Пятница, 29 марта

Молодые парламентарии выступили с инициативами по развитию русского языка на пространстве Содружества

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

16 марта 2023 года состоялось двадцатое заседание Молодежной межпарламентской ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств. Главной темой повестки стало обсуждение методов сохранения и развития русского языка как языка межнационального общения молодежи стран СНГ. Представители каждой молодежной парламентской делегации государств Содружества, принимающих участие в заседании, выступили с докладами по главной теме заседания.

Открыла заседание Координатор Молодежной межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ, член Постоянной комиссии Национального Собрания Республики Армения по государственно-правовым вопросам Лилит Минасян, которая озвучила повестку, представила участников заседания и передала слово докладчикам.

Член Комитета Милли Меджлиса Азербайджанской Республики по аграрной политике, член Комитета Милли Меджлиса Азербайджанской Республики по региональным вопросам Эмин Гаджиев представил формы сотрудничества между странами, в частности по социальным сферам. С 2010 года проводится Бакинский международный гуманитарный Форум, на который съезжаются выдающиеся представители политической, научной и культурной элиты мирового сообщества. На традиционной основе в Баку проводятся форумы молодежных инициатив. В Азербайджанской Республике около 340 школ, в которых на русском языке обучается более 140 тысяч детей, и более 15 тысяч граждан обучаются на отделениях русского языка в вузах Азербайджана.

«Эти и другие крупные проекты являются результатом межгосударственного сотрудничества и показателем высокой степени взаимопонимания между лидерами наших государств», – подчеркнул представитель Азербайджанской республики.

О текущем состоянии преподавания русского языка в Армении рассказала член Постоянной комиссии Национального Собрания Республики Армения по внешним связям Лена Назарян. Она отметила, что Государственная система образования в Армении является одноязычной. Дети учатся на армянском языке, но уже со второго класса преподается русский язык. Во всех государственных учебных заведениях Республики Армения также изучается русский язык.

«В целях повышения качества преподавания русского языка ежегодно проводится подготовка учителей русского языка. С прошлого года они могут участвовать в добровольной аттестации и в результате получать дополнительную ежемесячную оплату. Правительство Армении поддерживает специалистов по русскому языку и поощряет их работу финансовой поддержкой», – добавила Лена Назарян.

Среди трудностей представитель Армении указала нехватку специалистов по русскому языку, особенно в регионах.

О высокой востребованности русского языка рассказала член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по экономической политике Светлана Горваль. В соответствии с республиканским референдумом 1995 года и законом «О языках в Республике Беларусь» русский язык наряду с белорусским языком получил государственный статус. Одним из предметов, по которым проводится тестирование для поступления в вузы, является на выбор русский или белорусский языки. Наблюдается тенденция к росту численности выпускников школ, которые на тестировании выбирают русский. Подавляющее число библиотек, клубов, музеев и театров использует русский язык, также он преобладает в белорусских СМИ.

Результаты переписи 2019 года показали, что из 9,4 млн. жителей Беларуси 54,1 % назвали родным языком белорусский язык, 42,3 % русский язык. Что касается языка, используемого в быту, то в целом по стране русский язык выбрали 71,4 %, белорусский 26,0 %.

«Свобода выбора между белорусским и русским языком учитывает общественную языковую ситуацию и желание населения. Это сохраняет историческую дружбу между Беларусью и Россией, закладывает основу хороших дипломатических отношений двух стран и сотрудничества в разных областях, что стимулирует развитие общества и страны», – подчеркнула Светлана Горваль.

О популяризации русского языка в Республике Таджикистан участникам заседания рассказал заведующий правовым отделом Аппарата Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан Диловар Давлатзода. Ежегодно проводятся курсы повышения квалификации для учителей русского языка из всех областей, городов и районов республики. Успешно функционируют русские центры фонда «Русский Мир» в ведущих вузах страны. Значительно возросла роль русского языка в образовательной системе.

«Сегодня в стране насчитывается 69 школ с русским языком обучения, в которых учится около 47 тысяч учащихся. Функционирует также более 259 смешанных таджикско-русских школ с охватом порядка 70 тысяч школьников. В то же время в большинстве высших учебных заведениях Республики Таджикистан функционируют группы с русским языком обучения», – проинформировал представитель Таджикистана.

Диловар Давлатзода добавил, что в 2021 и в сентябре 2022 года из России в Таджикистан было направлено 50 учителей русского языка для работы в местных школах. Также, в 2022 году в пяти самых густонаселенных городах Таджикистана, Российской Федерацией были построены пять новых школ, образование в которых ведется полностью на русском языке.

От Российской Федерации выступили член Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, сенатор Российской Федерации Николай Владимиров и заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Борис Чернышов.

В своем докладе о методах сохранения и развития русского языка Николай Владимиров отметил важность постоянной работы для полноценного возрождения у молодежи интереса к русскому языку. Необходима разработка новых и совершенствование уже существующих программ, поощряющих изучение русского языка за рубежом. По его словам, следует подумать о создании адресной программы методической помощи преподавателям-русистам, искать и находить новые формы их организационной и финансовой поддержки. Важными направлениями являются развитие интерактивного образования, оказание эффективной помощи зарубежным русскоязычным медиаресурсам. Также он предложил создать системы грантов для особо успевающих, повышенных стипендий для студентов литературы.

Борис Чернышов в обращении к молодым парламентариям отметил, что большое количество лидеров общественного мнения и блогеров стран Содружества создают свой контент для молодежи именно на русском языке. Немалое количество сказок и мультфильмов на русском языке стали известны и завоевали любовь у детей и их родителей по всему миру.

Член Молодежного парламента при Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан, преподаватель Ташкентского государственного юридического университета Лайло Аслонова, выступавшая в формате онлайн, рассказала, что у узбекских студентов есть возможность учиться в лучших образовательных учреждениях России. Количество грантов, которые предоставляется для Узбекистана, стабильно возрастает, приезжают преподаватели из России для обучения узбекских учащихся русскому языку по новейшим технологиям. На сегодня в Узбекистане функционируют 15 филиалов российских высших учебных заведений, 12 из них были открыты за последние четыре года. Действует Российский образовательный центр, открытый в 2015 году на базе Самаркандского государственного университета. Всего в этих филиалах обучается более 6000 студентов и работает 260 преподавателей.

Под эгидой Года русского языка как языка межнационального общения в СНГ было решено провести Международный молодежный конкурс переводов. С положениями конкурса молодых законодателей познакомила Председатель Экспертного совета по межгосударственным делам Молодежного парламента при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Елена Еракина.

Молодые парламентарии приняли решение содействовать проекту «Электронной библиотеки «Молодежь Содружества» — единой базы информационных материалов по работе с молодежью в государствах региона, который представил заведующий электронной библиотекой «Молодежь Содружества» Института молодежной политики и международных отношений РТУ МИРЭА – базовой организации государств – участников СНГ по работе с молодежью Артем Туренко.

На заседании был поднят вопрос о разработке глоссария терминов и понятий по молодежной политике в странах СНГ. Подробнее о нем рассказал и. о. директора Института молодежной политики и международных отношений РТУ МИРЭА – базовой организации государств – участников СНГ по работе с молодежью Дмитрий Бункин.

После мероприятия молодые парламентарии посетили в Санкт-Петербурге музей-усадьбу Г. Р. Державина и русской словесности его времени.

Источник: сайт МПА СНГ

Share.

Comments are closed.