Пятница, 29 марта

Непохожие похожие: музыкальные здания

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

«Всё искусство постоянно стремится к состоянию музыки», – как-то заметил английский эссеист Уолтер Патер в 1877 году. Его афоризм стал хорошим предсказанием духа времени и общей целью искусства через 30 лет, когда художники в Париже и других местах стремились к своего рода визуальному эквиваленту музыкальных тем, а архитекторы-экспрессионисты и кубисты последовали их примеру. Архитектура как застывшая музыка имела длительную историю подражания своей «сестре» такого же ритмического порядка. Ведь и архитектура, и музыка – это формы искусства, объединённые ритмом и пропорциями, из которых рождаются творческие способности и идеи.

Таким образом, как здания, так и песни являются результатом этих идей. Ритм, например, позволяет песне обрести свой уникальный темп, в то время как в архитектуре он определяет формы сооружений. Когда дело доходит до пропорций, то они помогают составить композицию с помощью нот и интервалов, а в архитектуре они помогают гарантировать правильный баланс здания. Поэтому вовсе неудивительно, что музыка может влиять на архитектуру.

В связи с этим на Земле стоят несколько удивительных мест встречи двух таких разных и одновременно схожих видов искусств.

Поющее звенящее дерево в Англии

Это трёхметровая музыкальная скульптура, сделанная из оцинкованных стальных труб, возвышается над английским городом Бернли на вершине Краун-Пойнт в Ланкашире. Трубы закручены, образуя форму дерева, согнутого и обдуваемого ветром, и на ветру издают жуткий, мелодичный гул, когда тот дует сквозь них.

Трубы Поющего звенящего дерева используются как для эстетических качеств, так и для настройки звука – их звучание варьируется в зависимости от длины. Звук, производимый этим скрученным металлическим деревом, охватывает несколько октав.

 

Построенное в 2006 году, Дерево было спроектировано архитекторами Майком Тонкиным и Анной Лью в рамках проекта, созданного Сетью экологических искусств Восточного Ланкашира по созданию серии достопримечательностей в сельской местности. На этом месте в Бернли когда-то располагалась передающая станция Rediffusion с ветхим кирпичным зданием и неиспользуемыми телеграфными линиями. Станция была демонтирована, а линии срублены для вторичной переработки, чтобы освободить место для дерева, которое должно было выделяться на фоне сурового холмистого ландшафта горного хребта Пеннин.

 

Деревня-музыкальная шкатулка в США

 

Музыкальная деревня была создана в результате сотрудничества между различными художниками и основателями Airlift, ведущей выставки публичного искусства в Новом Орлеане, штате Луизиана. С момента своего открытия в 2016 году деревней пользовались тысячи музыкантов и художников. Каждая ложа здесь функционирует не как сцена для выступлений, а как сам инструмент. Компоненты каждой «шкатулки» можно найти на полах, стенах и даже потолках, вдохновлённые музыкальной и архитектурной культурой Нового Орлеана.

В 2010 году, через пять лет после того, как ураган Катрина и его последствия опустошили город и разрушили креольский коттедж на Пити-стрит в Байуотере, принадлежащий соучредителю New Orleans Airlift Джею Пеннингтону, тот предположил, что это пространство можно было бы превратить в штаб-квартиру Airlift, а также в место проведения выступлений. Он передал проект в руки художника и соучредителя Airlift Делани Мартина, звукорежиссера Тейлора Ли Шепарда и приглашённого художника-инсталлятора Swoon. Вместе они представляли, что сооружение, которое они строят, будет не просто сценой, на которой музыканты будут играть на своих инструментах, а что само сооружение будет музыкальным инструментом.

Общее представление об атмосфере на торжественном открытии Music Box . Фото Джоша Брэстеда

Много месяцев спустя гражданский проект родился благодаря работе 25 художников – музыкальная шкатулка в качестве звуковой лаборатории в трущобах. В течение первых девяти месяцев 15000 посетителей пришли пообщаться с изобретёнными инструментами, которые были встроены в местную инфраструктуру Деревни.

Морской орга́н в Хорватии

 

На северо-западной стороне задарской набережной – Риве, всего в нескольких шагах от паромной станции Анкона-Задар, расположен ещё один образец музыкальной городской архитектуры.

Морской орга́н Задара, спроектированный архитектором Николой Бейсиком и открытый в апреле 2005 года, улавливает движение волн и преобразует его в музыку. Это меланхоличный, скорбный звук, который связывает в памяти образы моря, ветра и неба.

Музыка создаётся 35-ю полиэтиленовыми трубками разной длины и размеров, в которые встроены губные гармошки, играющие семь пятитональных аккордов, когда море пропускает через них воздух. Трубы встроены в перфорированные каменные лестницы, которые тянутся на 70 метров вдоль побережья. Все семь ступеней – и каждая со своей собственной трубкой. Именно это место на конце южной набережной Задара наиболее подвержено воздействию волн и двух преобладающих ветров: трамонтана и бриза с суши.

Семь звуковых кластеров организованы вокруг двух основных ключевых аккордов и были разработаны для того, чтобы вызвать близкие гармонии музыки далматинской клапы – формы традиционного акапельного пения в Харватии.

Даже без музыки беломраморные ступени, спускающиеся к морю, необычайно красивы и представляют собой идеальную точку обзора, с которой можно полюбоваться великолепными закатами Задара.

Проект мистера Бейсика получил Европейскую премию за городское общественное пространство в 2006 году и сейчас является самым любимым памятником Задара.

Хотя это разные примеры того, как архитекторы интерпретируют музыку в своей работе, они также передают одно и то же сообщение: взаимовлияние музыки на архитектуру. Архитектура – не просто проектирование зданий и размышления о лучших материалах, но и ещё о том, какие чувства творцы пытаются передать с помощью здания.

Автор статьи Варвара Сергеевна Картушина.

Share.

Comments are closed.