Пятница, 23 февраля

Государственный музей Востока. Искусство Японии. Часть вторая

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Продолжаем виртуальную экскурсию по залам Государственного музея Востока. Вторая часть музейного путешествия по Японии затрагивает искусство позднего средневековья – XVII – первую половину XIX в. и связанно с укреплением торгово-ремесленного сословия и ростом городов.

В городской культуре на первый план выдвинулось понятие ики* – дух обольстительной красоты, яркой и чувственной, получили развитие новые формы художественного творчества.

Именно в эту эпоху достигла своего высшего подъема гравюра на дереве укиё-э* («картины изменчивого мира»), прославившая в странах Европы японское искусство. Она показана в разнообразии традиционных жанров: якуся-э* (театральная гравюра), бидзинга (изображение красавиц из «веселых кварталов»), фукэйга (пейзаж), катёга (цветы и птицы), муся-э (картины историко-героического содержания, изображение воинов), суримоно (поздравительные открытки), фудзокуга (бытовой жанр, праздники и обряды годового цикла), сумо-э (изображение борцов сумо).

«Красавица с ракеткой для игры в волан». Лист из серии «Пять ликов красавиц» Китагава Утамаро (1753–1806)

В залах музея выставлены произведения таких выдающихся мастеров, как Китагава Утамаро (1753 – 1806), Кацусика Хокусай (1760 – 1849), Андо Хиросигэ (1797 – 1858), Утагава Кунисада (1786 – 1864) и других.

В двух витринах богато представлена коллекция миниатюрной пластики – около двухсот нэцкэ и окимоно, выполненных первоклассными резчиками своего времени, такими как Хасэгава Икко, Доракусай, Томомицу, Судзуки Масанао из Исэ, Охара Мицухиро и другие. Обширный круг сюжетов проливает свет едва ли не на все аспекты жизни горожанина периода Эдо (1603 – 1868) и круг его интересов: мифологические и фольклорно-сказочные персонажи соседствуют с образами легендарных героев и незатейливыми бытовыми зарисовками, фигурки животных – с изображениями растений, а бродячие комедианты – с масками классического театра Но.

Кофейник Начало XVIII в. Фарфор, металл, рельеф, подглазурная роспись кобальтом, надглазурная роспись железной красной краской, эмалями, позолота

Фарфор, производство которого начинается в Японии только в первой декаде XVII в., представлен разнообразными изделиями мастерских Ариты. Среди них выделяются образцы, созданные по заказам Ост-Индской голландской компании, которая на первых порах необычайно стимулировала развитие этого нового для Японии вида искусства. Тарелки, чаши, вазы с куполообразными крышками, предметы, изготовленные по западным моделям (тазик для бритья, кофейник) демонстрируют особенности экспортного стиля декорации, сложившегося под влиянием внешнего рынка и основанного на творческой интерпретации китайских прототипов. В экспозицию включена также фарфоровая и фаянсовая продукция известных керамических центров – Киото, Сацума, Хирадо, Кутани. Это сине-белые изделия, образцы, расписанные полихромными эмалями, украшенные позолотой, фигурной лепкой или резьбой. Они составляют контраст благородной простоте и одухотворенной естественности керамики для чайной церемонии и в полной мере соответствуют представлениям позднего средневековья о «блеске мира».

Продолжение следует.

———-

*Ики (粋 /文き, примерно “шикарный, стильный”) – японская эстетическая концепция, возникшая среди торгового класса Эдо (современный Токио) в Японии периода Эдо.

*Термин “укие-э” (浮世絵) переводится как “изображение парящего мира”

*Якуся-э (яп. 役者絵, «изображения актёров») — это поджанр японских гравюр направления укиё-э, получивший распространение в период Эдо.

————

Share.

Leave A Reply