Пятница, 23 февраля

Государственный музей Востока. Искусство Японии. Часть первая

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Государственный музей Востока создан 30 октября 1918 года. За свою вековую историю Музей неоднократно менял название (Ars Asiatica, Музей восточных культур, Музей искусства народов Востока) и совершил несколько переездов, пока в 1984 году не развернул свои экспозиции в здании, известном под названием «Дом Луниных» – городской усадьбе первой четверти XIX века на Никитском бульваре.

На сегодняшний день Музей является одним из крупнейших культурно-просветительских центров, в котором представлено искусство стран Востока. Собрание Музея насчитывает около 150 000 произведений живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства.

На третьем этаже музея расположилась экспозиция “Искусство Японии” и включает в себя свыше 450 произведений периода с конца XII до начала XX в. В ней представлены различные виды искусства и художественных ремесел, которые складывались в период средневековья. Они составляют основу японской художественной традиции.

История японского искусства неразрывно связана с распространением буддизма, пришедшего в Японию в VI в.

Буддизм способствовал приобщению Японии к многовековым культурным традициям Востока, сложившимся в Индии, Китае, Корее. В процессе создания произведений искусства, обслуживающих религиозную практику, и освоения опыта китайских и корейских мастеров происходило формирование национальных школ скульптуры, живописи, прикладного искусства.

Начнём наш осмотр с уникальных памятников буддийской деревянной пластики XII-XV вв., среди которых подлинными шедеврами являются изображение бодхисаттвы Фугэна на слоне (XII в.) и статуя Будды Амида (XII в.).

Они демонстрируют стиль, оформившийся в рамках буддийского канона в конце периода Хэйан (794 – 1185 гг.) и ставший воплощением эстетических идеалов аристократии. Для него характерны культ утонченного изящества и несколько женственной грации, камерность образов, превращавших объект религиозного поклонения в предмет любования.

Под влиянием учения дзэн-буддизма, проникшего из Китая на рубеже XII-XIII вв., и китайского монохромного пейзажа периода Сун (X – XIII вв.) в Японии появляется монохромная живопись тушью (яп. суйбокуга), которая, так или иначе, определила последующее развитие японской живописи.

Двухстворчатая ширма “Обезьяны, ловящие отражение Луны в воде”

В экспозиции она представлена картинами на свитках и образцом расписной ширмы. Среди экспонируемых произведений – работы мастеров школы Ункоку, художественного направления Бундзинга (Живопись интеллектуалов) и ширма «Обезьяны, ловящие отражение луны в воде» кисти художника прославленной школы Кано. Иллюстрация отражает притчу про обезьянок, которые хотели достать отражение луны из воды.

Как же достать нам
Этот чарующий диск
Льется сквозь лапки.

В течение XV – XVI вв. под воздействием дзэн-буддизма в Японии рождается самобытное художественное явление – чайная церемония тяною (в дословном переводе – «горячая вода для чая»), во время которой пьют заваренный кипятком растертый в пудру зеленый чай, взбитый венчиком прямо в керамической чашке.

Благодаря законодателю чайного ритуала Сэн-но Рикю (1522 – 1591) тяною превращается в детально разработанное действо с определенным набором вещей. Довольно скоро чайная церемония получает распространение во всех слоях общества. Растущая популярность тяною становится мощным импульсом для развития керамического производства. Лучшая в нашей стране музейная коллекция японской керамики широко представлена изделиями XVI – XVIII вв. – периодом ее наивысшего расцвета. Среди экспонатов преобладают принадлежности для тяною: чаши, сосуды, вазы для цветов, курильницы, блюда, коробочки для хранения благовоний.

Тяван с бабочкой и иероглифом. Тип раку

Это продукция знаменитых печей Сэто, Сигараки, Ига, Тамба, Мино, Сацума, Карацу, а также особо ценимые мастерами чая, вылепленные от руки и покрытые толстым слоем глазури классические чаши черный и красный раку. Они олицетворяют дзэнские идеалы красоты естественного, простого, грубоватого, лишенного внешнего блеска, гармонию красоты и пользы, обаяние патины, оставленной временем.

В залах музея воссоздана также часть традиционного японского дома с комнатой, подготовленной для чайного ритуала. Она демонстрирует конструктивные особенности национального интерьера и его пространственной организации, с наибольшей полнотой отразившие представления о нерасторжимой связи человека и природы, которые укоренились в сознании японца с глубокой древности, и на протяжении столетий органично подкреплялись идеями дзэн-буддизма. Размещение вещей в традиционном интерьере, кажущемся почти пустым, дает возможность почувствовать особое отношение японцев к предметному миру, передать атмосферу повышенного внимания к каждой вещи – его материальной природе и духовному содержанию.

В залах музея воссоздана также часть традиционного японского дома с комнатой, подготовленной для чайного ритуала. Она демонстрирует конструктивные особенности национального интерьера и его пространственной организации, с наибольшей полнотой отразившие представления о нерасторжимой связи человека и природы, которые укоренились в сознании японца с глубокой древности, и на протяжении столетий органично подкреплялись идеями дзэн-буддизма. Размещение вещей в традиционном интерьере, кажущемся почти пустым, дает возможность почувствовать особое отношение японцев к предметному миру, передать атмосферу повышенного внимания к каждой вещи – его материальной природе и духовному содержанию.

Продолжение следует.

Источник: https://www.orientmuseum.ru/collections/japan/index.php 

 

Share.

Leave A Reply