Вторник, 23 апреля

Равенство/неравенство полов в российском массовом сознании. Что говорят о гендерном дисбалансе последние социологические данные

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Совсем недавно мы встречали Международный женский день. Он же, в некоторых социальных дискуссиях, день – «отошедший от своих истоков праздник», а также, в особенно радикальных случаях – «праздник слабой половины человечества», «торжество украшений коллективов» и событие прочих гендерных стереотипов. Однако, как показывает тенденция последних лет, образ и роль женщин в России все же меняется. Подтверждает это и последний опрос от Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), данные которого были опубликованы 7 марта этого года.

Какое это счастье…

В Период оттепели был создан совершенно потрясающий плакат, посвященный гендерному равенству: «Какое это счастье – равноправие в космосе и на земле». Нетрудно догадаться, когда он был создан, но здесь важно другое: в Советском Союзе достаточно много времени уделяли продвижению идеи равноправия в массы, и сегодня Россия продолжает пользоваться этим наследием. Согласно данным ВЦИОМа, сегодня о равенстве возможностей женщин и мужчин заявили 61% респондентов[1].

«В условиях стремительной социальной динамики семья стала более мобильна: благодаря усиливающемуся гендерному равенству функции между мужчинами и женщинами распределяются исходя из логики целесообразности, а ранее существовавшие жесткие нормы и ожидания общества по отношению к представителям каждой из гендерных групп утратили свое значение», – комментирует результаты опроса Советник генерального директора ВЦИОМ Елена Михайлова[2].

 …в космосе – а на земле?

При этом, каждый четвертый респондент считает, что у женщин прав и возможностей меньше (24%).

Советское наследие дало нам многое в плане гендерного равенство, но и оно же оставило своим потомкам феномены «двойной нагрузки» и гендерных стереотипов. Чтобы в этом убедиться, далеко ходить не надо: так, о дисбалансе прав чаще заявляют женщины: если мужчины заявили о равенстве полов в 64 % случаев, то женщины – только в 58 %. Кажется, что цифры весьма незначительные, но в социологической практике могут значить достаточно многое. Например, необходимо учитывать самую простую разницу в численности населения: согласно данным Росстата за 2022 год, на 1000 мужчин приходится 1151 женщин.[3] К тому же, женщины чаще отмечают, что у мужчин больше привилегий (31 %, что в два раза больше ответов на аналогичный вопрос у мужчин). Все это может свидетельствовать о том, что у женщин по разным причинам может быть ощущение угнетенности. Чаще о дисбалансе могут говорить молодые люди с высоким уровнем образования и проживающие в крупных городах страны.

«Еще один дифференцирующий фактор – уровень урбанизированности. Для жителей обеих столиц характерна ориентация на ущемление прав женщин, в 36% случаев они говорят о том, что у женщин в современной России прав и возможностей меньше, это в два раза выше, чем аналогичный показатель среди сельчан – 18%. При этом на селе каждый пятый убежден, что больше прав и возможностей имеют сегодня не мужчины, а женщины (19% vs. 6% среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга)», – говорится в мониторинге, опубликованном на сайте Центра.

 Женщина-мать, женщина-руководитель, просто женщина

А что же по поводу равенства на рабочей стезе? ВЦИОМ отвечает на этот вопрос следующим образом: 47 %, т.е. почти каждый второй считает, что руководящие должности на работе могут занимать работники вне зависимости от их пола. В то же время, 41 % отмечают, что хорошими руководителями могут быть только мужчины.

В политике образ женщины-руководителя еще более неоднозначен. Безусловно, на политическом небосклоне наличествует немало представительниц «другого пола», но не сказать, чтобы их было достаточно много. Все дело в том, что в принципе политика обычно ассоциируется с чем-то, что социум традиционно ассоциирует с поведением мужчин – получается, что если женщина-политик желает получить высокий процент социальной поддержки, то она должна обладать определенным набором качеств и черт, традиционно присущих, по мнению социума, мужчинам (воля, сила, мужская хватка). Многие из политических психологов при этом отмечают, что женщина, имитируя мужское поведение[4] не должна при этом отказываться от роли «женщины». Вот и получается, что сострадательная и заботливая женщина никак не может ассоциироваться с силой, характерной для мужчин[5], но при этом не может отказываться от этих характеристик. Во многом именно поэтому имидж женщины-политика зачастую является сомнительным, потому что буквально сочетает несочетаемое.

Напоследок отметим, что всегда проще говорить о неравенстве и гендерное – исключением не является. Существует множество параметров и индикаторов, по которым можно определить, что в обществе вызывает недовольство у определенной группы населения. С равенством – все куда сложнее. Эксперты ВЦИОМа считают, что последнее нужно оценивать через исследования аспектов массового сознания: «как сами граждане оценивают ситуацию с равенством прав и возможностей для обоих полов, чувствуют ли мужчины и женщины, что имеют равные права во всех сферах общественной жизни или нет». За последние годы наблюдается рост осознания самой идеи равенства прав и возможностей полов. А это значит, что в последующие годы идея равноправия станет в социальном дискурсе более осязаемой, нежели принято сейчас.

Автор статьи Чернопятова Софья

[1] https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/muzhchina-i-zhenshchina-monitoring

[2] https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/muzhchina-i-zhenshchina-monitoring

[3] https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13284

[4] https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-stereotipy-v-politicheskoy-sfere-sovremennogo-obschestva

[5] https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-strategii-smeshivaniya-metodov-dlya-izucheniya-usvoennoy-mizoginii-sredi-zhenschin-pokoleniya-millenium

Share.

Comments are closed.