Пятница, 19 апреля

Трагическое прошлое и неясные перспективы развития транспортных путей. Что мы знаем о железных дорогах Ирака?

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Цикл статей от «Посольской жизни», посвященный железным дорогам стран Персидского залива, имеет весьма оптимистичный тон. Нисколько не ставим этот факт себе в заслугу, но и не можем утверждать, что он искажает реальность: согласитесь, трудно представить что-то иное в текстах, рассказывающих о развитии важной логистической отрасли, влияющей на экономику и транспортную доступность регионов страны. Однако сегодня, когда настало время рассказать о путевой системе Ирака, позитивный тон действительно кажется неуместным.

История развития иракских сетей сложная. Она начинается в 1914 году, когда новая Багдадская железная дорога, которая иногда называется публицистами «дорогой, рассорившей весь мир»[1], почти соединила Стамбул, Самарру и Багдад с двумя столицами – Веной и Берлином. Очевидно, что новый путь, сокращавший время сообщения Европы с побережьем Индийского океана (а дорога по проектам заканчивалась в Кувейте), не могла не вызвать недовольства у владелицы Суэцкого канала – Великобритании. Помимо этого, Россия также опасалась того, что новая железная дорога, при дополнительном развитии, позволит Османской Империи увеличить мобильность войск в Закавказском регионе. В числе тех, кому новая логистическая сеть мягко говоря «не нравилась», оказалась Франция, Бельгия и, собственно те страны, которые во время Первой мировой войны выступят на стороне Антанты. Стала ли Багдадская транспортная линия основной причиной начала всех событий 1914-1918 годов, точно неизвестно. Однако, ее строительство явно было среди них.

Впоследствии часть иракской железной дороги была расширена по долине Месопотамии, что соединило воедино несколько районов Ирака. При этом, новая колея была метровой ширины – впоследствии в 1980-х гг. ее расширили до стандартных (прим. – европейских) размеров, однако часть из этих путей так и не была присоединена к ветке Самарра-Багдад и постепенно пришла в негодность[2]. На этом злоключения железнодорожной сети не закончились – эксплуатация Багдадской дороги продолжалась еще в начале нынешнего столетия. При этом, в 2000-х годах элементы полотна были сильно изношены и практически не подвергались какой-либо замене.

Несмотря на то, что отмечаются попытки иракских властей по модернизации железных дорог страны, все же этот процесс был не менее сложен, чем вся история этого отрасли. В некоторой степени – даже гораздо труднее, так как железная дорога была сильно повреждена в ходе Иракской войны. В условиях боевых действий не трудно предположить, что могло стать причиной уничтожения путей[3] – как вариант, «камнем преткновения» могла стала транспортировка нефти, за владение которой боролись различные группировки в ходе начавшегося гражданского конфликта.

Восстанавливать сообщение страна начинала еще до событий 2003 года, однако основная часть работ в железнодорожной отрасли пришлась на 2012 год: именно тогда были восстановлены пригородные линии в Багдаде и междугородние маршруты из Багдада в Басру, Фаллуджу и Мосул. А два года спустя было запущено сообщение между Басрой и Багдадом. К сожалению, в том же 2014 году опять было прекращено движение по железнодорожной линии в Мосул из-за вторжения в город террористических группировок. Когда населенный пункт был освобожден, оказалось, что вся железнодорожная инфраструктура не подлежит эксплуатации. Последние новости, связанные с Мосулом появились только три года спустя: тогда власти Ирака заявили о готовящихся работах по восстановлению железнодорожной станции и строительству совершенно новой линии до турецкой границы, в обход Сирии.

На сегодняшний момент также известно, что роль в ремонте и потенциальном строительстве железных дорог играет Al-Burhan Group – многопрофильная иракская компания, занимающаяся производством и установкой железобетонных конструкций. Помимо железных дорог, компания является основным партнером авиационной промышленности страны.

«Al-Burhan Group уже несколько лет работает на железных дорогах Иракской Республики, внедряя технологии и сырьевая энергия в локомотивную промышленность. Al-Burhan Group является основным поставщиком бетонных шпал для сети железнодорожных путей, поставляя большие партии по мере необходимости»[4], – говорится на официальном сайте компании.

Помимо этого, в стране работает национальная компания Железных дорог Иракской Республики: сейчас достаточно сложно сказать о ее планах и проектах, которые могут находиться в стадии разработки (прим. – к сожалению, редакции не удалось проверить информацию на официальном сайте IRR), однако Iraqi Republic Railways Company все же является символом развития Ирака[5]. Ведь, как известно, железнодорожная сеть – это артерия для экономики всей страны.

Наконец, последние новости, связанные с развитием иракских транспортных путей, появились в сети в 2021 году[6]. Тогда профильный портал Railway Supply (прим. – cо ссылкой на издание Railway Gazette) сообщил о подписании ирано-иракского соглашения о строительстве 30 километров железной дороги. Эти пути должны не просто соединить станции Шаламче — Басра, но и две страны общим сообщением.

«В соглашении есть четкий график, и одним из его пунктов является то, что реализация проекта начнется в течение следующего месяца. В течение почти 20 лет мы вели многочисленные переговоры с иракской стороной о строительстве железной дороги Шаламче — Басра, и было подписано много меморандумов, которые так и не привели к желаемому результату», — заявил после подписания министр дорог и городского развития Ирана Ростам Касеми.

Багдадский договор поспособствует не просто улучшению транспортной и пассажирской логистики, но и обеспечит рост торговли и взаимодействия с Афганистаном, Пакистаном, Индией и другими странами.

К сожалению, пока остается неизвестным, насколько страны продвинулись в реализации данного проекта. Тем не менее, даже просто информации о соглашении позволяет надеяться, что будущее железных дорог Ирака не настолько мрачное, как их прошлое. Надеемся, что некоторое время спустя «Посольская жизнь» сможет написать более оптимистичную статью о железнодорожной сети страны.

Автор статьи Чернопятова Софья.

[1] https://diletant.media/blogs/62123/402/

[2] https://www.sinfin.net/railways/world/iraq.html

[3] https://m.lenta.ru/news/2003/12/08/train/

[4] http://www.alburhangroup.com/railway.php

[5] http://www.alburhangroup.com/railway.php

[6] https://www.railway.supply/podpisano-soglashenie-o-zheleznodorozhnom-soobshhenii-iran-irak/

Share.

Comments are closed.