Пятница, 19 апреля

Валенсия: архитектурное наследие «города шёлка»

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Валенсия является одним из старейших городов Испании. Город был основан римлянами на берегах реки Турия в 138 году до нашей эры и начал процветать в андулазийский период (714 -1171 годы нашей эры). Появление исламской культуры принесло с собой множество видов торговой деятельности, связанных с бумагой, шёлком, кожей и керамикой, что превратило Валенсию в международный коммерческий центр. Пережив краткий период упадка, Валенсия вновь возродила своё влияние в XV веке – этот период называют «Золотым периодом Валенсии». Они являются заслуживающими внимания памятниками, связанными с наследием Великого шелкового пути и шелковой промышленностью в городе.

Одним из заслуживающих внимания памятников, связанных с наследием Великого Шёлкового пути и шёлковой промышленностью в городе, является Лонха-де-ла-Седа или Шёлковая биржа. Этот шедевр гражданской валенсийской готической архитектуры, объявленный в 1996 году объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, располагается в историческом центре города – на Рыночной площади, напротив церкви Лос-Сантос-Хуанес и Центрального рынка Валенсии.

Биржа была построена между 1482 и 1548 годами по образцу рынка Пальма-де-Майорки, и её первым строителем был Пере Компте. Изначально она была посвящена торговле шёлком. Здание является подтверждением богатства Золотого века Валенсии, демонстрируя коммерческую революцию раннего Средневековья, период, в который упор был сделан на социальное развитие и престиж, приобретённый валенсийской буржуазией.

Уже в XIV веке здесь появились местные торговцы шёлком, которые в 1465 году объединились в Ассоциацию Богоматери Милосердия, и этой же святой была посвящена капелла при бирже, построенная в 1484-1486 годах. В связи с огромным значением шёлковой индустрии, учреждение, которое первоначально было известно просто как «торговая биржа», с конца XVII века стало называться Шёлковой биржей.

Сама по себе Шёлковая биржа представляет не одно, а целый комплекс зданий. Она состоит из четырёх частей: Колонного зала (Торгового), центральной башни (с капеллой и тюрьмой для воров шёлка, а также обанкротившихся купцов), Консульского павильона и Апельсинового дворика. Комплекс занимает участок площадью около 2000 квадратных метров.

 

Колонный зал или Торговый зал – также известный как Сала-де-Контратасьон (Зал заключения контрактов) – занимает первую часть сооружения и представляет собой большое помещение, разделённое на три продольных нефа и пять поперечных геликоидальными колоннами. На потолке высотой 17,4 метра красуются крестовые своды – он поддерживается 24-мя витыми колоннами и 16-ю пилястрами такого же типа.

Биржу выделяет символический характер, выраженный в местной архитектуре. Поскольку она планировалась как «храм торговли», Колонный зал позиционируется в качестве рая, где колонны своим дизайном напоминают стволы пальмовых деревьев, а своды – небесный свод.

Центральная башня строилась одновременно с Колонным залом и была увенчана террасой с зубцами и тремя гаргульями.

Её нижний этаж отведён под капеллу. Это небольшое помещение перекрыто звёздчатым крестовым сводом, а угловые консоли, на которые он опирается, украшены символами четырёх евангелистов. Попадающий сюда солнечный свет магически преломляется через большое витражное окно.

На второй этаж башни из Колонного зала ведёт маленькая зарешеченная дверь и виртуозная винтовая лестница также работы Пере Компте.

Из Колонного зала также можно попасть в Апельсиновый дворник – патио, в котором растут апельсины и кипарисы.

В центре дворика располагается романтический фонтан в форме восьмиконечной звезды в качестве неоготической замены прежнему фонтану.

Поднявшись здесь по широкой каменной лестнице, можно оказаться в Консульском павильоне – его также называют корпусом Морского консулата (Консолат-де-Мар), так как именно тут проводились заседания судебного характера, связанные с судоходством и торговлей. Это был первый в истории Испании торговый трибунал, созданный ещё в 1238 году.

Ведущий со стороны лестницы портал оформлен в виде килевидной арки, опирающейся на две консоли с изображениями пожирающего животное демона и крылатого грифа с человеческой головой.

