его же распоряжению инициатива и руководство работами в области государственного заповедания памятников природы были сосредоточены в научном отделе Наркомпроса. Для заповедников это было весьма существенно, ибо Наркомпрос был структурой не связанной с хозяйственной деятельностью, и не пытался использовать заповедники как охотничьи или сельскохозяйственные угодья. В период подчинения Наркомпросу было намечено 63 типовых заповедника и 100 парков на всей территории СССР. Также было принято первое «Типовое положение» о заповедниках, в соответствии с которым они признаются как участки земельной или водной площади, «которые навсегда подлежат оставлению в неприкосновенном виде».

Астраханский заповедник

Тяжелое положение

Однако, в 1930 г. ситуация кардинально меняется. Принцип полной неприкосновенности заповедников оказался практически отвергнут. Активно проводятся выпуски и перевозки животных, акклиматизация чуждых видов. Это было только начало первой большой беды, которую предстояло пережить нашим заповедникам. С 1930 г. происходит «чистка» Главнауки, были уволены и репрессированы многие видные деятели охраны природы. Планируется закрытие Общества охраны природы и уничтожение самого института охраны. В 1933 г. состоялся Первый Всесоюзный съезд по охране природы СССР, на котором, вопреки его названию, разрабатывались проекты «сорвать фетиш неприкосновенности с заповедников, заселить всю страну полезной фауной и вредную изжить». В новых положениях о заповедниках исчезает строка об абсолютном невмешательстве в природу – этот принцип подвергается резкой критике. Заповедное дело теперь должно подчиняться интересам лесного, сельского и охотничьего хозяйства. Заповедники вынуждены оправдывать свое существование в глазах властей. Делается это разнообразно: развешиванием скворечников и домиков, привлекающих птиц, уничтожающих сельскохозяйственных вредителей, испытанием гербицидов на заповедных лугах, созданием цехов сувениров и подсобных хозяйств и даже скрещиванием домашних животных с дикими.

Но, несмотря на тяжелое положение, заповедники существовали и работали в меру сил в области охраны и изучения дикой природы. Количество их продолжало расти: с 1930 по 1940 г. учреждено 42 новых заповедника, а во время войны даже создаются новые.

Только через несколько лет сеть заповедников стала восстанавливаться. Большую роль в этом сыграла созданная в 1955 г. Комиссия по охране природы при АН СССР, которая развернула активную деятельность по восстановлению необоснованно ликвидированных заповедников. К 1960 г. число заповедников достигло 85. В этом же году был принят новый «Закон об охране природы РСФСР», который определяет заповедники как территории, навечно изъятые из хозяйственного использования в научно-исследовательских и культурно-просветительских целях.

Новое время

17 мая 2000 г. Президент России В.В. Путин издал Указ № 867 «О структуре федеральных органов власти». В соответствии с этим указом было упразднено фактически единственное федеральное ведомство, занимавшееся охраной окружающей среды и контролем за соблюдением природоохранного законодательства, в непосредственном подчинении которому находились заповедники, – Государственный комитет по охране окружающей среды (Госкомэкологии). Одновременно была упразднена Федеральная служба лесного хозяйства, отвечающая за охрану российских лесов. Этот указ встревожил всю российскую и мировую природоохранную общественность. Оказалась разрушенной система экологического контроля страны, которая формировалась десятилетиями. Полномочия ликвидированных комитетов передавались Министерству природных ресурсов – то есть структуре, главной целью которой является эксплуатация природных ресурсов.

К настоящему моменту в структуре Министерства природных ресурсов создан Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности, который и будет заниматься делами особо охраняемых природных территорий.

С тех пор заповедная сеть России постоянно расширяется. Двадцать один российский заповедник включен в международную сеть биосферных резерватов, семь отнесены к памятникам всемирного природного наследия, а ещё двум вручены дипломы Совета Европы, подтверждающие их общеевропейскую значимость.

Камчатка, Курильское озеро, Кроноцкий заповедник

 

Автор статьи: Варвара Картушина

Share.

About Author

Leave A Reply