Суббота, 13 апреля

Территории опережающего развития и экономическое освоение Арктики и Дальнего Востока

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Помните ли Вы о хабаровском проекте завода по сборке автобусов[1] или о производстве перекиси водорода в Приморье[2]? Обновления по этим новостям (надеемся, удачного) стоит ждать в 2024 году, когда концерны-резиденты ТОРов запустят свои первые промышленные линии. Однако, не стоит думать, что деятельность, осуществляемая на территориях опережающего развития Арктики и ДВФО осуществимы в близкой, но все же перспективе. Например, в конце прошлой недели, 4 марта, стало известно о постановлении Правительства РФ по расширению границ ТОР «Бурятия» – соответствующее распоряжение подписал Премьер-министр Михаил Мишустин, сообщает пресс-служба федерального органа власти.

«Предполагается, что на территории Бичурского района появится племенной репродуктор и фермы для молодняка крупного рогатого скота мясного направления. Реализация этих проектов позволит привлечь более 1,6 млрд рублей частных инвестиций и создать более 200 новых рабочих мест»[3], – говорится в сообщении Правительства РФ. Несмотря на то, что сроки реализации данного постановления не называются, этот документ показывает, что в высших эшелонах власти на ТОРы возлагаются большие надежды в плане развития ряда отечественных территорий.

Еще раньше, в январе этого года, Минобрнауки объявил о старте дополнительного конкурсного отбора для региональных вузов для участия в программе «Приоритет 2030».  Будущие победители конкурса дальневосточного трека, выбранные специальной комиссией из числа университетов-участников, получат средства на реализацию своих проектов, направленных на развитие регионов ДВФО[4].

Все это свидетельствует о том, что сегодня развитию Дальнего Востока и Арктики в российской политике уделяется особое внимание. Более того, исходя из числа реализованных и запланированных для создания проектов, можно сказать, что оно является одним из ее приоритетных направлений. В последние годы потребность в развитии кластеров на этих территориях приобретает особое значение в связи с экономической и геополитической ситуацией в мире. Собственно, этим и объясняется достаточно большое количество резидентов территорий, которые получают от государства поддержку и различного характера преференции. Помимо этого, Дальневосточные проекты – показатель уровня работы и координации сотрудничества нескольких государственных ведомств: так, над ранее упомянутым «Приоритетом 2030», помимо Минобрнауки, работают Минвостокразвития России и профильная Корпорация Дальнего Востока и Арктики[5], ответственная за реализацию проектов в этих регионах.

Что представляет собой ТОР? Согласно сайту «управляющей компанией Арктической зоны Российской Федерации» (КРДВ), территории опережающего развития являются частью субъекта РФ и определяются особым правовым режимом осуществления предпринимательской деятельности.[6] Стоит отличать ТОР от ОЭЗов – особых экономических зон. Основное их различие заключается в налоговых выплатах и профилировании производств – например, на территориях, о которых мы ведем речь, разрешена добыча полезных ископаемых и производство акцизных товаров[7] (прим. – частично этот запрет не распространяется на зоны территориального развития ЗТР).  Но главное – территории опережающего развития создаются под крупных инвесторов исходя из нужд и потребностей региона.

«ТОР – специальный инструмент, призванный стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики и привлекать новых инвесторов. Резидентам ТОР доступен широкий перечень льгот и преференций, в том числе сниженные ставки по налогам и страховым взносам, процедура свободной таможенной зоны»,[8] – говорится на сайте Правительства РФ.

Если же говорить о регионах Дальнего Востока и Арктики, на которых территории опережающего развития имеют место быть, то их количество не столько показательно, сколько территориальное расположение – ТОР существует как в Мурманске, так и в Хабаровске.[9] Направленность этих экономических областей может быть весьма разнообразной: туристическая рекреация, логистика, промышленное строительство, а также машиностроение, химия и нефтехимия, добыча полезных ископаемых. Среди особенно интересных кластеров – Свободный порт Владивосток и Специальный административный район – «территория с гибким режимом налогового и валютного регулирования для компаний, принявших решение о переводе из иностранной юрисдикции в российскую»[10].

Как уже очевидно, ТОР привлекательны для производителей и инвесторов своими налоговыми послаблениями и административными преференциями. Так, компании, заходящие в кластерную зону, получают земельный участок для реализации своего проекта, и послабления на земельные выплаты до 5 лет (прим. – в некоторых случаях, налоговая ставка может оставаться, но составлять 1,5 %). Помимо этого, льготы касаются предприятий по выплатам единого социального налога (7,6 % вместо 30 % в течении 10 лет), а также налогов на прибыль и имущество организации.

Как отмечает пресс-служба Правительства России, на сегодняшний момент на Дальневосточных территориях опережающего развития зарегистрировано порядка 650 резидентов, а объем инвестиционных соглашений превышает 4,8 трлн рублей[11]. Несмотря на то, что ТОРы или ТОСЭРы, как их чаще называют применительно к проектным зонам Центральной части России, функционируют по всей стране, их развитие на Дальнем Востоке и Арктике сейчас представляется весьма успешным по двум причинам. Во-первых, из-за создания большого числа рабочих мест, во-вторых, из-за разнообразия зарегистрированных резидентов, деятельность которых может основываться как на сборке автобусов, так и производстве перекиси водорода.

Автор статьи Чернопятова Софья.

[1] https://tass.ru/v-strane/17147371

[2] https://minvr.gov.ru/press-center/news/importozameshchenie_pervoe_na_dalnem_vostoke_proizvodstvo_perekisi_vodoroda_naladit_novyy_rezident_t/?view=desktop

[3] http://government.ru/news/47920/

[4] https://erdc.ru/news/opredelen-sostav-vuzov-uchastnikov-dopolnitelnogo-otbora-proekta-prioritet-2030-dalniy-vostok/

[5] https://erdc.ru/news/opredelen-sostav-vuzov-uchastnikov-dopolnitelnogo-otbora-proekta-prioritet-2030-dalniy-vostok/

[6] https://erdc.ru/news/opredelen-sostav-vuzov-uchastnikov-dopolnitelnogo-otbora-proekta-prioritet-2030-dalniy-vostok/

[7] https://tass.ru/info/2215388

[8] http://government.ru/rugovclassifier/724/events/

[9] https://erdc.ru/local/static/img/site/map-tor.png

[10] https://erdc.ru/about-sar/

[11] http://government.ru/news/47920/   +   https://ria.ru/20230304/tor-1855845805.html

Share.

Comments are closed.