Среда, 28 февраля

Спорт, международное событие и развитие транспортной сети. Что мы знаем о железных дорогах Катара?

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Чем больше наша редакция погружается в тему железных дорог Персидского залива, тем очевиднее становится неповторимая история развития данной инфраструктуры в каждой из стран региона. Так, мы уже успели рассказать о совместном проекте Oman-Etihad Rail по строительству железнодорожной сети в Омане, которое создаст новый способ сообщения в стране, что называется «с нуля». Предыдущие материалы также были посвящены «дорогам будущего» в ОАЭ и путях, позволяющих с комфортом добраться до священных мест Саудовской Аравии.  Сегодня же, когда речь пойдет о железнодорожном транспорте в Катаре, наверное, стоило бы сказать следующим образом: железные дороги, построенные для международного события. Однако, это будет не совсем корректная формулировка, применимая к случаю представленной страны.

Данное государство Персидского залива уникально в том плане, что здесь речь в первую очередь идет о реализации двух проектов, которые в определённом понимании к железным дорогам не относятся. Для Катара ближе и реальнее (хотя власти страны и ведут работу по реализации последней в будущем) строительство метрополитена в Дохе и запуск трамвая Lusail.

«Qatar Rail осуществляет надзор за строительством современной интегрированной железнодорожной сети Катара стоимостью в несколько миллиардов долларов. Затем компания будет осуществлять надзор за управлением, эксплуатацией и обслуживанием железнодорожной сети страны. В обязанности Qatar Rail входят два крупных проекта: метро Дохи и трамвай Lusail. Сочетая традиционные элементы с современными функциями, эти программы создадут самую удобную, надежную и безопасную железнодорожную систему региона»,[1] – говорится на сайте государственной железнодорожной компании Qatar Rail.

Оба этих проекта обладают отличительной особенностью, в какой-то степени характеризующая все наиболее известные инфраструктурные проекты Катара. Будь то трамвайная линия, названная в честь строящегося эко-города или 4 линии столичного метро, считающееся на сегодняшний момент одним из самых технологичных в мире. Любопытно, но термин «самый» к новому для Катара виду транспорта можно применять и для характеристики строительных работ по его возведению. Так, на рабочих площадках трудились 27 тысяч специалистов и 21 тоннелепроходческая машина. За это проект даже попал в Книгу рекордов Гиннеса[2] за «самое большое количество ТПМК (прим. – тонелепроходческий механизированный комплекс), работающих одновременно в одном проекте».

Особого внимания заслуживает и дизайн станций, одобренный эмир шейхом Тамимом бин Хамадом Аль-Тани еще в 2013 году. Оформление холлов, выполнено в соответствии с традиционной архитектурой страны – отсюда и просторные помещения, и арочные своды. Причем это касается как подземных, так и наземных станций (а Метро Катара в данном плане «смешано» – обычные станции преимущественно находятся в центре Дохи, а на отдалении от него движение поездов производится по эстакадам).

«Используя разработанное нами руководство по проектированию и адаптивный параметрический дизайн, мы можем создавать множество вариаций, которые, тем не менее, будут поддерживать идентичность облика станций. Таким образом, мы комбинируем и адаптируем местные отличия и физические факторы: проникновение света, пассажирские потоки, конструктивные особенности и т.д. Это комплекс чрезвычайно дисциплинированных систем», – цитирует слова сооснователя студии UNStudio Бена ван Беркеля[3] профильный портал Underground Expert.

В то же время, нельзя сказать, что Qatar Rail оставляет без внимания проекты по строительству полноценной железной дороги – как раз наоборот, данную задачу национальная компания презентует в качестве своей миссии. Еще в 2011 году она получила мандат на проектирование и развитие железнодорожной сети с последующим обслуживанием и эксплуатацией поездов. Последние новости, связанные с реализацией масштабного и логистически важного проекта появились в 2015 году – тогда Qatar Rail объявила о начале тендерных торгов по управлению строительства железных дорог дальнего следования. Как сообщали тогда интернет-издания, «сеть будет построена в четыре этапа, и в этом году планируется начать подготовительные работы и завершить заключительный этап в 2030 году»[4].

 

Первые поезда метро были пущены в ход по построенной части станций еще в 2019 году – тогда Qatar Rail постепенно запускала в эксплуатацию части Красной или так называемой «береговой линии», а также Зеленой и Золотой веток (прим. – образовательной и исторической соотвественно). Таким образом Катар продемонстрировал, что готов предоставить комфортное перемещение по городу туристам, прибывшим со всего мира на ЧМ-2022. Кто знает, может быть сейчас наступает новый этап в развитии железных дорог страны, когда она показала себя как потенциальный маршрут для путешествий.

Автор статьи Софья Чернопятова.

[1] https://corp.qr.com.qa/English/Projects/Pages/default.aspx

[2] http://n-metro.ru/общественный-транспорт-дохи/

[3] https://undergroundexpert.info/metropoliteny-mira-i-rf/metro-mira/metro-katar/

[4] https://www.theconstructionindex.co.uk/news/view/qatar-rail-tenders-long-distance-rail-project

Share.

Comments are closed.