 

 

 

 

 

Такие гаргульи встречаются по всему фасаду здания – всего их насчитывается 28, и они являются одним из самых характерных элементов биржи. Основная их функция заключается в том, чтобы отводить от кровли дождевую воду. Но также они несут в себе и символическую функцию.
Они выполнены в виде фантастических животных, птиц, монстров, пожирающих людей хищников, человеческих фигур и других мифологических персонажей. Эти сатирические образы призваны напоминать людям об определённых пороках и добродетелях. Многие из них представлены в гротескных позах, которые зачастую могут показаться откровенно непристойными.

 

 

 

 

 

Из-за их большого скопления на портале основного корпуса биржи его также иногда называют Порталом грехов.

Большинство этих фигурок, в соответствии с традицией Позднего Средневековья, напоминают о том или ином грехе плоти (как правило, об одном из смертных грехов).

В Валенсии есть ещё одно стратегическое важное здание в контексте Великого Шёлкового пути – Колледж высокого шёлкового искусства или, как он более известен на сегодняшний день, Музей Ассоциации Гильдии Ткачей Шёлка. Эта гильдейская корпорация, созданная 16 февраля 1479 года и объединившая валенсийских ткачей бархата, сыграв важную роль в экономике города.

В 1677 году местные мастера по пошиву шёлка направили королю Карлу II первую просьбу о том, чтобы это ремесло считалось искусством. Они добил ись успеха, и им было присвоено звание «Колледж художников». Уже в XVII веке Колледж завоевал популярность благодаря растущему расширению производства валенсийского шёлка. Получение официального статуса ознаменовал начало настоящего бума производства шёлка в XVIII веке.

Фасад постройки на протяжении веков претерпевал различные преобразования, переходя от готического к барочному стилю. Изначально это было здание в готическом стиле, но от него почти не осталось следов, и теперь это здание в стиле барокко. Во время очередного интенсивного расширения и реконструкции в середине XVIII века здесь был построен Зал славы. Это зал заседаний совета директоров, в котором встречались руководители корпорации – он является главным помещением Колледжа.

Убранство этой комнаты представляет собой микрокосм, состоящий из небесной части с фреской на потолке святого Иеронима, покровителя Гильдии ткачей шёлка, созданной Хосе Вергарой, и земной части – пола.

Пол из валенсийской керамики представляет собой четыре известных на то время континента. Его автор, Висенте Наварро, был вдохновлён Фонтаном Четырёх рек в Риме, где континенты представлены в виде их главных рек (Дунай, Нил, Ганг и Рио-де-ла-Плата).

Наварро представлял континенты в виде женщины в экипаже, где каждый континент запряжён местными животными из региона, такими как лошадьми в Европе, слонами в Азии, львами в Африке и аллигаторами в Америке.

Эмблемами Колледжа выступают лев и Святой Иероним. Сохранившиеся фрески с их изображением можно встретить в местной часовне. Покровитель-Иероним изображён здесь с рукописью на коленях и пером в руке, у его ног лев, а на заднем плане – подвешенный к кресту капеллан.

Пол в часовне выложен старинной плиткой, разделённой по диагонали зелёным и белым цветами – подобный стиль мощения носит название «мокадорец».
У подножия часовни также находится готическая винтовая лестница, высеченная из затвердевшей штукатурки – копия той, что находится на Шёлковой бирже. Эта лестница позволяла подняться на второй этаж или на чердак Колледж, однако, сегодня она застроена за ненадобностью.

Поныне Колледж владеет коллекцией, состоящей из шёлковых тканей ручной работы, инструментов для работы с шёлком, предметов галантереи, а также валенсийских исторических костюмов.

Помимо этого, здесь располагается исторический архив документов XV века Гильдии ткачей. Это самый важный гильдийский архив в Европе – он состоит из 48 пергаментов, 660 книг и 97 архивных ящиков.

Учитывая все перечисленные характеристики, можно смело судить о том, насколько значимое место занимала Испания в международных торговых связях.

 

Автор статьи: Варвара Картушина

Share.

About Author

Comments are closed.