Четверг, 25 апреля

Банда Гулаби – самая известная организация борцов за права женщин в Индии

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Современное социально-политическое состояние Индии очень противоречиво. С одной стороны – это страна, активно идущая по пути модернизации как промышленности, так и общественных порядков: вспомнить хотя бы ежегодную программу Swachhata Pakhwada, призывающая индийцев бережно относиться к чистоте улиц или успешные запуски ракет и развитие космической отрасли . С другой стороны – это государство, в котором до сих пор сохраняются кастовое расслоение и традиции, унижающие права женщин. Новорожденных девочек продолжают лишать жизни как «менее предпочтительных детей», а истории о семейном насилии (в том числе, и с летальным исходом), появляются в индийской прессе с пугающей периодичностью. Показательно в этом плане происшествие июня прошлого года, когда свекровь издевалась над своей беременной невесткой, требуя приданого – женщину несколько дней продержали связанной в темном закрытом помещении. Ежегодно «неугодные» (зачастую девочки тринадцати-пятнадцати лет) погибают от рук новой родни, при этом убийства маскируются под бытовые несчастные случаи.

Несмотря на все попытки индийских властей справиться с морально устаревшими общественными порядками, этой проблемы они практически не касаются. Однако, нельзя сказать о том, что происходящее несправедливо замалчивается: самая знаменитая низовая инициатива в Индии – так называемая «Gulabi Gang» или «Розовая банда» пытается побороть такое отношение к правам женщин.

«Банда Гулаби – это экстраординарное женское движение, созданное в 2006 году Сампат Пал Деви в округе Банда штата Уттар-Прадеш на севере Индии. Этот регион является одним из беднейших районов страны и характеризуется глубоко патриархальной культурой, жестким разделением на касты, женской неграмотностью, насилием в семье, детским трудом, женитьбой и требованиями приданого», – говорится на сайте общественного движения.

Уттар-Прадеш, на территории которого находится священный для индусов город Варанаси – самый густонаселенный штат Индии. Не удивительно, что высокая религиозность и большое количество бедного населения, привели к тому, что регион стал сосредоточением того, против чего выступает «Розовая банда». Ее основательница, Сампат Пал Деви также принадлежала к низшей касте и была насильно выдана замуж в 12 лет. По ее рассказам прессе, однажды она увидела, как женщину в ее деревне избивает муж, вмешалась, но не смогла ничем помочь.

«В тот день я тихо ушла, но мучился из-за этого всю ночь. На следующий день вместе с пятью другими женщинами я вернулась с толстой палкой и избила его до синяков, пока он не взмолился о пощаде!» – сказала она в одном из своих интервью для Business Standart. Позднее «восстанавливать справедливость» участницы банды стали с помощью лакри – традиционных посохов, которыми пастухи на севере Индии отгоняют волков. Так у «Gulabi Gang» и появился один из самых узнаваемых ее символов.

Второй атрибут «Розовой банды» – яркие сари розового цвета. Он был выбран по той причине, что не имеет символизма в традиционной культуре Индии: а это значит, что его нельзя проассоциировать ни с политическими, ни наоборот, с протестными движениями. Таким образом, участницы движения подчеркивают собственный путь в борьбе за жизнь – собственную и других индийских женщин. Однако, ряд участниц говорят о том, что этот цвет был выбран еще и потому, что так легче увидеть сторонниц движения в толпе.

Несмотря на то, что основная задача Розовой банды – борьба за права женщин (зачастую весьма воинственными методами) сегодня они оказывают и материальную поддержку индианкам из низших каст. Например, «Gulabi Gang» помогает бедным невестам с приданым или оказывает поддержку при открытии бизнеса.

«Индийская свадебная индустрия превосходит другие с точки зрения культуры / традиций, особенно в штате Уттар-Прадеш, где религиозные церемонии и ритуалы проводятся с большой преданностью и в течение долгих часов. Услуги будут включать в себя пошив свадебного приданого, обслуживание гостей, цветочные композиции, нанесение макияжа хной», – отмечается на сайте организации.

Стоит отметить, что «женщины в розовых сари» борются с самой системой неравенства, а не с представителями противоположного пола как таковыми. Например, в 2008 году участницы банды ворвались в местное управление по электроэнергии: местные чиновники постоянно отключали электричество и давали его только тогда, когда получали взятки. С того момента, как в их учреждении появилась организация, его подача происходит без перебоев.

В 2014 году для «Розовых сари» начался новый виток развития: Сампат Пал Деви по ряду причин покинула пост главы (некоторые участницы движения обвинили ее в махинациях и превышении своих полномочий), но начала свой путь в политике – хотя и не так успешно. В 2022 году она пыталась оспорить свое право на вхождение в Конгресс, но так и не смогла стать его членом.

«Я ухожу со всех постов в Конгрессе, поскольку моя кандидатура на место Маникпура в Банде не рассматривалась. Женщины, которые получили меньше голосов, чем я, были выдвинуты с того же места, хотя я много лет работал над укреплением Конгресса. Мои члены Gulabi Gang поддержали Конгресс не только в Уттар-Прадеше, но и в других штатах», – заявила она в репортаже для телеканала NBT.

Пока остается неизвестным, какое будущее ожидает «Банду Гулаби». Но уже сейчас вполне очевиден вклад женщин-участниц в ту социальную жизнь Индии, которая остается без внимания властей. Остается только предполагать, что однажды сбудутся слова Сампат Пал Деви, сказанные в интервью Hindustan Times: «Настоящая сила не в палках. Она в нашей численности. Однажды нас станет достаточно много для того, чтобы потрясти Дели».

Автор статьи Чернопятова Софья

Share.

Leave A Reply