Пятница, 23 февраля

Итальянская архитектура на мировой площадке

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Расположенная в самом сердце лагуны на побережье северо-восточной Италии, Венеция была крупной державой в Средневековье и начале Нового Времени. Стратегическое положение города на берегу Адриатического моря, в пределах досягаемости Византийской империи и торговцев с Ближнего Востока, позволило городу стать важным центром торговли на Западе, получая товары с Востока морским путём и распространяя их на растущем европейском рынке.

Венецианские купцы той эпохи установили связи, которые простирались вплоть до Монгольской империи и Персии, а также Армении, Кавказа и Малой Азии, охватывая многие ответвления Великого Шёлкового пути. В 1221 году был заключен торговый договор между Венецией и Монгольской империей, иллюстрирующий их амбиции по расширению своих торговых возможностей по всей Центральной Азии.

Главным символом Великого Шёлкового пути на Западе является имя Марко Поло. История его путешествий вдохновила многих европейских исследователей и искателей богатства отправиться на Дальний Восток. Сегодня итальянские тесные связи с рынками Китая и Восточной Азии, открытые походами известного венецианского купца, обеспечивают Италии крепкое место на международной площадке не только торговли, но и искусства. Такая интеграция привлекла в Венецию большое количество туристов со всего мира, включая различных мастеров, художников и архитекторов, которые прибыли сюда ощутить колорит итальянского искусства.Многовековые связи Италии с другими странами в конечном счёте закрепили за Венецией роль одной из основных точек развития международного искусства, и в 1895 году здесь был учрежден известнейший форум мирового искусства и международная художественная выставка – Венецианская биеннале.

Первая архитектурная биеннале 1980 года под названием «La Presenza del Passato» («Присутствие прошлого») стала поворотным моментом в истории строительства, проведённая под руководством известного архитектора Паоло Портогези.

Выставка была сосредоточена вокруг инсталляции «Страда Новиссима» – виртуальной улицы, состоящей из «картонных» фасадов, каждый из которых спроектирован разным архитектором. Для неё Портогези собрал материалы от некоторых самых выдающихся архитекторов мира, среди которых Фрэнк Гери, Рем Колхас, Арата Исозаки, Роберт Вентури, Дениз Скотт Браун, а также Рикардо Бофилла. Портогези создал улицу, окаймленную вкладом каждого архитектора-участника, и многие рассматривают выставку как объединяющую точку для движения постмодернизма и приверженцев данного течения в мире архитектуры со всего мира.

Собственные работы Портогези также несут в себе глубокий интернациональный контекст. Его руками была спроектирована и построена Римская мечеть – самая большая мечеть за пределами исламского мира, России и Индии.

Планирование здания заняло более десяти лет: в 1974 году римский городской совет пожертвовал землю, расположенную в Париоли, но первый камень был заложен только в 1984 году, а торжественное открытие мечети состоялось 21 июня 1995 года.

Сооружение предназначено для интеграции в окружающую зелёную зону, сочетая современный структурный дизайн и вездесущие изгибы. Освещение и оттенки сочетаются для создания медитативной атмосферы, а выбор материалов, таких как травертино и котто, напоминает традиционные римские архитектурные стили. Внутренний декор в основном выполнен из глазурованной плитки светлых тонов с повторяющейся темой из Корана «Бог есть свет».

Интерьеры украшены простой, но красивой мозаикой, создающей дополнительные оптические эффекты, а пол покрыт чрезвычайно мягким персидским ковром с геометрическими узорами. Главная молитвенная зона вмещает до 2500 верующих. Над ней находятся галереи, предназначенные для верующих женского пола. Главный молитвенный зал увенчан большим центральным куполом диаметром более 20 метров, который окружён 16 куполами меньшего размера. Все купола покрыты свинцом, и каждый сочленён рёбрами жесткости, сходящимися на его вершине. Комплекс также включает в себя образовательную зону с классной комнатой и библиотекой, конференц-центр с большим зрительным залом и зону, где проводятся выставки.

Результатом является завораживающая архитектура, состоящая из повторяющихся дизайнов и удивительных геометрических узоров.

Мечеть содержит несколько колонн в форме пальм в османском стиле, которые символизируют связь между Аллахом и единственным верующим.

Другой примечательный проект архитектора – «Зал Портогези» («Sala Portoghesi») в спа-курорте Монтекатини-Терме, расположенном между Флоренцией и Версилианским побережьем. Находясь недалеко от гор Пистойя, он может похвастаться прекрасными погодными условиями, особенно зимой, так как участок защищён от холодного северного ветра. Монтекатини также благословлён наличием уникальных термальных источников. «Зал Портогези» был построен в 1986 году, он уникален своими деревянными колоннами и разноцветным мрамором.

Самое же необычное здание, к созданию которого прикоснулся Портогези – «Дом Папанице», более известное как «Casa Papanice». Спроектирован и построен в Риме в конце 60-х – начале 70-х годов. Это великолепная усадьба с большим влиянием барокко, с элементами ар-деко и сецессионизма, окутывающая своими элегантностью и ритмом.

На строительном плане-диаграмме «Матрица композиции» изогнутые линии геометрии выходят за пределы здания с помощью уникального языка композиции – Портогези называл это «Теорией Полей». Ещё до того, как стать архитектурными планами, подобные чертежи представляют собой пространственные диаграммы, которые создают поле линий различной интенсивности. Это поле становится моделью, в которой могут быть расположены стены, конструкции и разделительные элементы и, в то же время, могут быть выражены менее осязаемые качества пространства, такие как свет и звук. В этом случае диаграмма может быть понята как способ считывания интенсивных качеств пространства: каждый центр может быть понят как точка особой интенсивности – из-за его специфического качества света или звука. Несмотря на то, что эта методология проектирования разработана не с использованием компьютеров, она строго следует алгоритмической логике. Поле, в дополнение к исследованию потенциала более открытого и пористого пространства, становится моделью для артикуляции нового формального выражения.

«Дом Папанице» – очень нетипичный трехуровневый дом, с одной комнатой на этаже и небольшим чердаком. Концепция Портогези основана на его влиянии стиля барокко, это видно по систематическому использованию изогнутых линий при моделировании внутреннего пространства, а также фасадов. Изгиб стен по периметру, которые чередуются между вогнутыми и выпуклыми, формально характеризует композицию, ритм всей обшивки отличается элегантностью, а интерьеры сильно напоминают ар-деко и поп-арт – от цветовых деталей до мебели. Как комментировал сам архитектор, внутренние пространства стремились быть гибкими, и эта композиция очень помогла, приблизив архитектуру к природе.

Безусловно, в данной композиции изогнутые линии как стратегия дизайна становятся последовательным эстетическим компромиссом между природой и итальянской культурой, унаследованной и укоренившейся в истории, открывая новую веху архитектуры и искусства.

Автор статьи Варвара Сергеевна Картушина

Share.

Comments are closed.