Среда, 28 февраля

Окончание праздника Весны Юаньсяоцзе: как отмечают традиционный праздник фонарей в Китае

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

«Красный цвет в оформлении улиц и домов, бумажные фонари, фейерверки и шутихи, традиционное почитание старших и своего рода, высокие технологии и самые грандиозные шоу и представления», – так начиналась статья нашего издания, посвященная одному из самых главных праздников Азии, Новому году по лунному календарю. Сейчас бы хотелось в качестве вводных слов написать следующее: ведь  сегодня, спустя 15 дней, настало время рассказать о завершающем череду традиций празднике фонарей или Юаньсяоцзе.

«Как в агатовых цветах,

И пышней великолепья

Не увидишь и в мечтах,

Словно яркою глазурью

Ниши светятся внутри,

И качаются повсюду

Расписные фонари[1]».

История ежегодного события по лунному календарю гораздо короче, чем у Чуньцзе, хотя она и берет свое начало примерно за 180 лет до н.э. Но, за это время праздник успел обрасти множеством традиций и легенд. Существует по крайней мере три предания, которые рассказывают о том, откуда пошел обычай зажигать фонари на 15 день первого месяца: начиная от связи с буддистскими ритуалами и заканчивая спасением от гнева богов с помощью хитрости. А ещё по одной легенде Юаньсяоцзе происходит от древнего Фестиваля Факелов: он появился у крестьян, которые ограждали свои посевы «ограждениями» из факелов. Земледельцы верили, что такая защита не только убережет урожай от животных и насекомых, но и сделает землю более плодородной[2]. Как бы то ни было, праздник фонарей стал частью китайской культуры, а его описание встречается в таком литературном шедевре национальной прозы, как «Путешествие на Запад».

«Пышен праздник Юаньсяо!

Вслед за ночью новогодней

На пятнадцатое утро

К нам в дома стучится он.

В этот день впервые ветер

Веет ласкою весенней,

А прохладный синий вечер

Весь огнями озарен.

В шумном городе повсюду

Фонари висят цветные,

Мирным хором, стройным хором

Песни льются до зари.

И везде: вдоль главных улиц

И на площадях базарных

Ясным светом пламенеют

Расписные фонари» (глава 91).[3]

Окончание праздника Весны Юаньсяоцзе, является одним из 15 дней в праздновании Нового года, а следовательно – его проведение проходит с обязательным соблюдением обычаев, подкрепленных особым символизмом. Самый известный из них – любование фонарями. Какой бы не была истинная история происхождения этой традиции, выставки фонарей различных форм и размеров проходят по всему Китаю. Но истинным «городом фонарей» принято считать Цзыгун в провинции Сычуань.

«Фестиваль фонарей Цзыгуна, основанный на традициях, продолжает внедрять инновации, настаивает на сочетании традиционного мастерства с современной наукой и технологией, а также сочетает традиционную культуру с современной эстетикой, создавая грандиозную, великолепную, уникальную концепцию, изысканное производство, красочные, блестящие и размытые общие художественные характеристики, излучающие завораживающий арт-шарм[4]», – сообщает пресс-служба города о своей знаковой достопримечательности. Власти Цзыгуна ежегодно представляет настолько сложные и причудливые инсталляции из фонарей, что они были признаны объектом нематериального культурного наследия на национальном уровне.

 

«Пышность праздника Юаньсяо» во многом определяется национальными танцами, исполняемые в пятнадцатый день после наступления Нового года. Первый из них – танец Льва. В нем обязательно принимают участие танцоры, скрывающиеся под костюмом зверя, но вот трактовка самого действия отличается в разных регионах Китая. Так, на севере страны исполнители стремятся передать характеристики «царя зверей» – гордость, но в то же время, грациозность, ловкость и смелость. В представлении при этом могут принимать участие также акробаты, а фигур львов может быть несколько – как правило, в пару к первому добавляют «львицу», а в особых случаях – еще и детенышей. А вот на юге танец исполняется для того, чтобы отпугнуть злых духов. На костюм льва с непропорционально большими глазами и рогом также прикрепляют зеркало – чтобы нечистая сила испугалась собственного же отражения[5].

Особое место на празднике фонарей также отводится янге (пер. «Песня рисовых ростков») – массовому танцу, по ходу которого разыгрываются целые театральные сюжеты[6]. Это национальное искусство прошло путь от крестьянского развлечения до одного из механизмов продвижения коммунистической идеологии[7], однако сейчас в первую очередь является частью праздника фонарей. Существует множество региональных разновидностей янге: например, в провинции Шандунь танец исполняется с барабаном, а в Пекине – на ходулях. Сочетающий в себе множество элементов (постановку, сюжет, напевы) стал также основой для формирования Цзилиньской оперы.

Наконец, у праздника фонарей есть и свое национальное блюдо – юаньсяо[8]. Это особый вид клецок из рисовой муки, обычно с соленой или сладкой начинкой. Первое упоминание этих «шариков» относится к периодам Тан и Сун (VII – XIII вв.), а праздничным угощением стали примерно в Х столетии. Кстати, технология их приготовления на севере и юге Китая также отличается: южане предпочитают сначала формировать шарик юаньсяо и уже в него добавлять начинку, тогда как их соседи – закручивать ее в подготовленный кусочек теста. Считается, что такие клецки нужно есть в окружении семьи – тогда для всех ее членов год пройдет счастливо.

Вот такой вот разный праздник, но от этого не менее любимый во всем Китае!

Автор статьи Чернопятова Софья

[1] https://www.epochtimes.ru/roman-puteshestvie-na-zapad-glava-91-98995039/

[2] https://blog.shensyao.com/prazdnik-kitajskih-fonarej-ot-yunge-do-yuansyao/

[3] https://www.epochtimes.ru/roman-puteshestvie-na-zapad-glava-91-98995039/

[4] http://www.zg.gov.cn/zgdh

[5] https://blog.shensyao.com/prazdnik-kitajskih-fonarej-ot-yunge-do-yuansyao/

[6] Видео

[7] https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istorii-severo-vostochnyh-yange

[8] https://www.abirus.ru/content/564/623/625/646/661/11043/11050.html

Share.

Leave A Reply