Четверг, 25 апреля

Российские разработчики ПО устремились в Индию

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Два миллиарда долларов, или 20% годового объема продаж потеряли за 2022 год российские экспортеры ПО. Отечественный ИТ-бизнес пытается перестроить экспортные направления, в число лидеров уже вышли Индия, Узбекистан и ОАЭ. Благодаря территориальной и продуктовой диверсификации игроки софтверного рынка намерены в 2023 году достичь показателей рекордного для индустрии 2021-го. При этом успеть с импортозамещением внутри России компании вряд ли смогут в срок.

По данным отраслевой ассоциации «Руссофт», совокупный экспорт производителей ПО сократился до $9,2 млрд. В минувшем году компании-экспортеры пережили сразу два шока: запрет на сотрудничество с российским бизнесом и финансовые санкции, отметил президент некоммерческого партнерства разработчиков ПО Валентин Макаров. Это привело к тому, что отечественный бизнес открыл центры продаж в дружественных странах и вывез туда часть персонала, чтобы продолжать работу на глобальном рынке.

При этом в корне изменилась география экспорта цифровых продуктов. Европейский, американский, японский рынки уже не выглядят привлекательными. В то время как доля компаний, работающих в развивающихся странах, увеличилась с 1–2% до 10%. Наибольший интерес представляют государства ЕАЭС, где абсолютное лидерство удерживает Узбекистан. Первую строчку с ЕАЭС делит еще один притягательный регион — Юго-Восточная Азия. Доля компаний, которые интересуются проникновением туда, доходит до 10%. Индия — в топе предпочтений этого сегмента. Согласно данным опроса «Руссофта», число бизнес-игроков, желающих выйти на этот рынок, увеличилось с 1% в 2021 году до 7,2% в 2022-м.

Второе место по популярности у российских экспортеров занимает рынок Ближнего Востока, в частности ОАЭ. Здесь многие компании нашли в том числе финансовых партнеров для обхода санкций.

Тройку лидеров замыкает Латинская Америка, это направление за год выросло примерно в 4 раза. По мнению Валентина Макарова, этот территориально далекий рынок оказался близок российскому ментально. Активнее всего проявляли себя за границей не только компании из сферы информационной безопасности, но и заявившие о себе именно в 2022 году разработчики различных систем управления.

Итоги перестройки экспорта пока мало прогнозируемы, особенно с учетом того, что в Россию выручка от продаж ПО будет поступать опосредованно — через «дочек» российских компаний на дружественных рынках.

Компенсировать падение продаж на внешнем рынке за счет активизации внутреннего удалось не всем, так как, несмотря на политику импортозамещения, он сократился на 5–10%.

Экспорт независимости

В компании «Рексофт Консалтинг» считают, что российские айтишники могут побороться за 15% общемирового рынка ИТ-решений. И именно за счет предложения в самых динамично развивающихся сегментах: прикладное ПО на базе искусственного интеллекта, кибербезопасность и облачные решения. На мировом рынке в этих сегментах наблюдается опережающий рост — до 30%.

Как отметил директор практики «Рексофт Консалтинг» Алексей Богомолов, чтобы успеть в это окно возможностей, у российских компаний есть качественные наработки, достаточный уровень кооперации и поддержка разработчиков от государства, которая в последний год утроилась.

Однако даже рынки дружественных стран высококонкурентны, и для проникновения на них нужен качественный продукт и стратегия продвижения. Стартапам, занятым в сфере ИИ, а их появляется все больше, он советует для успешной экспансии обзавестись крупным инвестпартнером, например Rubbles или Cyberphysics. Для российского платформенного ПО аналитики видят перспективы в предложении предоставлять платформу как сервис и разделять ответственность за результат.

Игрокам кибербеза, часть которых и так хорошо известна международному рынку, к примеру Positive Group или «Лаборатории Касперского», эксперты советуют расширять линейки продуктов за счет поглощения бизнеса со смежными технологиями и включать в экосистему партнеров на локальных рынках.

«Это колоссальные показатели (15% мирового рынка. — Прим. ред.), которые нам даже не снились, — подчеркивает Макаров. — Мы можем выходить на новые рынки через продвижение платформенных решений для нового технологического уклада, через квантовую криптографию и постквантовое шифрование».

Кроме того, по его словам, в ряде стран, например в Индии, могут смотреть на Россию как на источник технологической независимости, и это увеличивает экспортный потенциал отечественных компаний. Для его реализации есть все, кроме господдержки: экспорт компьютерных услуг не входит в число приоритетов Российского экспортного центра, сетуют бизнесмены.

Генеральный директор ГК «Астра» Илья Сивцев подчеркивает, что развивать ИТ-бизнес только в нашей стране — неправильный ориентир для развития компании. «Мы не сможем быть достаточно конкурентными здесь, если не будем видеть, что есть там», — говорит Илья Сивцев. При этом экспортное движение «Астра» начинает с рынков СНГ. «У нас есть филиал в Белоруссии, первые наработки в Казахстане и Узбекистане. Есть договоренности по Индии, — рассказал Сивцев. — Перед менеджментом стоит задача делать минимум 30% выручки на “международке” в горизонте до 2025 года».

Источник: сайт БРИКС

Share.

Comments are closed.